г. Пермь |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А71-14343/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И., судей Семенова В.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии от заявителя - Каримов Р.Р., паспорт, доверенность от 23.09.2022, диплом,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Белкамнефть",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 декабря 2022 года
по делу N А71-14343/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белкамнефть" (ИНН 1835058718, ОГРН 1041801052072)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН 1831044305, ОГРН 1021801162679)
третье лицо - Автономное учреждение Удмуртской Республики "Удмуртлес" (ИНН 1832025104, ОГРН 1021801434160),
о признании незаконными приказов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Белкамнефть" (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными приказов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (заинтересованное лицо) от 16.06.2022 N 617, N 618 об утверждения отрицательных заключений экспертной комиссии по проектам освоения лесов лесных участков от 14.06.2022 N 3040 и N 3041, обязании устранить нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки и утверждения положительных заключений в отношении проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Белкамнефть" в Кезском лесничестве Удмуртской Республики для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов по договору аренды от 25.02.2022 N01/2- 15/1436 и проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Белкамнефть" в Кезском лесничестве Удмуртской Республики для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от 25.02.2022 N01/2-15/1437.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено автономное учреждение Удмуртской Республики "Удмуртлес".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции при разрешении спора норм материального права, неверное толкование положений ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Полагает, что субъектом возникновения обязанности по лесовосстановлению или лесоразведению в силу ч. 1 ст. 63.1 ЛК РФ является лицо, действия которого непосредственно повлекли сокращение площади лесных насаждений. Отмечает, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются согласно проекту лесовосстановления, а не в соответствии с проектом освоения лесов в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у лица наступает обязанность по выполнению данных работ, является факт использования лесов с рубкой лесных насаждений.
Заявитель считает, что представленные им для утверждения проекты освоения лесов содержат все сведения, предусмотренные пунктом 9 Состава проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69. Поясняет, что с учетом цели аренды заявителем лесных участков - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (строительство и эксплуатация дороги автомобильной, линии электропередач воздушной 10 кВ, трубопровода технологического (нефтепровода), осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (строительство и эксплуатация площадки производственной (куст N8) Поломского месторождения нефти) на указанных участках предполагается вырубка лесных насаждений, однако лесовосстановительные мероприятия на этих же участках осуществлению не подлежат, однако будут заявителем выполнены на иных лесных участках в соответствии с самостоятельным проектом лесовосстановления, с учетом чего в проектах освоения лесных участков, предоставленных заявителю на основании договоров аренды, указание мероприятий по лесовосстановлению не являлось необходимым, не запроектированы его способы и объемы, лесовосстановление на арендованных лесных участках не предусмотрено. Полагает, что законные основания для утверждения заинтересованным лицом отрицательных заключений при государственной экспертизе проектов освоения лесов отсутствовали.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством (арендодатель) и ООО "Белкамнефть" (арендатор) заключены договоры аренды:
- договор аренды лесного участка общей площадью 5,7 га, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Кезский район, Кезское лесничество, Лесное участковое лесничество, квартал 139 (часть выдела 23); Чепецкое участковое лесничество, кварталы 50 (части выделов 29, 34, 36, 38, 39, 46, 48, 51), 51(части выделов: 16, 21, 22), кадастровый номер 18:12:177001:1396 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 25.02.2022 N 01/2-15/1436 с целью строительства и эксплуатации дороги автомобильной, линии электропередач воздушной 10- кВ, трубопровода технологического (нефтепровода) до куста N 8 Поломского нефтяного месторождения (государственная регистрация от 21.03.2022 N 18:12:177001:1396-18/063/2022-3),
- договор аренды лесного участка общей площадью 5,6741 га, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Кезский район, Кезское лесничество, Чепецкое участковое лесничество, кварталы 50 (части выделов 20, 21, 28, 29, 51, 55), 51(части выделов: 15, 16, 17, 21, 22, 23), кадастровый номер 18:12:000000:1927 для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 25.02.2022 N 01/2-15/1437 с целью строительства и эксплуатации площадки производственной (куст N 8) Поломского месторождения нефти (государственная регистрация от 15.03.2022 N 18:12:000000:1927-18/062/2022-3).
Срок действия договоров аренды - 49 лет с даты государственной регистрации договора (п.6.1).
Согласно характеристикам лесных участков, обозначенных в приложениях N 2 к договорам, лесные участки обременены арендой (арендатор - АУ УР "Удмуртлес" по договору аренды лесного участка от 28.10.2013 N 01/2-15/790 по разрешенному виду использования лесов - для заготовки древесины), что не препятствует использованию лесов для иных целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Границы лесных участков указаны в схемах расположения лесного участка, предусмотренных приложениями N 1 к договорам (пункт 1.4 договоров).
Подпунктом "г" пункта 3.4 договоров установлена обязанность арендатора в течение шести месяцев со дня заключения договора аренды разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
21.04.2022 ООО "Белкамнефть" направило в АУ УР "Удмуртлес" письма N 5-07/218, 5-07/219 о согласовании вырубки лесных насаждений на лесных участках, предоставленных обществу на основании договоров аренды от 25.02.2022 N 01/2-15/1436, от 25.02.2022 N 01/2-15/1437.
В ответ на обращение АУ УР "Удмуртлес" письмами от 20.05.2022 N 01-07-503, N 01-07-504 сообщило ООО "Белкамнефть" о том, что лесные участки предоставлены в аренду АУ УР "Удмуртлес" по договору аренды лесного участка от 28.10.2013 N 01/2-15/790 для заготовки древесины, преимущественным правом на рубку лесных насаждений обладает АУ УР "Удмуртлес", вырубка заявителем лесных насаждений на лесных участках с правом реализации древесины через МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области не согласована.
08.06.2022 ООО "Белкамнефть" обратилось в Министерство с заявлениями о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов лесных участков, предоставленных в аренду на основании договоров аренды лесного участка от 25.02.2022 N 01/2-15/1436, от 25.02.2022 N 01/2-15/1437 (вх. N 01-20/08958, 01-20/08959).
Приказами Министерства от 16.06.2022 N 617, N 618 утверждены отрицательные заключения экспертной комиссии при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 14.06.2022 N 3040, N 3041 по проектам освоения лесных участков, предоставленных в аренду ООО "Белкамнефть" на основании договоров аренды.
Согласно заключениям экспертной комиссии по проектам освоения лесных участков от 14.06.2022 N 3040, N 3041 арендованные лесные участки частично представлены лесными землями, покрытыми лесной растительностью. На лесном участке с целью строительства и эксплуатации производственной площадки (куст N8) Поломского месторождения нефти предусмотрена рубка лесных насаждений на площади 4,7719 га. На втором лесном участке с целью строительства и эксплуатации дороги автомобильной, линии электропередач воздушной 10-кВ, трубопровода технологического (нефтепровода) до куста N8 Поломского нефтяного месторождения предусмотрена рубка лесных насаждений на площади 3,6 га; вырубку лесных насаждений осуществляет АУ УР "Удмуртлес" по договору аренды от 28.10.2013 N01/2-15/790; в разделе 5 проекта освоения лесов "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" обязательства по "компенсационному" лесовосстановлению не запроектированы, что противоречит статье 63.1 ЛК РФ; на основании пункта 10.1 приказа Минприроды России от 31.07.2020 N513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", представленные проекты освоения лесов требуют доработки с учетом замечаний, изложенных в заключениях.
Полагая, что приказы Министерства от 16.06.2022 N 617 и N 618 об утверждении заключений государственной экспертизы проектов освоения лесов от 14.06.2022 N 3040, N 3041, заключения экспертной комиссии являются незаконными, нарушают права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции посчитал оспариваемые приказы правомерными с учетом утвержденных заключений государственной экспертизы проектов освоения лесов, оснований для удовлетворения требований заявителя не установил.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 12 Лесного кодекса определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление геологического изучения недр.
Исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 1 статьи 21 Лесного кодекса строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в том числе в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 Лесного кодекса).
Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс были внесены в том числе следующие изменения.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ Лесной кодекс был дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса утверждены Правила от 07.05.2019 N 566.
Согласно пункту 2 Правил от 07.05.2019 N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил от 07.05.2019 N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то следовательно у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Однако Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункта 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства (статья 2 Лесного кодекса), в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. При этом нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Согласно статье 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", действовавшему на момент издания оспариваемых приказов, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (п.3 Состава).
На основании п.4 Состава общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
В проекте заполняются сведения о лесном участке (п.6 Состава).
В п.9 Состава указано, что раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря; сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (приложение N 15), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17 - 19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении (приложение N 20); проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению (приложения N 21, 22), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), проектируемые виды и объемы ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий ухода; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения N 23, 24) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Таким образом площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении, а также проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления подлежат указанию в проекте освоения лесов применительно к тому лесному участку, в отношении которого указанный проект разработан.
Как следует из материалов дела, заявителем для проведения государственной экспертизы представлены проекты освоения лесов, разработанные применительно к арендованным лесным участкам.
В п. 5.7 общей части проектов (площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении,) в таблице 20 такие земли не приведены; указано, что лесовосстановление на лесном участке, предоставленном в аренду, не планируется, поэтому способы и объемы лесовосстановления не разрабатываются. В п.5.8 общей части проектов (проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления) также указано, что лесовосстановление на лесном участке, предоставленном в аренду, не планируется, поэтому способы и объемы лесовосстановления не разрабатываются.
Согласно заключениям экспертной комиссии по проектам освоения лесных участков от 14.06.2022 N 3040, N 3041 арендованные лесные участки частично представлены лесными землями, покрытыми лесной растительностью. На лесном участке с целью строительства и эксплуатации производственной площадки (куст N8) Поломского месторождения нефти предусмотрена рубка лесных насаждений на площади 4,7719 га. На втором лесном участке с целью строительства и эксплуатации дороги автомобильной, линии электропередач воздушной 10-кВ, трубопровода технологического (нефтепровода) до куста N8 Поломского нефтяного месторождения предусмотрена рубка лесных насаждений на площади 3,6 га; рубку лесных насаждений осуществляет АУ УР "Удмуртлес" по договору аренды от 28.10.2013 N01/2-15/790; в разделе 5 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" обязательства по "компенсационному" лесовосстановлению не запроектированы, что противоречит статье 63.1 ЛК РФ; на основании пункта 10.1 приказа Минприроды России от 31.07.2020 N513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", представленные проекты освоения лесов требуют доработки с учетом замечаний, изложенных в заключениях.
Таким образом представленные заявителем проекты освоения лесов получили отрицательное заключение экспертной комиссии ввиду того, что в разделе 5 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проектов обязательства по компенсационному лесовосстановлению не запроектированы. Отрицательные заключения утверждены оспариваемыми приказами Министерства.
Вместе с тем то обстоятельство, что с учетом цели предоставления лесных участков в аренду - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (строительство и эксплуатация дороги автомобильной, линии электропередач воздушной 10 кВ, трубопровода технологического (нефтепровода), осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (строительство и эксплуатация площадки производственной (куст N 8) Поломского месторождения нефти) лесовосстановительные мероприятия именно на проектируемых участках не могут быть выполнены, заинтересованное лицо не оспаривает.
Также законом не предусмотрено указание в проекте освоения лесного участка на мероприятия, подлежащие осуществлению на ином лесном участке.
Следовательно, п. 5.7 общей части проектов (площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении) в таблице 20 такие земли заявителем не приведены обоснованно, при этом указано, что лесовосстановление на лесном участке, предоставленном в аренду, не планируется, поэтому способы и объемы лесовосстановления не разрабатываются. В п.5.8 общей части проектов (проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления) также верно указано, что лесовосстановление на лесном участке, предоставленном в аренду, не планируется, поэтому способы и объемы лесовосстановления не разрабатываются.
Доводы заинтересованного лица о том, что в любом случае в пунктах 5.7, 5.8 проектов подлежали указанию площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении, проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены как несостоятельные, учитывая, что на арендованных заявителем лесных участках лесовосстановление осуществлению не подлежит.
Так как использование заявителем лесных участков, предоставленных по договорам аренды, предполагает вырубку лесных насаждений, то заявителем должны быть выполнены обязанности по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии с Лесным кодексом, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно самостоятельным проектам лесовосстановления или лесоразведения, составленным в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса. При этом объем указанных обязанностей подлежит определению с учетом положений Закона N 303-ФЗ, которым статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункта 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (п.3 Порядка).
Согласно п.п.10, 10.1 Порядка положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Представленные заявителем проекты освоения лесов не противоречат нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Непредусмотрение в проектах мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов с учетом целей освоения заявителем лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка в данном случае о несоответствии проектов обязательным требованиям не свидетельствует.
Учитывая, что проекты освоения лесов составлены заявителем без нарушений закона, оснований для выдачи отрицательных заключений государственной экспертизы проектов, а также утверждения указанных заключений оспариваемыми приказами не имелось.
Оспариваемые приказы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики противоречат ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации, приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", а также создают препятствия заявителю в использовании предоставленных в аренду лесных участков, ввиду чего подлежат признанию недействительными.
Заявленные требования следует удовлетворить.
Обжалуемое решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, приведенных в решении, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ).
Судебные относятся на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в порядке ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 декабря 2022 года по делу N А71-14343/2022 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными приказы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 16.06.2022 N N 617, 618 об утверждении заключений экспертной комиссии по проектам освоения лесов лесных участков от 14.06.2022 NN 3040, 3041.
Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН 1831044305, ОГРН 1021801162679) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Белкамнефть" (ИНН 1835058718, ОГРН 1041801052072).
Взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН 1831044305, ОГРН 1021801162679) в пользу ООО "Белкамнефть" (ИНН 1835058718, ОГРН 1041801052072) расходы по уплате госпошлины по заявлению в размере 6000 руб., по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
В.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14343/2022
Истец: ООО "Белкамнефть"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
Третье лицо: Автономное учреждение Удмуртской Республики "Удмуртлес"