г. Москва |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А40-99327/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
помощником судьи Нурбаевой Д.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ПРОМИНВЕСТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2022 по делу N А40-99327/22
по заявлению ООО"ПРОМИНВЕСТ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве
третьи лица -1) Департамент городского имущества города Москвы
2) ООО ПЗП ВР "СОКОЛЬНИКИ"
о признании незаконными действия
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Федоров Д.И. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПРОМИНВЕСТ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление) по принятию на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, с отражением в ЕГРН правообладателя - Департамента городского имущества города Москвы, нежилого здания 1962 года постройки, площадью 561.1 кв. м, по адресу: г. Москва, Отрадное, ул. Декабристов, д. 45а, строен. 2, с кадастровым номером 77:02:0014001:1020, с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением от 29.09.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители общества и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ООО "ПромИнвест" принадлежат на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами: 77:02:0014001:1083 - площадь 259.5 кв.м., адрес: Москва, ул. Декабристов, д. 45А, 77:02:0014001:1084 - площадь 159.7 кв.м., адрес: Москва, ул. Декабристов, д. 45А, строен. 1, 77:02:0014001:2894 - площадь 566.7 кв.м., адрес: Москва, ул. Декабристов, д. 45А, строен. 3, расположенные на земельному участке по адресу г. Москва, Отрадное, ул. Декабристов, д. 45а, с кадастровым номером 77:02:0014001:62 (Земельный участок).
Данные здания располагаются на Земельном участке с кадастровым номером 77:02:0014001:62, переданного ООО "ПромИнвест" в аренду до 28.05.2064 для эксплуатации зданий административно-бытового и складского назначения (договор аренды М-02-047689 от 18.09.2015).
В 2014 году Здания приобретены ООО "ПромИнвест" по Договору купли-продажи нежилого помещения N 1 от 16.09.2014 (Договор купли-продажи зданий), заключенного с ЗАО ПЗП Вторреесурсов "Сокольники" (позднее преобразованное в ООО ПЗП ВР "СОКОЛЬНИКИ").
Указанные здания переданы ООО "ПромИнвест" по передаточным актами N N1-3 от 06.10.2014 к Договору купли-продажи зданий.
Отдельным актом приема - передачи недвижимого имущества от 06.10.2014 к Договору купли-продажи зданий ООО "ПромИнвест" передан в собственность спорный объект - одноэтажное здание по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, д. 45а, строен. 2, назначение склад, 1962 года постройки.
01 февраля 2021 заочным решением Бутырского районного суда города Москвы от 01.02.2021 по делу N 02-0395/2021 заявление Департамента городского имущества Москвы (Департамент) о признании права собственности города Москвы на спорный объект ввиду его бесхозяйности (нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0014001:1020) - удовлетворено.
04.06.2021 на основании данного заочного решения суда право собственности на спорный объект зарегистрировано за г. Москва (выписка из ЕГРН от 07.07.2021).
02 августа 2021 определением Бутырского районного суда города Москвы по делу N 02-0395/2021 указанное решение отменено по заявлению ООО "ПромИнвест".
30 сентября 2021 определением Бутырского районного суда города Москвы по делу N 2-4843/21 заявление Департамента городского имущества Москвы оставлено без рассмотрения.
Определением Бутырского районного суда города Москвы по делу N 02-0395/2021 суд определил произвести поворот заочного решения Бутырского районного суда города Москвы от 01.02.2021 по делу N 02-0395/2021, и внести в ЕГРН запись о бесхозяйном объекте недвижимости в отношении спорного объекта.
15.02.2022 Управлением Росреестра по Москве произведена запись от 15.02.2022 за N 77:02:0001014:1020-77/051/2022-4У о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости спорного объекта, в качестве правообладателя указан Департамент городского имущества города Москвы (выписка из ЕГРП от 15.02.2022).
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции обществом подано заявление о частичном отказе от заявленных требований.
Из материалов дела следует, что ответчиком из ЕГРН исключен правообладатель - Департамент городского имущества города Москвы, нежилого здания 1962 года постройки, площадью 561.1 кв. м, по адресу: г. Москва, Отрадное, ул. Декабристов, д. 45а, строен. 2.
Руководствуясь ч.2 ст.49 АПК РФ ООО "ПРОМИНВЕСТ" полностью отказывается от заявленных требований в части признания незаконными действия Управления Росреестра по Москве по отражению в ЕГРН правообладателя - Департамента городского имущества города Москвы, в отношении нежилого здания 1962 года постройки, площадью 561,1 кв. м, по адресу: г. Москва, Отрадное, ул. Декабристов, д. 45а, стр. 2, с кадастровым номером 77:02:0014001:1020.
Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 151 АПК РФ, стороне известны и понятны.
На основании ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что частичный отказ от заявленных исковых требований не противоречит закону, иным нормативно-правовым актам и не нарушает права и интересы других лиц, считает, что заявление общества о частичном отказе от исковых требований, подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "ПРОМИНВЕСТ" требований в части признания незаконными действия Управления по принятию на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, нежилого здания 1962 года постройки, площадью 561.1 кв. м, по адресу: г. Москва, Отрадное, ул. Декабристов, д. 45а, строен. 2.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемых действий регистрирующего органа.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В силу части 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона, Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее - реестр прав на недвижимость).
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) до 1 января 2013 года устанавливался переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
До 01 января 2013 года кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществлялась (ч. 2 ст. 44 Закона о кадастре).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с ч. 2.2 ст. 43 Закона о кадастре.
Технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, осуществленный до вступления в силу Закона о кадастре (до 1 января 2008 года) и в переходный период, признается юридически действительным, и такие объекты недвижимости считаются учтенными в соответствии с Законом о кадастре, так называемые ранее учтенные объекты недвижимости (пункт 1 статьи 45 Закона о кадастре). Аналогично объекты, которые не прошли государственный технический учет, но права собственности, на которые зарегистрированы в ЕГРП по правилам Закона о регистрации, не прекращены и которым присвоен условный номер, также признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
По окончании переходного периода в срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (органы БТИ) обязаны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости заверенные копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ранее учтенных объектов недвижимости).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 45 Закона о кадастре). Порядок и сроки включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы ГКН такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Из материалов дела усматривается, что ЕГРН содержит актуальные сведения об объекте недвижимого имущества со статусом "ранее учтенный" с кадастровым номером 77:02:0014001:1020, условный номер -2304809 от 31.08.2004 ГУП МосгорБТИ: нежилое здание, количество этажей - 1, площадь 561,1 кв.м.; год ввода в эксплуатацию - 1962 адрес Г. Москва, Отрадное, ул. Декабристов, д. 45а, стр. 2.
В кадастр недвижимости ЕГРН сведения о Здании внесены 24.05.2012 в соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в объеме, переданном ГУ МосгорБТИ в составе информационного ресурса в электронном виде по состоянию на дату технической инвентаризации.
В состав спорного здания входят помещения с кадастровыми номерами 77:02:0014001:1133, 77:02:0014001:1134, 77:02:0014001:1135, 77:02:0014001:1136, 77:02:0014001:1137.
Определением Бутырского районного суда города Москвы от 30.09.2021 г. по делу N 2-395/21 суд обязал произвести поворот исполнения заочного решения Бутырского районного суда г. Москвы от 01.02.2021 по гражданскому делу N 2-395/21 внести в ЕГРН в отношении спорного Объекта запись о бесхозяйном имуществе.
На момент постановки объекта на учет ООО "ПРОМИНВЕСТ" не обладало правами на этот объект, подтвержденными в установленном законом порядке.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 ГК РФ).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, согласно пункту 3 которого на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 9 Порядка).
В соответствии с пунктом 12 Порядка заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
Департаментом 30.07.2019 в Управление направлен необходимый пакет документов в соответствии с пунктом 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532.
Департамент представил документы, свидетельствующие об отсутствии у объекта недвижимости собственника, что является достаточным основанием для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного.
Таким образом, 06.08.2019 здание правомерно принято Управлением на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Порядок) на основании заявления представителя Департамента городского имущества Москвы.
Как верно указал суд первой инстанции, постановка объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного сама по себе не создает препятствий или ограничений в пользовании имуществом, не создает обязательств у пользователей, и не может толковаться как влекущее обязательное изъятие имущества у фактического владельца. Постановка имущества на учет является предварительной процедурой, направленной на выявление собственников имущества с целью вовлечения имущества в гражданский оборот, в связи с чем сама по себе такая процедура не нарушает права и законные интересы лица, самовольно владеющего и использующего имущество по своему усмотрению при отсутствии прав на такое имущество.
Кроме того постановка Объекта в качестве бесхозяйного не препятствует Заявителю оформить права собственности на Объект, предоставив надлежащие документы-основания.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что действия Управления по принятию объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ООО"ПРОМИНВЕСТ" от заявленных требований в части признания незаконными действия Управления Росреестра по Москве по отражению в ЕГРН правообладателя - Департамента городского имущества города Москвы, в отношении нежилого здания 1962 года постройки, площадью 561,1 кв. м, по адресу: г. Москва, Отрадное, ул. Декабристов, д. 45а, стр. 2, с кадастровым номером 77:02:0014001:1020.
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.09.2022 по делу N А40-99327/22 в данной части отменить. Производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99327/2022
Истец: ООО "ПРОМИНВЕСТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ВТОРИЧНЫХ РЕСУРСОВ "СОКОЛЬНИКИ"