город Ростов-на-Дону |
|
07 марта 2023 г. |
дело N А53-32158/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Управления наружной рекламой города Ростова-на-Дону: представитель Мелова А.С. по доверенности от 09.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Перельмана Александра Михайловича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.12.2022 по делу N А53-32158/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Перельмана Александра Михайловича (ИНН 616500340785, ОГРНИП 304616536200321)
к Управлению наружной рекламой города Ростова-на-Дону (ИНН 6164045700,
ОГРН 1026103278695)
о признании незаконным распоряжения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Перельман Александр Михайлович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области к Управлению наружной рекламой города Ростова-на-Дону (далее заинтересованное лицо, управление) с заявлением признании незаконным распоряжения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 01.08.2022 N 65, обязать управление устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешения (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Перельман Александр Михайлович обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление Перельмана Александра Михайловича удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что рекламные конструкции, в отношении которых подано заявление, фактически представляют собой единую и целую конструкцию, поэтому ее разделение и согласование каждой части невозможно. Рекламные конструкции предполагается размещать на муниципальной земле, соответственно, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в данном случае не требуется, а указанная причина отказа является незаконной. Заявитель не является собственником земельного участка и не может обратиться с заявлением о включении рекламной конструкции в Схему. Предприниматель полагает, что внесение изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории города Ростова-на-Дону является прерогативой органа местного самоуправления, в данном случае - Управления наружной рекламы г. Ростова-на-Дону. Соответственно, именно Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону должно было предпринять меры для включения в Схему новых мест размещения рекламных конструкций, а не безосновательно отказывать в выдаче разрешения по причине отсутствия такого места в Схеме.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления наружной рекламой города Ростова-на-Дону возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.07.2022 индивидуальный предприниматель Перельман Александр Михайлович обратился в Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону с заявлением (вх. N 36817) на получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - сити-борд, размер 5,17*4,99 м; 5,32*4,76 м; 5,345*5,08 м; 5,22*5,1 м; 5,166*5,14 м; 4,976*5,02 м; 5,182*4,98 м (размер информационного поля 2,57*4,99 м; 2,57*4,76 м; 2,57*5,08 м; 2,57*5,1 м; 2,62*5,14 м; 2,62*5,02 м; 2,62*4,98 м) на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, по адресу пр. Буденновский, 77/117.
К заявлению была приложена схема размещения рекламной конструкции, фотомонтаж фасада здания, фотография фасада здания, проект рекламной конструкции.
Рассмотрев заявление, управление в соответствии с подпунктами 10, 11 пункта 2.9.2 административного регламента N АР-126-31 муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", утвержденного Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 16.05.2016 N 561 (регламент АР-126-31) издало распоряжение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 01.08.2022 N65 в связи с несоответствием заявления и пакета документов требованиям подпункта 2.6.1 регламента АР-126-31, а именно:
1. Одно заявление подано на 7 рекламных конструкций.
2. Проект не подписан разработчиком, не прошит и не пронумерован, расчеты снеговых и ветровых нагрузок отсутствуют.
3. Отсутствует топографическая съемка 1:500 с заключениями владельцев подземных и надземных коммуникаций, в охранной зоне которых предполагается размещение рекламной конструкции.
4. Отсутствует договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
5. Места установки конструкций не включены в Схему размещения рекламных конструкций на территории города Ростова-на-Дону.
Полагая распоряжение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 01.08.2022 N 65 незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N38-ФЗ).
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" (пункт 26.1 статьи 16).
В силу части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения, предусмотрен частью 11 статьи 19 названного Закона.
В соответствии с частью 13 статьи 19 Закона N 38-ФЗ орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, указанным в части 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, а именно:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления муниципальных округов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частью 5 в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции используется общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
В случае отказа органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным (часть 16 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 16.05.2016 N 561 утвержден административный регламент N АР-126-31 муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) сотрудников Управления наружной рекламой города Ростова-на-Дону, а также порядок взаимодействия Управления наружной рекламой города Ростова-на-Дону с органами власти и организациями в процессе предоставления муниципальной услуги по выдаче или аннулированию разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В силу пункта 2.9.2 регламента АР-126-31 основаниями для отказа в предоставлении услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", в том числе, являются направление по почте в УНР, а также с использованием портала госуслуг заявления на получение Разрешения неполного пакета документов, исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 2.6.2 раздела 2 Регламента (подпункт 10), направление по почте в УНР, а также с использованием портала госуслуг заявления на получение Разрешения и пакета документов, которые не соответствуют требованиям подпункта 2.6.1 раздела 2 Регламента (подпункт 11).
Из оспариваемого распоряжения следует, что основаниями для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции явилось несоответствие заявления и пакета документов требованиям подпункта 2.6.1 регламента АР-126-31.
В пункте 1 оспариваемого распоряжения управлением указано на подачу предпринимателем одного заявления на 7 рекламных конструкций.
Согласно Приложению N 1 к Административному регламенту N АР-126-31 заявление может быть подано только на одну рекламную конструкцию. Указание сведений о нескольких рекламных конструкциях в одном заявлении не допускается.
Согласно пункту 2 распоряжения проект рекламной конструкции не подписан разработчиком, не прошит и не пронумерован, отсутствуют расчеты снеговых и ветровых нагрузок.
Пунктом 2.6.2.4.1 регламента N АР-126-31 предусмотрено, что к заявлению на получение Разрешения прилагается проект отдельно стоящей рекламной конструкции, выполненный в соответствии с основными требованиями к проектной и рабочей документации, прошитый, пронумерованный и заверенный подписью и печатью разработчика, содержащий основной комплект рабочих чертежей, дополненных необходимыми расчетами узлов, элементов и фундамента, с учетом возможных неблагоприятных сочетаний воздействий и нагрузок (ветровая, снеговая нагрузка и т.д.), обеспечивающих надежность, устойчивость и прочность узлов, деталей и агрегатов рекламной конструкции, ее безопасную установку и эксплуатацию, включающий расчетные схемы и описание конструкции.
Пунктом 3 распоряжения установлено, что в пакете документов отсутствует топографическая съемка 1:500 с заключениями владельцев подземных и надземных коммуникаций, в охранной зоне которых предполагается размещение рекламной конструкции.
Пунктом 2.6.2.4.1 регламента N АР-126-31 предусмотрено, что к заявлению на получение Разрешения прилагается актуализированная топосъемка места размещения рекламной конструкции в масштабе 1:500.
Основания для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по пунктам 4, 5 отказа "Отсутствует договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", "Места установки конструкций не включены в Схему размещения рекламных конструкций на территории города Ростова-на-Дону" являются законными и не влекут нарушения прав и законных интересов заявителя ввиду следующего.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления исключительно по основаниям, указанным в части 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Распоряжение N 65 от 01.08.2022 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции принято Управлением в строгом соответствии с требованиями пункта 2 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, а именно: несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
Основание отказа в выдаче разрешения по пункту 4 "Отсутствует договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций" полностью соответствует требованиям частей 5,5.1 статьи 19 Закона о рекламе.
Основание отказа в выдаче разрешения по пункту 5 "Места установки конструкций не включены в Схему размещения рекламных конструкций на территории города Ростова-на-Дону" полностью соответствует требованиям ч. 5.8., п.2 ч. 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы предпринимателя о том, рекламные конструкции предполагается размещать на муниципальной земле, соответственно, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в данном случае не требуется и поскольку предприниматель не является собственником земельного участка, он не может обратиться с заявлением о включении рекламной конструкции в Схему, ввиду следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку н эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги на право заключения договора на установку н эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии счастью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 1 раздела 8 Положения N 834 Схема размещения рекламных конструкций на территории города Ростова-на-Дону (далее - Схема) разрабатывается Управлением наружной рекламой города Ростова-на-Дону в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и Положения N 834, с учетом предложений собственников земельных участков, и правообладателей зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности и собственности Ростовской области, и утверждается Ростовской-на-Дону городской Думой.
Пунктом 2 раздела 8 Положения N 834 определен порядок обращения с целью включения рекламной конструкции в Схему:
"Собственники земельных участков, правообладатели зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности и собственности Ростовской области, к заявлению о включении рекламной конструкции в Схему прикладывают; фотомонтаж рекламной конструкции на месте установки; выписку из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке; топографическую съемку масштабом 1:500 с указанием границ земельного участка и места установки рекламной конструкции.
Содержание и форма заявления устанавливаются правовым актом Управления наружной рекламой города Ростова-на-Дону".
Таким образом, в Схему размещения рекламных конструкций на территории города Ростова-на-Дону в обязательном порядке включаются все рекламные конструкции, размещаемые на земельных участках. Без включения в Схему получение разрешении на установку на эксплуатацию рекламных конструкций не допускается.
После включения места размещения рекламной конструкции в Схему для размещения рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, требуется проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, по результатам проведения которых заключается договор.
В соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 14.12.2015 N 1228 "Об утверждении Положения о порядке проведения торгов в форме конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций" организатором проведения торгов является Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону.
По результатам проведенных торгов подписывается договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, представляющий собой соглашение между организатором и победителем, заключаемое по результатам Конкурса.
Пункт 2.6.2.5.3 Административного регламента N АР-126-31, на который ссылается заявитель, как противоречащий основанию отказа, не может быть положен в основу удовлетворения заявленных требований, поскольку относится к случаю, когда Управление владеет сведениями о согласии собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, а также государственная собственность на которое не разграничена, на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции. Экземпляр договора в данном случае находится в Управлении.
В связи с вышеизложенным, судом первой инстанции верно указано, что получению разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, в обязательном порядке должно предшествовать включение места размещения рекламной конструкции в Схему, проведение торгов и заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с частями 5.1., 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что управление обоснованно вынесло распоряжение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 01.08.2022 N 65 в связи с несоответствием заявления и пакета документов требованиям подпункта 2.6.1 регламента АР-126-31.
Доказательств того, что предпринимателем соблюдены требования подпункта 2.6.1 регламента АР-126-31 в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2022 по делу N А53-32158/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32158/2022
Истец: ИП Перельман Александр Михайлович, Перельман Александр Михайлович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМОЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ