г. Санкт-Петербург |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А56-97422/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: Дегтева А.А. по доверенности от 09.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1737/2023) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2022 по делу N А56-97422/2022, принятое
по иску заявлению ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" (далее - заявитель, учреждение, ФКУ УФО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным отказ в приеме налоговой отчетности за полугодие 2022 года, изложенный в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 01.08.2022 N 07-11/22175,
- обязать Инспекцию принять отчетность за полугодие 2022 года (налоговая декларация по налогу на прибыль организаций), представленную по почте 25.07.2022 на машинном носителе.
Решением от 28.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налоговым законодательством не предусмотрен способ представления отчетности в электронном виде (в виде файлов), сформированной на машинных носителях, в качестве которых выступают любые технические устройства, предназначенные для фиксации, хранения, преобразования и передачи компьютерной информации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция отказала ФКУ УФО в приеме отчетности за полугодие 2022 года (налоговая декларация по налогу на прибыль организаций), представленной по почте на машинном носителе, на том основании, что налоговым законодательством не предусмотрен такой способ представления отчетности (письмо N 07-11/22175 от 01.08.2022).
Решением Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 08.09.2022 N 16- 15/47206 жалоба ФКУ УФО оставлена без удовлетворения.
Учреждение, считая действия налогового органа, выразившиеся в отказе в приеме налоговой отчетности за полугодие 2022 года, незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы ФКУ УФО, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо по установленной форме на бумажном носителе.
Иной порядок представления налоговых деклараций, расчетов не предусмотрен НК РФ.
Абзац 1 пункта 4 ст. 80. НК РФ прямо указывает на то, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Представление налоговой декларации на машинном носителе Кодексом не предусмотрено.
Порядок предоставления государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов), в том числе, основания отказа в предоставлении такой услуги, установлены Административным регламентом, утвержденным Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@.
В частности, пунктом 19 установлены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов).
Данный перечень содержит пп. 3, в соответствии с которым основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату).
Налоговым законодательством не предусмотрен способ представления отчетности в электронном виде (в виде файлов), сформированной на машинных носителях, в качестве которых выступают любые технические устройства, предназначенные для фиксации, хранения, преобразования и передачи компьютерной информации.
Автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы (далее -АИС "Налог-3") функционирует в соответствии с приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")".
В АИС "Налог-3" обрабатывается общедоступная информация и информация ограниченного доступа (налоговая тайна), не содержащая сведения, составляющие государственную тайну, в состав которой входят и персональные данные.
Информация, передаваемая как между структурными подразделениями налоговых органов, так и между налоговыми органами и иными участниками информационного обмена по каналам связи, выходящим за пределы контролируемой зоны, защищается с применением сертифицированных по требованиям безопасности информации средств криптографической защиты информации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119, приказом ФСБ России от 10.07.2014 N 378 и приказами ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" и от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" в АИС "Налог-3" построена и функционирует система обеспечения безопасности информации (далее - СОБИ).
Элементная и функциональная достаточность СОБИ АИС "Налог-3" подтверждена Аттестатом соответствия от 30.06.2020 N 291, которым удостоверяется, что аттестованный объект информатизации соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к информационным системам персональных данных, обрабатывающим персональные данные 3-го уровня защищенности (УЗ - 3), государственным информационным системам первого класса защищенности (К1).
Информация, содержащая сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, исходя из требований постановления Правительства от 26.11.2021 N 2052 "Об утверждении правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны" (далее - Правила) по уровню конфиденциальности соответствует информации, обрабатываемой в АИС "Налог-3" (налоговая тайна, персональные данные, иная информация конфиденциального характера), в связи с чем для защиты информации, определенной Правилами, проведение дополнительных технических и организационных мероприятий не требуется для хранения и обработки в АИС "Налог-3".
В соответствии с пунктом 1.7. приказа ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Методические рекомендации) информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика через оператора электронного документооборота осуществляется в зашифрованном виде, за исключением направления подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке.
Согласно пункту 2.1. Методических рекомендаций получаемые налоговым органом документы формируются в электронной форме в соответствии с утвержденным форматами и порядками заполнения и подписываются электронной подписью налогоплательщика. Сформированные и подписанные документы налогоплательщика шифруются для налогового органа и направляются оператору оператора электронного документооборота.
Пунктом 2.3. Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с АИС "Налог-3" по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи, утвержденного приказом ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@, установлено, что документы передаются в сжатом и зашифрованном виде, если для конкретного типа документооборота не указано обратное.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" не лишено возможности представить декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2022 года на бумажном носителе.
С учетом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 ноября 2022 года по делу N А56-97422/2022 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97422/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАПАДНОМУ ВОЕННОМУ ОКРУГУ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 11 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ