г. Хабаровск |
|
06 марта 2023 г. |
А73-16295/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Кедр": Благинина Н.П., по доверенности от 06.02.2023;
от Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: Вахнин А.В., по доверенности от 31.01.2023 N 03/01; Карловская Т.В., по доверенности от 30.01.2023 N 09/06;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края
на решение от 21.11.2022
по делу N А73-16295/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кедр"
к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - заявитель, ООО "Кедр", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконным решения министерства, выраженного в письме от 01.09.2022 N 05-30/11438 об отказе в выдаче согласия на сделку с арендованным участком; обязать министерство выдать согласие на сделку с арендованным лесным участком или арендованными правами по договору аренды лесного участка от 18.01.2012 N 1154/2011 на основании заявления ООО "Кедр" от 04.08.2022 N ГУ-1.
Решением суда от 21.11.2022 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано незаконным, на министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "Кедр" от 04.08.2022 N ГУ-1.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. В жалобе Министерство приводит доводы о том, что на момент заключения договора аренды (18.01.2012) применялось положение статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ, согласно которой до 01.01.2015 допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. Таким образом, в отношении спорного участка государственный учет не осуществлялся, следовательно, арендатор не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам. Просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представители Министерства на доводах жалобы настаивали, просили решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель общества в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что между ООО "Кедр" и Правительством Хабаровского края заключен договор аренды лесного участка от 18.01.2012 N 1154/2011 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 3.8 Положения о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 N 707-пр, полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков, заключенным Правительством края, возложены на Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.
Согласно подпункту "г" пункта 10 договора арендатор имеет право с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору другим лицам.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.
ООО "Кедр" обратилось в Министерство с заявлением о выдаче согласия на сделку с арендованным лесным участком или арендными правами по договору.
Министерство письмом от 29.07.2022 N 05-30/9958 в выдаче согласия отказало в связи с тем, что арендованный лесной участок не прошел государственный кадастровый учет, а в поступившем заявлении указан кадастровый номер лесничества, а не участка.
04.08.2022 ООО "Кедр" повторно обратилось в Министерство с аналогичным заявлением.
Письмом от 01.09.2022 N 05-30/11438 Министерство повторно отказало в выдаче согласия, поскольку арендованный лесной участок не прошел государственный кадастровый учет.
Не согласившись с вынесенным отказом, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим кодексом (пункт 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Как усматривается из материалов дела, Министерство, отказывая в выдаче испрашиваемого согласия, сослалось на отсутствие кадастрового учета арендованного лесного участка.
Порядок и стандарт предоставления государственной услуги по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами регламентирован Административным регламентом предоставления управлением лесами Правительства Хабаровского края государственной услуги по выдаче согласия на сделку с арендованным лесным участком или арендными правами, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 02.10.2014 N 69 (далее - Административный регламент).
Подпунктом 2.11.1. пункта 2.11. раздела 2 Административного регламента установлен перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче согласия, в том числе, помимо прочих, если арендованный лесной участок не прошел государственный кадастровый учет.
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации (часть 1 статья 13 Закона N 218-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 4 статья 69 Закона N 218-ФЗ),
В силу требований части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о таких лесных участках, согласно части 2 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, подлежат внесению в ЕГРН после уточнения их границ на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Как видно из материалов дела, лесной участок, переданный по договору, является частью земельного участка с кадастровым номером: 27:09:0000000:48 (Нанайское лесничество).
Таким образом, принимая во внимание, что права на арендованный лесной участок зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены, ему присвоен учетный номер в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (согласно п. 2 Договора, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 08:228:20:1154), данный объект считается ранее учтенным объектом недвижимости.
По указанной причине данное обстоятельство не могло являться основанием для отказа Министерства в согласовании передачи прав и обязанностей по договору лесного участка.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, при организации и проведении аукциона, по результатам которого был заключен договор, уполномоченный орган (на тот момент Управление лесами Правительства Хабаровского края) также исходил из того, что лесной участок является ранее учтенным объектом недвижимости.
В противном случае, право аренды на данный участок не могло быть предметом такого аукциона, и договор не был бы заключен, поскольку исходя из части 2 статьи 72 ЛК РФ (в действующей редакции и в редакции, действовавшей в 2011 на момент проведения аукциона), объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Министерства в согласовании передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, выраженный в письме от 01.09.2022 N 05-30/11438, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и, как следствие, является незаконным.
В этой связи выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований являются правильными.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта не установлено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.11.2022 по делу N А73-16295/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16295/2022
Истец: ООО "Кедр"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края