г. Санкт-Петербург |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А56-97424/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. Г. Титовой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Д. С. Кроликовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-396/2023) ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2022 по делу N А56-97424/2022 (судья Устинкина О.В.), принятое
по заявлению ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу"
к Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Давыдова М. В. (доверенность от 18.10.2022)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) в приеме налоговой отчетности за полугодие 2022 года, изложенного в письме от 02.08.2022 N 16-07/18644, и обязании инспекции принять отчетность за полугодие 2022 года (налоговая декларация по налогу на прибыль организаций), представленную 25.07.2022 на съемном носителе информации.
Решением суда от 09.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применения норм материального права.
Представитель учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы учреждением не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания учреждение не обращалось. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, письмом от 02.08.2022 N 16-07/18644 инспекция отказала учреждению в приеме отчетности за 6 месяцев 2022 года (налоговая декларация по налогу на прибыль организаций), представленной на оптическом диске, в связи с несоответствием способа представления отчетности.
Отказ инспекции в приеме отчетности обжалован налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 08.09.2022 N 16- 15/47203@ жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения учреждения в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал учреждению в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Способы представления отчетности (налоговых деклараций, расчетов) установлены статьей 80 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо по установленной форме на бумажном носителе.
Налоговым законодательством не предусмотрен способ представления отчетности в электронном виде (в виде файлов), сформированной на машинных носителях, в качестве которых выступают любые технические устройства, предназначенные для фиксации, хранения, преобразования и передачи компьютерной информации.
Пункт 3 статьи 80 НК РФ содержит закрытый перечень способов представления налоговой отчётности, иной порядок представления налоговых деклараций (расчетов) для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе Министерства обороны РФ, не предусмотрен НК РФ.
Автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы (далее - АИС "Налог-3") функционирует в соответствии с приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")".
В АИС "Налог-3" обрабатывается общедоступная информация и информация ограниченного доступа (налоговая тайна), не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, в состав которой входят и персональные данные.
Работа АИС "Налог-3" построена с соблюдением принципа консолидации данных, централизации их хранения и обработки на максимально высоком уровне.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119, приказом ФСБ России от 10.07.2014 N 378 и приказами ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" и от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" в АИС "Налог-3" построена и функционирует система обеспечения безопасности информации (далее - СОБИ).
Элементная и функциональная достаточность СОБИ АИС "Налог-3" подтверждена Аттестатом соответствия от 30.06.2020 N 291, которым удостоверяется, что аттестованный объект информатизации соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к информационным системам персональных данных, обрабатывающим персональные данные 3-го уровня защищенности (УЗ - 3), государственным информационным системам первого класса защищенности (К1).
Информация, передаваемая как между структурными подразделениями налоговых органов, так и между налоговыми органами и иными участниками информационного обмена по каналам связи, выходящим за пределы контролируемой зоны, защищается с применением сертифицированных по требованиям безопасности информации средств криптографической защиты информации.
Информация, содержащая сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, исходя из требований постановления Правительства от 26.11.2021 N 2052 "Об утверждении правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны" (далее - Правила) по уровню конфиденциальности соответствует информации, обрабатываемой в АИС "Налог-3" (налоговая тайна, персональные данные, иная информация конфиденциального характера), в связи с чем для защиты информации, определенной Правилами, проведение дополнительных технических и организационных мероприятий не требуется для хранения и обработки в АИС "Налог-3".
В соответствии с пунктом 1.7 приказа ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (далее -Методические рекомендации) информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика через оператора электронного документооборота (далее -оператор ЭДО) осуществляется в зашифрованном виде, за исключением направления подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке.
Документы шифруются отправителем для получателя. В случае невозможности расшифровать поступивший электронный документ получатель формирует открытое сообщение адресату-отправителю с описанием выявленной ошибки (сообщение об ошибке).
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций получаемые налоговым органом документы формируются в электронной форме в соответствии с утвержденным форматами и порядками заполнения и подписываются электронной подписью (далее - ЭП) налогоплательщика. Сформированные и подписанные документы налогоплательщика шифруются для налогового органа и направляются оператору ЭДО.
Пунктом 2.3 Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с АИС "Налог-3" по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи, утвержденного приказом ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@, установлено, что документы передаются в сжатом и зашифрованном виде, если для конкретного типа документооборота не указано обратное.
Оператор ЭДО - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующее требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Оператор ЭДО оказывает услуги по организации обмена документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в рамках исполнения организациями и (или) индивидуальными предпринимателями обязанности по получению счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 169 НК РФ, и (или) в рамках исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган, в соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ.
Требования к оператору ЭДО утверждены приказом ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@ "Об утверждении требований к оператору электронного документооборота".
Сведения об операторах электронного документооборота, прошедших процедуру проверки на соответствие требованиям к оператору электронного документооборота, утвержденным приказом ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@ "Об утверждении требований к оператору электронного документооборота" содержатся в Реестре операторов электронного документооборота.
Процедура формирования и ведения реестра юридических лиц, являющихся организациями, оказывающими услуги по обмену документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи определена в Положении о Реестре операторов электронного документооборота, утвержденным приказом ФНС России от 29.10.2021 N ЕД-7-26/936@ "Об утверждении Положения о Реестре операторов электронного документооборота".
Таким образом, возможность неправомерного получения доступа к передаваемой по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы информации налогоплательщиков исключена как на стадии ее передачи, так и на стадии ее обработки.
Указанная позиция ФНС России по вопросу порядка приема документов от подведомственных Министерству обороны Российской Федерации учреждений изложена в направленных в Министерство обороны РФ письмах ФНС России от 27.05.2022 N БС-4-11/6492@ и от 15.07.2022 N ПА-4-26/9083@.
Как следует из материалов дела, с сопроводительным письмом от 25.07.2022 N 6/1682дсп учреждением в инспекцию представлен оптический диск (CD-R/CD-RW диск). В письме указано, что на оптическом диске содержится налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2022 года.
Однако у налогового органа отсутствует техническая возможность расшифровать представленную на диске информацию.
Таким образом, отказ налогового органа в приеме налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2022 года, представленной на машинном носителе (CD-R/CD-RW диск), правомерен.
Кроме того, учреждение не воспользовалось правом представить декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2022 года на бумажном носителе.
При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявления.
Доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2022 по делу N А56-97424/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
М.Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97424/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАПАДНОМУ ВОЕННОМУ ОКРУГУ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ