г. Самара |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А65-16735/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27.02.-01.03.2023 в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Туполев" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2022 по делу N А65-16735/2022 (судья Осипова Г.Ф.), возбужденному по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Казани "Водоканал" (ИНН 1653006666, ОГРН 1021602830370), г.Казань, к публичному акционерному обществу "Туполев" (ИНН 7705313252, ОГРН 1027739263056), г.Москва, третьи лица: федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения министерства внутренних дел по Республике Татарстан (Татарстан)" (ИНН 1655249311, ОГРН 1121690055277), г.Казань, акционерное общество "КазМетроСтрой" (ИНН 1655256157, ОГРН 1121690080038), г.Казань, общество с ограниченной ответственностью "Татхимпласт" (ИНН 1655217729, ОГРН 1111690046885), г.Казань, акционерное общество "КАПО-Композит" (ИНН 1661028712, ОГРН 1111690032717), г.Казань, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ПАО "Туполев" - Ефремов И.Н. (доверенность от 28.03.2022),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", водоканал) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уменьшения размера исковых требований) о взыскании с публичного акционерного общества "Туполев" (далее - ПАО "Туполев") задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 11 414 405 руб. 10 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения министерства внутренних дел по Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - ФКУ "ЦХ и СО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)"), акционерное общество "КазМетроСтрой", общество с ограниченной ответственностью "Татхимпласт", акционерное общество "КАПО-Композит".
Решением от 16.12.2022 по делу N А65-16735/2022 Арбитражный суд Республики Татарстан исковые требования удовлетворил.
ПАО "Туполев" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
МУП "Водоканал" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.163 АПК РФ в судебном заседании 27.02.2023 объявлялся перерыв до 01.03.2023. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании представитель ПАО "Туполев" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителя ПАО "Туполев" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, МУП "Водоканал" (водоканал) и ПАО "Туполев" (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 18.08.2021 N 1/81, по которому водоканал обязался принимать сточные воды абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с п.15 договора абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и/или находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-правовых документов; производить оплату по договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.12 договора).
Из пояснений МУП "Водоканал" следует, что ввиду отсутствия согласованного сторонами контрольного колодца для отбора сбрасываемых сточных вод, а также иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (ул.Дементьева, д.1), а также в связи с тем, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составлял менее 30 куб.м (ул.Ак.Павлова, д.3, ул.Дементьева, д.70А), водоканал произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на общую сумму 11 414 405 руб. 10 коп. на основании п.123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644; далее - Правила N 644).
Поскольку ПАО "Туполев" оплату не произвело, МУП "Водоканал" направило ему претензию от 02.03.2022 N 34-08/4839 с просьбой погасить задолженность в добровольном порядке.
ПАО "Туполев" претензию не исполнило, в связи с чем МУП "Водоканал" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ПАО "Туполев" указало на то, что МУП "Водоканал" не доказало факт смешения стоков третьих лиц в колодце, из которого ранее производился отбор проб. Обществом осуществляется деятельность по очистке сточных вод, закупаются соответствующие реагенты и строятся очистные сооружения (объекты находятся на стадии пуско-наладки), регулярно производится контроль сточных вод привлеченной организацией - ООО "АЛ "Экомониторинг" из колодца, который ранее являлся контрольным и в котором, как полагает ПАО "Туполев", МУП "Водоканал" и сейчас должно отбирать пробы, а не предъявлять плату за негативное воздействие на ЦСВ, определенную расчетным способом. По мнению ПАО "Туполев", водоканал злоупотребляет своим доминирующим положением. Составленный во исполнение определения суда от 03.10.2022 участниками спора акт осмотра от 26.10.2022 ПАО "Туполев" считает ненадлежащим доказательством.
ПАО "Туполев" также указало, что фактически является транзитной организацией, однако МУП "Водоканал" бездействует в заключении договора на оказание услуг по транспортировке сточных вод; отсутствие заключенного между МУП "Водоканал" и ПАО "Туполев" договора на транспортировку сточных вод и отсутствие установленного ПАО "Туполев" тарифа на транспортировку сточных вод не освобождает МУП "Водоканал", указывающее на факт технологического присоединения к сетям ПАО "Туполев" сетей третьих лиц, от обязанности проведения отбора проб сточных вод в соответствии с п.11 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728; далее - Правила N 728) в ранее согласованной точке.
По мнению ПАО "Туполев", МУП "Водоканал" не доказало соответствие абонента требованиям, установленным п.123(4) Правил N 644; довод водоканала о технической невозможности осуществить отбор проб сточных вод абонента в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов является несостоятельным.
Как указало ПАО "Туполев", ранее у МУП "Водоканал" имелась техническая возможность отбора проб сточной воды. Водоканал на протяжении 2015-2017 годов в рамках ранее заключенного договора от 25.02.2015 N 1/81 осуществлял отбор проб сточных вод, однако в июле 2020 года - декабре 2022 года обязанность по отбору проб сточных вод в колодце, ранее являвшемся контрольным, не исполнил. МУП "Водоканал" и ПАО "Туполев" как в договоре от 25.02.2015 N 1/81, так и в договоре от 18.08.2021 N 1/81 согласовали контрольный канализационный колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод. Кроме того, МУП "Водоканал" утверждались представленные ПАО "Туполев" декларации о составе сточных вод за 2017-2020 годы, в которых также был указан контрольный канализационный колодец. Технологических изменений в систему отвода стоков с момента заключения договора от 25.02.2015 N 1/81 до настоящего времени не вносилось. МУП "Водоканал" не представило доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности осуществить отбор проб сточных вод ПАО "Туполев" в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, а следовательно, не доказало наличие условий для применения положений п.123(4) Правил N 644.
Суд первой инстанции отметил, что неоднократно предлагал ПАО "Туполев" представить схемы водоотведения на предмет технологического присоединения к ним сетей водоотведения привлеченных третьих лиц, однако такие документы общество не представило.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.10 ст.7 Закона N 416-ФЗ).
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулировались Правилами Правила N 644.
В соответствии с пп."ж" и "и" п.35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами N 644, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (п.111 Правил N 644).
П.118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Согласно п.119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
- по формулам, предусмотренным п.120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п.120, абз.8 п.123, п.123(2), 123(4), 130-130(3) данных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной п.123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
В соответствии с п.123(4) Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, содержащейся в данном пункте, осуществляется в отношении сточных вод, сбрасываемых с объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абз.1 п.124 данных Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Согласно абз.1 п.124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб.м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Положение, предусмотренное абз.1 п.124 Правил N 644, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в п.123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722 вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пп."б " п.3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728. В решении указано, что положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п.123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации в составе и свойствах сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 04.04.2018 N АКПИ18-73, применительно к положениям п.123(4) Правил N 644, законодателем установлены дополнительные гарантии защиты прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы. Данная плата имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на paботу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, Правила N 644 определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов.
Исходя из п.10 Правил N 728, на абонента возлагается обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев). Тем самым, указание в качестве контрольного колодца, в котором происходит смешение сточных вод, влечет начисление платы за негативное воздействие на основании п.123(4) Правил N 644.
МУП "Водоканал" представило акт о результатах обследования водопровода и канализации от 02, 03, 04 июля 2019 года, составленный в ходе проверки, проведенной с участием представителей МУП "Водоканал" - инженеров отдела экологического надзора Колягиным А.Ю. и Сорокиным С.А., ПАО "Туполев" - инженера-энергетика Набиуллиной И.А. Акт со стороны ПАО "Туполев" не подписан.
В ходе рассмотрения дела представитель ПАО "Туполев" указал, что Набиуллина И.А. никогда не являлась работником ПАО "Туполев". Между тем, как отметило МУП "Водоканал", предприятие ПАО "Туполев" является режимным объектом, на территории которого невозможно присутствие посторонних лиц, в отсутствие согласования с должностными лицами ПАО "Туполев".
Указанный акт о результатах обследования водопровода и канализации от 02, 03, 04 июля 2019 года направлен в ПАО "Туполев" письмом от 08.07.2019 N 55-08/18493 и получен обществом 18.07.2019.
В акте, в частности, зафиксировано, что расположенные рядом с территорией завода здания ФКУ "ЦХ и СО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)" (ул.М.Миля, 63), АО "КазМетроСтрой" (ул.Дементьева), АО "КАПО-Композит" (ул.Циолковского, 18) и ООО "Татхимпласт" (ул.Дементьева, 1ж) подключены к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения через сети КАЗ им С.П.Горбунова - филиал ПАО "Туполев", из них ФКУ "ЦХ и СО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)" и АО "Казметрострой" (ул.Дементьева) имеют прямые договорные правоотношения с МУП "Водоканал", в связи с чем отсутствует техническая возможность отбора проб ПАО "Туполев" в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов. Представителями ПАО "Туполев" не показан контрольный канализационный колодец (место отбора проб).
В ответ на данный акт ПАО "Туполев" направило письмо от 02.09.2019 N 10891-301/44.03, где возражений относительно выявленного отсутствия технической возможности отбора проб ПАО "Туполев" в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов не заявило.
В акте о результатах обследования водопровода и канализации от 02, 03, 04 июля 2019 года также отражено, что представителям МУП "Водоканал" было отказано в допуске на территорию завода, о чем указано в письме от 05.07.2019 N 55-08/18306, адресованном ПАО "Туполев".
В ответ на данное обращение ПАО "Туполев" в письме от 17.07.2019 N 8402-301/44.03 подтвердило получение 01.07.2019 уведомления о необходимости обеспечения допуска представителям МУП "Водоканал" для проведения проверки водопроводных и канализационных сетей с установленными на них приборами учета, указало, что сотрудники МУП "Водоканал" Сорокин С.А. и Колягин А.Ю. были допущены к осмотру и проверке сетей с приборами учета.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ПАО "Туполев" было надлежащим образом уведомлено о проведении совместного обследования сетей водоснабжения и водоотведения 02-04 июля 2019 года, сотрудникам МУП "Водоканал" был обеспечен доступ на территорию завода, каких-либо возражений относительно выявленного факта отсутствия технической возможности отбора проб в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов ПАО "Туполев" не представило.
МУП "Водоканал" в письме от 26.10.2020 N 55-08/26400 сообщило ПАО "Туполев" о непринятии декларации о составе сточных вод на 2021 год, со ссылкой на отсутствие у общества отдельного контрольного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В качестве доказательства того, что из объема водоотведения вычитается объем сточных вод иных абонентов (третьих лиц), МУП "Водоканал" представило письмо ПАО "Туполев" с указанием сведений об объемах водоснабжения и водоотведения за январь 2021 года, в котором ПАО "Туполев" для расчета услуг сообщает МУП "Водоканал" объем водоотведения меньший, чем водопотребление. Акты об оказании услуг принимаются МУП "Водоканал" и ПАО "Туполев" без разногласий, что также свидетельствует о подтверждении ПАО "Туполев" приема сточных вод третьих лиц в систему водоотведения завода.
Кроме того, согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности (приложение к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 18.08.2021 N 1/81) границей между МУП "Водоканал" и ПАО "Туполев" по канализации установлен - канализационный колодец на канализационном коллекторе диаметром 1200 мм по ул.Воровского. В приложениях 1, 2 к указанному акту сторонами согласована схема водоотведения, согласно которой с территории завода имеется один выпуск сети водоотведения.
ПАО "Туполев" направляло в адрес МУП "Водоканал" декларации о составе и свойствах сточных вод на 2020, 2021, 2022 годы с объекта - завод по ул.Дементьева д.1, указав единственный контрольный колодец: контрольный колодец пром-фекальной канализационной сети ПАО "Туполев", с приложением схемы внутриплощадочных сетей завода. В представленных декларациях о составе и свойствах сточных вод ПАО "Туполев" заявляет единственный выпуск, на котором расположен единственный контрольный колодец по объекту: завод ул.Дементьева, д.1.
Декларация ПАО "Туполев" о составе и свойствах сточных вод на 2020 год была МУП "Водоканал" принята и контрольный колодец согласован до внесения изменений в Правила N 644.
В абз.2 п.124 Правил 644 (в ред. от 22.05.2020) внесены изменения, которыми прямо предусмотрено, что положение о возможности подачи декларации не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (изменения вступили в силу с 01.07.2020).
Декларации ПАО "Туполев" о составе и свойствах сточных вод на 2021, 2022 годы МУП "Водоканал" не приняты, контрольный колодец не согласован в связи со смешением стоков со стоками третьих лиц, о чем ПАО "Туполев" было извещено.
Как указало МУП "Водоканал", ПАО "Туполев" представило схему внутриплощадочных сетей с декларацией о составе и свойствах сточных вод с указанием одного контрольного колодца и одного выпуска с территории завода.
В связи с изложенным суд первой инстанции правильно признал несостоятельным довод ПАО "Туполев" о наличии иных возможно существующих контрольных колодцев, из которых МУП "Водоканал" могло бы отобрать пробы сточных вод.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, ПАО "Туполев" не лишено права впоследствии обеспечить наличие и согласование с МУП "Водоканал" места отбора проб сточных вод, что позволит подавать декларации о составе и свойствах сточных вод, производить расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента в соответствии с п.120, 123 Правил N 644.
МУП "Водоканал" заключены договоры водоснабжения и водоотведения с АО "КАПО-Композит" (N 11/14645), АО "КазМетроСтрой" (N 11/13527), ФКУ "ЦХ и СО МВД по Республике Татарстан (Татарстан)" (N 11/12721), ООО "Татхимпласт" (N 11/14699).
Согласно актам разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности к указанным договорам, а также согласованным схемам (приложение 1, 2 к актам) сточные воды данных абонентов поступают в сети МУП "Водоканал" через сети водоотведения завода ПАО "Туполев" по ул.Дементьева. Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности МУП "Водоканал" по отношению к указанным абонентам также является канализационный колодец на канализационном коллекторе диаметром 1200 мм по ул.Воровского.
В соответствии с п.15 Правил N 728 отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Как отмечает МУП "Водоканал", в нарушение указанной нормы отборы проб сточных ПАО "Туполев", по результатам которых составлены протоколы результатов измерений проб сточных вод привлеченной ПАО "Туполев" организацией, проведены в отсутствие представителей водоканала и из колодца, в котором не имеется возможности отобрать пробу отдельно от сточных вод иных абонентов.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции составлены акты о результатах обследования водопровода и канализации:
- 11.10.2022 представителями МУП "Водоканал" и АО "КАПО-Композит" (административное здание, Циолковского, 18) установлено, что водоотведение осуществляется по одному самотечному трубопроводу, в сети городской канализации МУП "Водоканал" через сети канализации ПАО "Туполев";
- 06.10.2022 представителями МУП "Водоканал" и АО "КазМетроСтрой" (завод ЖБИ, ул.Дементьева) установлено, что водоотведение осуществляется в сети ПАО "Туполев". Присоединение к сетям ПАО "Туполев" осуществлено двумя трубопроводами (напорными) на территории (за забором) ПАО "Туполев";
- 13.10.2022 представителями МУП "Водоканал" и ООО "Татхимпласт" (нежилое здание, Дементьева, 1 ж) установлено, что водоотведение осуществляется в городскую систему канализации через сети ПАО "Туполев". Подключение канализации ООО "Татхимпласт" к сетям ПАО "Туполев" осуществляется на территории ПАО "Туполев" одним трубопроводом (самотечным) диаметром 200 мм;
- 13.10.2022 представителями МУП "Водоканал" и ФКУ ЦХиСО МВД по РТ (административное здание, ул.Михаила Миля, 63А) установлено, что водоотведение осуществляется в городскую систему канализации через сети ПАО "Туполев". Присоединение к сетям ПАО "Туполев" осуществлено одним трубопроводом диаметром 160 мм.
Во исполнение определения суда первой инстанции от 03.10.2022 произведено обследование контрольного канализационного колодца завода по ул.Дементьева, 1 с участием представителей МУП "Водоканал", ПАО "Туполев" и третьих лиц. В акте от 26.10.2022 ПАО "Туполев" указало, что осмотрен контрольный колодец, согласованный сторонами, факт смешения стоков ПАО "Туполев" со стоками третьих лиц визуально определить невозможно, данный факт не доказан. АО "КазМетроСтрой" указало, что осмотрен контрольный колодец (с выходов за территорию завода), факт смешения стоков с иными абонентами визуально определить невозможно. АО "КАПО-Композит" от подписания акта отказалось.
По мнению МУП "Водоканал", исходя из указанных актов осмотра, сточные воды третьих лиц поступают в систему водоотведения завода ПАО "Туполев" по ул.Дементьева, 1, далее поступают в централизованные сети МУП "Водоканал" через контрольный колодец (согласно схем согласованных между сторонами).
ПАО "Туполев" указало, что фактически является транзитной организацией (оказывает МУП "Водоканал" услуги транспортировки сточных вод организаций ФКУ "ЦХиСО МВД по РТ", АО "КазМетроСтрой", ООО "Татхимпласт", АО "КАПО-Композит") и водоканал бездействует, не заключая с ПАО "Туполев" договор на оказание услуг по транспортировке сточных вод.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, этот довод общества лишь подтверждает факт технологического присоединения сетей водоотведения третьих лиц к сетям ПАО "Туполев" и, как следствие, смешение сточных вод.
Ссылка ПАО "Туполев" на бездействие МУП "Водоканал" по незаключению договора на оказание услуг по транспортировке сточных вод является несостоятельной и не исключает обязанность общества произвести оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае отсутствовал контрольный канализационный колодец, иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента мог быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов - ул.Дементьева, д.1, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составлял менее 30 куб.м - ул.Ак.Павлова, д.3, ул.Дементьева, д.70А (иное не доказано), МУП "Водоканал" правомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, содержащейся в п.123(4) Правил N 644.
По расчету МУП "Водоканал" плата за рассматриваемый период составила 11 414 405 руб. 10 коп.
Суд первой инстанции проверил расчет платы и признал его верным, ПАО "Туполев" расчет водоканала не опровергло.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования МУП "Водоканал" в полном объеме.
Ссылка общества на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств и не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Довод ПАО "Туполев" о наличии в действиях МУП "Водоканал" злоупотребления правом является несостоятельным и материалами дела не подтверждается.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Довод ПАО "Туполев" о том, что суд первой инстанции не дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашел подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690, от 13.01.2022 N 308-ЭС21-26247).
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ПАО "Туполев".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2022 года по делу N А65-16735/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16735/2022
Истец: МУП города Казани "Водоканал", г.Казань
Ответчик: ПАО "Туполев", г.Казань
Третье лицо: АО "Казметрострой", АО "КАПО-КОМПОЗИТ", ООО "ТАТХИМПЛАСТ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)"