г. Владивосток |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А59-283/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей Д.А. Глебова, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента землепользования города Южно-Сахалинска,
апелляционное производство N 05АП-432/2023
на решение от 08.12.2022 судьи Н.А. Аникиной
по делу N А59-283/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Департамента землепользования города Южно-Сахалинска
(ОГРН 1026500544510, ИНН 6501053780)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 15 801 рубля 98 копеек задолженности по договору аренды земельного участка N 13794 от 01.09.2017 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
Департамент землепользования города Южно-Сахалинска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", общество) о взыскании 15 801 рубля 98 копеек задолженности по договору аренды земельного участка N 13794 от 01.09.2017 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 08.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что спорный земельный участок предоставлялся не для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Полагает, что в выносе сетей связи на территорию спорного участка не было необходимости и в настоящее время такое имущество на участке отсутствует.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 28.02.2023.
До начала судебного заседания через канцелярию суда от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ был приобщен к материалам дела. В отзыве ответчик просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда 28.02.2023 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте суда в сети Интернет, не явились, что по смыслу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 01.09.2017 между Департаментом (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 13794 (далее - спорный договор), по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды с 01.09.2017 по 31.08.2022 земельный участок площадью 1053 кв.м с кадастровым номером 65:02:0000006:449, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, на 61 км ПК4 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги (далее - спорный участок).
Земельный участок передается по передаточному акту, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N 1).
Разрешенное использование земельного участка: для организации стройплощадки к объекту: "Реконструкция моста на 61 км ПК 4 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги" за границами полосы отвода железной дороги (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.3 договора земельный участок с кадастровым номером 65:02:0000006:449 предоставляется для строительства объекта: "Реконструкция моста на 61 км ПК4 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги".
Согласно пункту 2.1 договора арендатор обязуется ежегодно вносить арендную плату за право пользования земельным участком, в соответствии с Приложением к договору "Расчет арендной платы", которое является неотъемлемой частью настоящего договора.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что размер арендной платы по договору может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке без согласования с арендатором, но не чаще одного раза в год. Основанием для изменения размера арендной платы являются нормативные акты органов государственной власти либо органов местного самоуправления, направленные на установление и (или) изменение размером арендной платы за земельные участки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". Об изменении арендной платы арендатор извещается арендодателем письменно. Стороны соглашаются с тем, что изменение размера арендной платы в соответствии с письменным извещением о таком изменении, направляемым арендодателем арендатору, происходит с указанной в уведомлении об изменении размера арендной платы даты. С момента изменения размера арендной платы арендатор обязан выплачивать арендную плату в увеличенном размере. В случае, если уведомление об изменении арендной платы получено арендатором после наступления очередного срока платежа по договору, арендатор обязан доплатить разницу между уплаченной суммой и суммой, подлежащей оплате в соответствии с названным уведомлением, в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления об изменении размера арендной платы.
В соответствии с пунктом 2.4 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 20 числа последнего месяца квартала, а за IV кв. не позднее 25 ноября текущего года.
Письмом от 22.07.2021 N 409092 истец направил в адрес ответчика требование об исполнении обязательств по оплате задолженности по договору, которое ответчиком исполнено не было.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд Сахалинской области с настоящим иском.
Возникшие между сторонами правоотношения были правильно квалифицированы судом первой инстанции как обязательственные отношения, возникшие из договора аренды земельного участка, которые подлежат регулированию нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также общими нормами об обязательственных отношениях и договорах ГК РФ.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Пунктом 7 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
В силу статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно разъяснениям пункта 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (далее - постановление N 73) при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления N 73).
В связи с тем, что спорный договор аренды заключен в отношении земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, размер арендной платы определен не по результатам торгов, следовательно, в соответствии с вышеуказанными норма и разъяснениями арендная плата по настоящему договору является регулируемой.
Поскольку в настоящих правоотношениях арендная плата является регулируемой, то стороны обязаны руководствоваться размером арендной платы, предписанным соответствующими нормативными актами, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Согласно предмету иска Департамент просит взыскать основной долг по арендной плате за 2020 год в размере 15 801 рубля 98 копеек, рассчитанный на основании Решения Городской Думы города Южно-Сахалинска от 26.02.2020 N 159/8-20-6 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" и предоставленные в аренду без торгов, а также об установлении ставок и коэффициентов, применяемых в расчете арендной платы за земли на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
В то же время, возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылается на необходимость применения к правоотношениям сторон пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, поскольку спорный участок был предоставлен ему под временный отвод, в том числе, сетей связи в целях реконструкции железнодорожных мостов железнодорожной линии Корсаков - Арсентьевка Дальневосточной железной дороги.
Повторно оценив вышеуказанные возражения ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К таким объектам подпункт 2 статьи 49 ЗК РФ определяет, в том числе, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Как следует из пункта 1.3 договора аренды, спорный земельный участок был предоставлен ответчику для строительства объекта: "Реконструкция моста на 61 км ПК4 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги", то есть для строительства объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что истцом не оспаривается.
Данное обстоятельство также подтверждается письмом Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска от 19.05.2014 N 6160/6159-014/2, в котором указано на обращение ответчика с просьбой выдать акты о выборе земельных участков для реконструкции моста на 61 км ПК 4 участка Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги.
Распоряжением Департамента архитектуры градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинск от 22.08.2014 N 1063-р утверждена схема расположения земельного участка, необходимого для размещения временных объектов, не подпадающих в полосу отвода ДВОСТ ЖД. В соответствии со схемой участок с кадастровым номером 65:02:0000006:449 сформирован в кадастровом квартале N 65:02:0000006. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 65:02:0000006:449 получен Департаментом 02.10.2014 N 65/201/14-87371.
Как следует из Приказа Минстроя России от 19.06.2020 N 332/пр организация строительной площадки подразумевает, в том числе, нахождение на ней временных сетей связи.
Согласно "ГСН-2001. Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений. ГСН 81-05-01-2001", утвержденному постановлением Правительства Госстроя РФ от 07.05.2001 N 45 и действовавшему на дату заключения спорного договора аренды, строительная площадка - территория, отведенная в соответствии с проектом в установленном порядке, для постоянного размещения объекта строительства, а также служб строительно-монтажных организаций и с учетом временного отвода территории, определяемой по условиям производства работ.
Ответчиком в материалы дела представлена проектная документация по объекту: "Реконструкция моста на 61 км ПК4 участка Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги" Раздел 2 "Проект полосы отвода" и Подраздел 3.2 Сети связи 8323-5-ТКР.СС.КЗ, получившая положительное заключение государственной экспертизы, в соответствии с которой предусмотрено строительство временного обхода и временные выноски, в том числе, временная выноска сетей связи из зоны строительства.
Из графической части данного проекта следует, что частично временная выноска сетей связи проходит по спорному земельному участку и дополнительный временный отвод выделен, в том числе, под временную выноску сетей связи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 09.02.2017 N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, тоннели, эстакады, мосты, установки, сооружения, участки железнодорожных путей, здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств железнодорожного транспорта.
Согласно абзацу третьему статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
На основании вышеизложенных норм и обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на спорный земельный участок был предоставлен ответчику для размещения объектов железнодорожной инфраструктуры, в частности, для временной выноски сетей связи, в связи с чем размер арендной платы за данный участок в силу пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Доводы истца о том, что спорный земельный участок предоставлялся не для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а в выносе сетей связи на территорию спорного участка не было необходимости и в настоящее время такое имущество на участке отсутствует, подлежат отклонению как противоречащие установленным выше обстоятельствам дела.
Кроме того, как было верно отмечено судом первой инстанции, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий связи, предусматривается наличие охранной зоны, которая устанавливается в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
Размеры охранных зон устанавливаются согласно Правилам охраны линий и сооружений связи РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 которых в обязательном порядке вдоль трассы кабеля связи создаются просеки шириной не менее 6 метров (по 3 метра с каждой стороны от кабеля связи).
Как следует из спорного договора аренды, он заключен на основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в соответствии с которым договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления деятельности ОАО "РЖД" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, из условий самого договора следует, что спорный земельный участок предоставлен ответчику в аренду для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Как было указано выше, согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности российской федерации, в соответствии с пунктом 5 которых арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "РЖД" по субъектам РФ, в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участок на территории Сахалинской области составляет 13,05 рублей за 1 га в год.
В силу пункта 5 Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 ставки арендной платы за федеральные земельные участки подлежат индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год
Таким образом, расчет арендной платы за 2020 год ввиду его регулируемого характера должен был производиться арендодателем из вышеуказанной ставки (с учетом индексации исходя из уровня инфляции), что значительно ниже расчета аренды, рассчитанного на основании Решения Городской Думы города Южно-Сахалинска от 26.02.2020 N 159/8-20-6.
Учитывая вышеизложенное, а также факт внесения арендатором арендных платежей в период с 2017-2019 годы в гораздо большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии у ответчика задолженности по арендным платежам в 2020 году, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционным жалобам судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации муниципальные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.12.2022 по делу N А59-283/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.М. Синицына |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-283/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Ответчик: ОАО ДКРС - Хабаровск "РЖД"