г. Владимир |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А38-1335/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 03.03.2023 г.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.11.2022 по делу N А38-1335/2022, принятое
по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" (ОГРН 1021200559236, ИНН 1203002661)
о признании недействительным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл от 17.12.2021 N 1872 в части,
при участии в деле третьего лица: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.
В судебном заседании приняли участие представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл - Заева О.А. по доверенности от 09.01.2023 N 4 сроком действия до 31.12.2023; Гурьянова М.А. по доверенности от 09.01.2023 N 1 сроком действия до 31.12.2023.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" (далее - Учреждение) в составе счетов и реестров счетов предъявило к оплате в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл (далее - ТФОМС Республики Марий Эл) оказание в сентябре, октябре, ноябре 2020 года медицинской помощи гражданам, застрахованным на территории Республики Чувашия (полисы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) N 2156340830000053, N 2168350870000034, N 2154540831000075). Стоимость оказанной медицинской помощи по трем страховым случаям в соответствии с Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2020 год заявлена Учреждением к оплате в размере 223 459 руб. 65 коп. по указанным полисам ОМС по клинико-статистической группе (далее - КСГ) St29.012 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 4, подгруппа 1)" с тарифом 74 486 руб. 55 коп.
ТФОМС Республики Марий Эл оплатил Учреждению предъявленную сумму по платежным поручениям от 16.10.2020 N 14972, от 07.12.2020 N 417718, от 10.12.2020 N 459759, от 25.02.2021 N 175412, от 04.03.2021 N 234625, от 05. 03.2021 N 250921; направил в адрес ТФОМС Чувашской Республики счета от 16.09.2020 N 650, от 10.11.2020 N 872, от 09.12.2020 N 974 на оплату медицинской помощи, оказанной в сентябре, октябре, ноябре 2020 года гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию на территории Чувашской Республики, на общую сумму 5 952 436 руб. 22 коп., в том числе, 223 459 руб. 65 коп. (по указанным случаям).
В соответствии с актами от 13.10.2020 N АСТ 650, от 10.11.2020 N АСТ 872, от 22.01.2021 N АСТ 974, составленными ТФОМС Чувашской Республики, установлено наличие причин, требующих дополнительного рассмотрения по счетам от 16.09.2020 N 650, от 10.11.2020 N 872, от 09.12.2020 N 974, на сумму 2 819 921 руб. 97 коп., в том числе, в отношении трех случаев оказания Учреждением специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилю "травматология и ортопедия" (позиции реестров счетов N 75, 529, 158) на сумму 223 459 руб. 65 коп., с требованием предоставить акты медико-экономической экспертизы по данным страховым случаям.
ТФОМС Республики Марий Эл проведена медико-экономическая экспертиза оказания Учреждением медицинской помощи, результаты которой оформлены заключениями медико-экономической экспертизы от 08.12.2021 N 1229/1825, от 08.12.2021 N 1230/1826, от 08.12.2021 N 1232/1827. По итогам медико-экономической экспертизы случаи оказания медицинской помощи застрахованным лицам по полисам ОМС N 2156340830000053, N 2168350870000034, N 2154540831000075 отобраны для проведения экспертизы качества медицинской помощи для оценки правильности выбора оперативного вмешательства и его объема.
По поручению ТФОМС Республики Марий Эл экспертиза качества медицинской помощи проведена врачом-экспертом качества медицинской помощи по профилю "травматология и ортопедия", заведующим травматологическим отделением N 2 БУ Чувашской Республики "Городская клиническая больница N 1" Минздрава Чувашии Панасенко А.А., включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Чувашской Республики под реестровым номером 2141005.
По результатам проведенной экспертизы качества медицинской помощи врачом-экспертом Панасенко А.А. установлено некорректное применение Учреждением тарифа и КСГ при оказании медицинской помощи застрахованным лицам: по полисам ОМС N 2154540831000075, N 2168350870000034, N 2156340830000053 вместо примененной Учреждением КСГ St29.012 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 4, подгруппа 1)" с тарифом 74 486 руб. 55 коп. подлежала предъявлению к оплате КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)" с тарифом 24 988 руб. 45 коп.
В связи с выявлением дефектов медицинской помощи (нарушений при ее оказании) ТФОМС Республики Марий Эл принято решение от 17.12.2021 N 1872 об уменьшении Учреждению оплаты медицинской помощи в размере 148 494 руб. 30 коп. путем удержания этой суммы из объема средств, предусмотренных для оплаты оказанной медицинской помощи; возложении на Учреждение обязанности уплатить штраф в размере 11 723 руб. 25 коп. в течение 30 рабочих дней с даты получения решения.
Письмом ТФОМС Республики Марий Эл от 17.12.2021 N 12/К-02-771 решение от 17.12.2021 N 1872, заключения экспертизы качества медицинской помощи направлены в адрес Учреждения.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения ТФОМС Республики Марий Эл от 17.12.2021 N 1872 в части обоснованности применения финансовых санкций в виде уменьшения оплаты случаев оказания медицинской помощи на сумму 148 494 руб. 30 коп., наложения штрафа в размере 11 723 руб. 25 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - ТФОМС Чувашской Республики).
Решением от 09.11.2022 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что эксперт, входящий в систему ОСМ, имеет заинтересованность при проведении экспертиз, независимым экспертом может выступать организация (лицо), которая соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Учреждение обратило внимание на то, что экспертом Усовым А.К. не представлено документов о дополнительной подготовке в области "артроскопии".
Как отмечает заявитель апелляционной жалобы, им в судебном заседании суда первой инстанции заявлялось ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы качества медицинской помощи, но суд первой инстанции в нарушение требований статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
Учреждение считает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание в качестве достаточного и достоверного доказательства заключение экспертов от 25.02.2022 N Н/67/03/22 по качеству оказания медицинской помощи по профилю "травмотология и ортопедия" по медицинским картам N 1889138, N 1548074, N 1164142, составленное врачами общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр экспертизы и оценки" Швыдкой Д.А., Метревели А.И.
Учреждение настаивает на том, что эксперты, которые проводили указанное исследование, имеют необходимую квалификацию и полномочия, что подтверждается соответствующими документами, приложенными Учреждением к заключению экспертов.
В материалы дела от Учреждения поступило ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
В материалах дела имеется заключение судебной экспертизы от 20.08.2022, которое является полным, объективным, не противоречивым. Сомнений в обоснованности заключения эксперта, полноте проведенных им исследований и сделанных выводов на поставленные вопросы у суда не возникло не возникло. Выводы эксперта Усова А.К. подтверждаются иными доказательствами по делу, в том числе ответами эксперта, данными им в судебном заседании на поставленные по результатам проведения экспертизы вопросам.
В этой связи оснований, предусмотренных частью 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для назначения по делу повторной экспертизы не имеется.
Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
ТФОМС Республики Марий Эл в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционной жалобу - без удовлетворения.
Представители ТФОМС Республики Марий Эл в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
ТФОМС Чувашской Республики отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета (реестра счетов), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (часть 8 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 161 "Правил обязательного медицинского страхования", утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (в редакции, действовавшей в периоде оказания медицинской помощи) (далее - Правила N 108н), территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, в объеме, установленном базовой программой, не позднее двадцати пяти рабочих дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, на территории которого лицо застраховано, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее двадцати пяти рабочих дней с даты получения счета (реестра счета), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи в течение десяти рабочих дней со дня представления медицинской организацией счета и реестра счета на оплату медицинской помощи проводит медико-экономический контроль предъявленного медицинской организацией счета и реестра счета и при отсутствии дефектов и нарушений, предусмотренных порядком организации и проведения контроля, требующих отклонения счета и реестра счета на оплату медицинской помощи, осуществляет включение счета и реестра счета на оплату медицинской помощи в счет по межтерриториальным расчетам, формируемый в соответствии с пунктом 174 указанных Правил, и направление его с приложением счета и реестра счета на оплату медицинской помощи в территориальный фонд по месту страхования. В случае обнаружения после проведения медико-экономического контроля причин, требующих дополнительного рассмотрения реестра счета на оплату медицинской помощи посредством проведения медико-экономической экспертизы и/ или экспертизы качества медицинской помощи, ее (их) проведение осуществляется в соответствии с порядком организации и проведения контроля. В уведомлении об организации проведения совместной медико-экономической экспертизы и/ или экспертизы качества медицинской помощи указываются предложения по кандидатуре специалиста-эксперта и/ или эксперта качества медицинской помощи (пункт 169 Правил N 108н).
Территориальный фонд по месту страхования не позднее двадцати пяти рабочих дней с даты получения счета в электронном виде, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, проводит медико-экономический контроль счета, возмещение средств по счету с учетом результатов проведенного медико-экономического контроля и при наличии причин, требующих дополнительного рассмотрения, направляет в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи акт о причинах, требующих дополнительного рассмотрения, в котором указываются позиции счета, не принятые к возмещению полностью или частично, с указанием причин их дополнительного рассмотрения (пункт 170 Правил N 108н).
Согласно части 2 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В силу частей 6, 7 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в единый реестр экспертов качества медицинской помощи.
Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом (часть 9 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ).
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 указанного Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (часть 10 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона N 326-ФЗ сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что по результатам экспертизы качества медицинской помощи, проведенной по поручению ТФОМС Республики Марий Эл врачом-экспертом Панасенко А.А., включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи, установлено:
- в отношении застрахованного лица (полис ОМС 2156340830000053, медицинская карта больного N 1164142) проведена артроскопия левого коленного сустава (относится к медицинской услуге "Артроскопия диагностическая", код номенклатуры медицинской услуги А03.04.001); частичная резекция поврежденного мениска (относится к медицинской услуге "Артроскопическая менискэктомия коленного сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.024.001, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)"); частичная резекция клетчатки Гоффа (относится к медицинской услуге "Артроскопическое иссечение тела Гоффа коленного сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.019.002, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)"); микрофакту-ринг в области дефекта медиального мыщелка бедренной кости (артропластика медиального мыщелка бедренной кости) (является частью лечебной процедуры "Арт-роскопическая санация сустава"); обработка хряща в области межмыщелковой вырезки (является частью лечебной процедуры "Артроскопическая санация сустава"); нотч-пластика (является частью лечебной процедуры "Артроскопическая санация сустава"); дебридмент сустава (относится к медицинской услуге "Артроскопиче-ская санация сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.047, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)");
- в отношении застрахованного лица (полис ОМС 2168350870000034, медицинская карта больного N 1548074) оказана следующая медицинская помощь: арт-роскопия правого коленного сустава (относится к медицинской услуге "Артроско-пия диагностическая", код номенклатуры медицинской услуги А03.04.001); мик-рофрактуринг медиального мыщелка бедренной кости (артропластика мыщелка) (является частью лечебной процедуры "Артроскопическая санация сустава"); обработка отслойки хряща холодной абляцией (является частью лечебной процедуры "Артроскопическая санация сустава"); частичная резекция поврежденного мениска (относится к медицинской услуге "Артроскопическая менискэктомия коленного сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.024.001, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)"); частичная резекция клетчатки Гоффа (относится к медицинской услуге "Артроско-пическое иссечение тела Гоффа коленного сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.019.002, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)"); резекция медиапателлярной складки (относится к медицинской услуге "Артроскопическое иссечение медиапателляр-ной, инфрапателлярной складки коленного сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.019.001, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)"); дебридмент сустава (относится к медицинской услуге "Артроскопическая санация сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.047, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)");
- в отношении застрахованного лица (полис ОМС 2154540831000075, медицинская карта больного N 1889138) оказана следующая медицинская помощь: арт-роскопия правого коленного сустава (относится к медицинской услуге "Артроско-пия диагностическая", код номенклатуры медицинской услуги А03.04.001); мик-рофрактуринг в области отслойки хряща у медиального мыщелка бедренной кости (артропластика мыщелка) (является частью лечебной процедуры "Артроскопиче-ская санация сустава"); частичная резекция поврежденного мениска (относится к медицинской услуге "Артроскопическая менискэктомия коленного сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.024.001, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)"); частичная резекция клетчатки Гоффа (относится к медицинской услуге "Артроско-пическое иссечение тела Гоффа коленного сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.019.002, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)"); нотч-пластика (является частью лечебной процедуры "Артроскопическая санация сустава"); удаление остеофита (является частью лечебной процедуры "Артроскопическая санация сустава"); де-бридмент сустава (относится к медицинской услуге "Артроскопическая санация сустава", код номенклатуры медицинской услуги А16.04.047, что соответствует КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)").
В заключениях эксперта качества медицинской помощи Панасенко А.А. от 16.12.2021 сделан вывод о том, что описанные в представленных на исследование медицинских картах действия Учреждения по оказанию медицинской помощи подпадают под КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)" с тарифом 24 988 руб. 45 коп. Выявлено некорректное применение Учреждением КСГ St29.012 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 4, подгруппа 1)" с тарифом 74 486 руб. 55 коп.
Определением суда первой инстанции от 08.07.2022 по делу назначена экспертиза по вопросам определения характера, вида, кода номенклатуры медицинской услуги, кода клинико-статистической группы (КСГ) в отношении оказанной Учреждением медицинской помощи, подтвержденной медицинскими картами N 1889138, N 1548074, N 1164142. Проведение экспертизы поручено эксперту ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" Усову А.К.
В заключении от 20.08.2022 эксперт Усов А.К. сделал вывод о несоответствии реально оказанной медицинской помощи предъявленного к оплате Учреждением кода КСГ St29.012 "Операция на костно-мышечной системе и суставах (уровень 4, подгруппа 1)" по медицинским картам N 1889138, N 1548074, N 1164142; необходимости применения по медицинским услугам, оказанным по этим картам, кода КСГ St29.011 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 3)".
Исследовав заключение эксперта от 20.08.2022, суд первой инстанции пришёл к правильным выводам о том, что судебная экспертиза проведена в полном соответствии с требованиями статей 82, 83 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заключение судебной экспертизы от 20.08.2022 отвечает требованиям закона о полноте, всесторонности; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов согласуются с выводами эксперта; в экспертном заключении подробно изложено, каким образом, на основании анализа каких доказательств, нормативных документов, методических материалов экспертом проводилось исследование.
В этой связи суд первой инстанции правильно признал заключение судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства.
Эксперт Усов А.К. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации; допрошен в судебном заседании по вопросам произведенного им экспертного исследования, дал показания, подтверждающие выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы. По показаниям эксперта Усова А.К., в медицинских картах, протоколах оперативных вмешательств случаев, по которым проведена экспертиза, отсутствуют вмешательства, заключающиеся во введении в организм пациента (в оперируемый сустав) собственных или чужеродных клеток, тканей, материалов или медицинских изделий. Существование различных номенклатурных кодов артропластики и эндопротезирования согласно приказу Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" не является противоречием в заключении: во всех приведенных экспертом в заключении определениях артропластики отсутствует термин "эндопротезирование". Выполненные Учреждением манипуляции являются по сути артроскопической санацией сустава, относящейся к КСГ с меньшим уровнем затрат ("Операции на костно-мышечной системе, уровень 3").
Доводы Учреждения о несогласии с результатами проведенной судебной экспертизы правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку аргументы Учреждения о недостоверности, порочности выводов, изложенных в заключении судебной экспертизы, не свидетельствуют. Несогласие с результатами экспертизы само по себе не влечет необходимость назначения повторной экспертизы. Доказательств нарушения принципов законности, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследования заявителем не представлено.
Выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы от 20.08.2022 совпадают с выводами, которые содержатся в заключениях экспертизы качества медицинской помощи от 16.12.2021, составленных экспертом качества медицинской помощи Панасенко А.А.
Материалами дела подтверждается, что заведующий травматологического отделения N 2 Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская клиническая больница N 1" Панасенко А.А. имеет специальность: врач-травматолог-ортопед; квалификационную категорию по специальности: высшая; неоднократно проходил повышение квалификации; включен в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Чувашской Республики под реестровым номером 2141005; имеет удостоверение о подготовке по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, стаж работы по специальности "травматология и ортопедия" 18 лет.
Заведующий ортопедическим отделением N 1 Государственного бюджетного учреждения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" Усов А.К. имеет специальность: врач травматолог-ортопед; квалификационную категорию по специальности: высшая; ученую степень: кандидат медицинских наук; неоднократно проходил специализации и повышение квалификации, в том числе, по программе: экспертная деятельность в сфере обязательного медицинского страхования; включен в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Самарской области под реестровым номером 1-018615-63; имеет стаж работы по специальности "травматология и ортопедия" 15 лет.
Таким образом, перечисленные лица имеют необходимую квалификацию.
Ссылка Учреждения на необходимость наличия у врачей - экспертов документа о дополнительной подготовке в области "артроскопии" обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Согласно пункту 7 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ одним из документов, требуемых для эксперта качества медицинской помощи, является свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста.
Усову А.К. выданы сертификаты специалиста А N 3247451 от 26.06.2007 (рег. N 3402), N 0163180485758 от 04.03.2016 (рег. N 234) по специальности "травматология и ортопедия" (т.2, л.д. 89, 90. 95).
Панасенко А.А. выдан сертификат специалиста N 0316240707431 от 11.12.2017 (рег. N 4568) по специальности "травматология и ортопедия". Приказом Минздрава Чувашской Республики от 28.05.2021 N 300-лс срок действия присвоенной специалисту Панасенко А.А. квалификационной категории по специальности "травматология и ортопедия" продлен по 22.06.2022.
Таким образом, эксперты качества медицинской помощи Усов А.К., Панасен-ко А.А. имеют действующие сертификаты специалиста по специальности "травматология и ортопедия". Обязательных требований относительно наличия у экспертов качества медицинской помощи документов о прохождении дополнительной подготовки в области артроскопии нормативными актами не предусмотрено.
Кроме того, согласно "Перечню экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России", утвержденному приказом Минюста Российской Йедерации от 27.12.2012 N 237, отсутствует экспертная специальность "артроскопия".
Утверждение заявителя жалобы о заинтересованности экспертов Панасенко А.А., Усова А.К. в исходе дела, поскольку территориальными фондами ОМС они включены в единый реестр экспертов качества медицинской помощи, бездоказательное.
Включение специалистов в единый реестр экспертов качества медицинской помощи на основании общих правил, предусмотренных приказом Минздрава России от 16.03.2021 N 210н "Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи", предусмотрено пунктом 7 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ в качестве обязательного условия их деятельности в качестве экспертов. При этом, само по себе наличие эксперта в указанном реестре, получившего данный статус в общеустановленном порядке, на равных основаниях с другими специалистами, удовлетворяющими критериям, установленным Федеральным законом N 326-ФЗ, не нарушает принципов объективности, добросовестности и независимости лиц, содействующих осуществлению правосудия.
Судом первой инстанции правильно отклонена ссылка Учреждения на письменный документ "заключение экспертов N Н/67/03/22 от 25.02.2022 по качеству оказания медицинской помощи по профилю "травматология и ортопедия" по 3 (трем) историям болезни N 1889138, N 1548074, N 1164142", составленное врачами ООО "Межрегиональный центр экспертизы и оценки" Швыдкой Д.А., Метревели А.И.
Названные лица не имеют действующих свидетельств об аккредитации специалиста или сертификатов специалиста по специальности "травматология и ортопедия"; стажа работы по данной врачебной специальности не менее 10 лет; не включены в единый реестр экспертов качества медицинской помощи. Как указано в исследовательской части заключения судебной экспертизы от 20.08.2022, изложенные в составленном ими документе выводы не соответствуют описанному в медицинских картах N 1889138, N 1548074, N 1164142 объему оперативного медицинского вмешательства. Мнение другого исследователя не опровергает заключение судебной экспертизы, проведенной в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и экспертизы качества медицинской помощи, проведенной в соответствии с требованиями Федерального закона N 326-ФЗ.
При таких обстоятельствах ТФОМС по Республике Марий Эл обоснованно определена и удержана сумма уменьшения оплаты медицинской помощи в размере 148 494 руб. 30 коп. по трем страховым случаям ввиду неправомерного применения Учреждением тарифа по КСГ St29.012 "Операции на костно-мышечной системе и суставах (уровень 4, подгруппа 1)".
Кроме того, ТФОМС по Республике Марий Э правомерно применен штраф в размере 11 723 руб. 25 коп. (13 025 руб. 83 коп. х 0,3) х 3, где 13 025 руб. 83 коп. - установленный тарифным соглашением на дату проведения контроля подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы ОМС (в расчете на 1 застрахованное лицо) в 2021 году согласно пункту 7.2 "Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28.12.2020 N 502 (официально опубликовано 29.12.2020); 0,3 -коэффициент для определения размера штрафа в соответствии с перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи); 3 - количество нарушений, являющихся основанием для применения штрафа.
Порядок расчета ТФОМС по Республике Марий Эл сумм уменьшения оплаты 148 494 руб. 30 коп., штрафа 11 723 руб. 25 коп. полностью соответствует положениям Правил N 108н (в том числе, по расчету штрафа - пункту 147 (в редакции, действовавшей до 01.07.2021), пункту 155 (в редакции, действовавшей с 01.07.2021)).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение ТФОМС по Республике Марий Эл от 17.12.2021 N 1872 соответствует закону и не нарушает права Учреждения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения по приведенным в ней доводам.
Довод заявителя жалобы о необоснованном отказе в назначении повторной судебной экспертизы отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае отказ в назначении повторной экспертизы суд первой инстанции мотивировал отсутствием предусмотренных частью 2 статьи 87 АПК РФ оснований, при этом указав, что несогласие с результатом экспертизы само по себе не свидетельствует о недостоверности заключения.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Учреждение. Неверно уплаченная по платежному поручению от 01.12.2022 N 707458 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Учреждению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.11.2022 по делу N А38-1335/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, неверно уплаченную по платежному поручению от 01.12.2022 N 707458.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1335/2022
Истец: ГБУ РМЭ Звениговская центральная районная больница
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл
Третье лицо: АО Страховая компания СОГАЗ-Мед в лице Марийского филиала, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики