г. Хабаровск |
|
07 марта 2023 г. |
А04-3755/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самар Л.В.
судей Гричановской Е.В., Мангер Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной К.Р.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 7 филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ (по Восточному военному округу): Шлык А.В. по доверенности от 02.12.2022;
от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Килимиченко Д.В. по доверенности от 02.02.2022;
от ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России: Быков А.С. по доверенности от 01.07.2022;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 7 филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ (по Восточному военному округу)
на решение от 18.11.2022
по делу N А04-3755/2022
Арбитражного суда Амурской области
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания"
о признании договора расторгнутым,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ответчик, ПАО "ДЭК") о признании расторгнутым с 01.05.2022 договора энергоснабжения N БЛООЭ0000113-ВВО от 02.09.2021.
Исковые требования обоснованы расторжением собственником жилого фонда договора управления с истцом.
Определением суда от 22.08.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 18.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение от 18.11.2022 отменить. В обоснование апелляционной жалобы заявителем приводятся доводы относительно нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, ссылается на то, что утрата статуса управляющей компании у ФГБУ "ЦЖКУ" автоматически влечет прекращение действия договора. Также апеллянт выражает несогласие с выводом суда относительно фактического владения объектом после 01.05.2022.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.6aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В материалы дела от ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Миниобороны России поступил отзыв на апелляционную жалобу, полагает, что с прекращением договора управления жилым фондом и исключением сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, действие договора энергоснабжения должно быть прекращено. Одновременно указывает на подтвержденный материалами дела факт исполнения обязанности управляющей компании при утрате такового статуса и после 01.05.2022, в связи с чем, оснований к расторжению договора с указанной даты (с 01.05.2022) у суда не имелось.
От ПАО "ДЭК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Вопреки доводам апелляционной жалобы АО "ДЭК" обращает внимание, что материалы дела содержат доказательства того, что рассматриваемые жилые дома до 01.06.2022 включительно находились под управлением истца, а именно данные обстоятельства подтверждаются письмом от 01.06.2022 N 370/У/4/7/2702, акты приема-передачи технической документации и иных документов на многоквартирные дома.
Протокольным определением от 09.02.2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось.
21.02.2023 на основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
В настоящем судебном заседании участники процесса поддержали позиции по существу апелляционной жалобы и возражения на нее.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.09.2017 между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (управляющая организация) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, в соответствии с которым заказчиком был передан управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение N 1 к договору), а управляющая организация по заданию заказчика, в соответствии с приложениями к договору, был принят в управление жилищный фонд и управляющая организация обязалась выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что в отношении передаваемого в управление жилищного фонда Управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.
Факт передачи заказчиком (уполномоченным представителем) в управление объектов жилищного фонда управляющей организации оформляется техническими соглашениями (приложение N 2 к договору).
В управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России многоквартирные жилые дома, были переданы Министерством обороны Российской Федерации на основании актов приема-передачи от 31.10.2017.
В целях обеспечения предоставления пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами учреждение с ПАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) был заключен договор энергоснабжения от 02.09.2021 N БЛООЭ0000113-ВВО, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), через привлеченных третьих лиц, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения и коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а покупатель ("ЦЖКУ" Минобороны России) обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, соблюдать режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Объем взаимных обязательств по договору определяется в точках поставки, которые находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики). Перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении покупателя, в соответствии с решением органа государственного жилищного надзора о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (для управляющих организаций), указан в приложении N 1.
Согласно пункту 1.2 договора, покупателем приобретается электрическая энергия (мощность) для целей обеспечения коммунальными услугами собственников и пользователей помещений многоквартирного дома - в необходимом количестве.
В разделе 9 указано, что договор вступает в силу с "01" января 2022 г. и действует до "31" декабря 2022 г., и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от договора на следующий год, или о заключении договора на иных условиях.
На основании единоличного решения собственника от 02.11.2021 N 36 соглашением от 03.11.2021 договор управления N 3 УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017 расторгнут.
Государственная жилищная инспекция решениями N N 539, 540 от 30.11.2021 внесла изменения в реестр лицензий Амурской области и исключила сведения об управлении многоквартирными домами.
Письмом от 15.04.2022 N 370/У/4/7/6/1867 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ссылаясь на окончание срока действия договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, от 26.09.2017 г. N 3-УЖФ/ВВО-1, решение государственной жилищной инспекцией Амурской области N539 от 30.11.2021 об исключении из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также письмо от ГЖИ АО (Амуржилинспекция) N04-9677 от 16.12.2021., предложило ПАО "ДЭК" расторгнуть договор энергоснабжения (контракт ВВО) NБЛООЭ0000113-ВВО от 02.09.2021 с 01.05.2022.
Письмом от 11.05.2022 N 38-08-08/968 ответчик запросил сведения об организации, на которую перешли функции по управлению жилым фондом.
Оставление требования о расторжении договора энергоснабжения (контракт ВВО) N БЛООЭ0000113-ВВО от 02.09.2021 без удовлетворения послужило основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пунктом 13 Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В силу пункта 32 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Как указано выше, на основании единоличного решения собственника от 02.11.2021 N 36 соглашением от 03.11.2021 договор управления N 3 УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017 расторгнут. Государственная жилищная инспекция решениями NN 539, 540 от 30.11.2021 внесла изменения в реестр лицензий Амурской области и исключила сведения об управлении многоквартирными домами, расположенные по адресам: - Амурская область, Свободненский район, ст. Арга, Военный городок N7, ул. 2- Набережная, д. 25; - Амурская область, Свободненский район, ст. Арга, Военный городок N 7, ул. 2- Набережная, д. 26; - Амурская область, Архаринский район, пгт. Архара, Военный городок N 9, ул. 2-я Нагорная, д. 1; - Амурская область, г. Свободный, Военный городок N 3, д. 77; - Амурская область, г. Свободный, Военный городок N 3, д. 1; - Амурская область, г. Свободный, Военный городок N 3, д. 2; - Амурская область, Ивановский район, с. Среднебелое-2, Военный городок N 27, ул. Ленина, д. 10; - Амурская область, Ивановский район, с. Среднебелое-2, Военный городок N 27, ул. Ленина, д. 11; - Амурская область, Ивановский район, с. Среднебелое-2, Военный городок N 27, ул. Ленина, д. 12.
Между тем, материалами дела (письмо от 01.06.2022 N 370/У/4/7/2702, направленное истцом в адрес отдела "Амурский" филиала "Росжилкомплекс"; направленная 01.06.2022 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в адрес отдела "Амурский" филиала "Росжилкомплекс" техническая документация, связанная с управлением жилыми домами) подтверждается фактическое владение истца жилым фондом после названной в иске даты (после 01.05.2022).
При указанных обстоятельствах, учитывая фактическое владение и фактическое управление жилым фондом при утрате статуса управляющей компании, но с сохранением статуса лица, осуществляющего свою уставную деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, после 01.05.2022 (за пределами обозначенного искового требования), а также принимая во внимание отсутствие передачи обслуживаемого жилого фонда в ведение иной управляющей компании, судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска о расторжении договора энергоснабжения с 01.05.2022.
По существу доводы апелляционной жалобы повторяют позицию апеллянта при рассмотрении обособленного спора в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют незаконности обжалуемого судебного акта. Иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 18.11.2022 по делу N А04-3755/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Самар |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3755/2022
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации
Ответчик: ПАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Третье лицо: ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Федеральное государственное атономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казённое учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ