г. Вологда |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А52-4847/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клондайк Плюс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 21 декабря 2022 года по делу N А52-4847/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клондайк Плюс" (ОГРН 1076025003130, ИНН 6025029073; адрес: 182115, Псковская область, город Великие Луки, улица Гоголя, 8а; далее - ООО "Клондайк Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области (ОГРН 1046000330001, ИНН 6027086207; адрес: 180017, Псковская область, город Псков, улица Спортивная, дом 5а, далее - управление, УФНС) о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (ОГРН 1046000111992, ИНН 6025001423; адрес: 192105, Псковская область, город Великие Луки, улица Тимирязева, дом 2; далее - инспекция, налоговый орган) от 31.08.2022 N 60252204200183400004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 4 240 руб.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 21 декабря 2022 года по делу N А52-4847/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Клондайк Плюс" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на наличие, по его мнению, оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и прекращения производства по административному делу либо для снижения размера штрафной санкции.
Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом при проведении мероприятий валютного контроля установлено, что общество заключило трудовой договор от 30.04.2014 N 10 в редакции дополнительных соглашений с иностранным гражданином (нерезидентом) - Величко Еленой Викторовной (гражданка Республики Беларусь) и произвело выплату ей заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации по платежной ведомости от 29.10.2020 N 20 в сумме 10 600 руб., минуя счет в уполномоченном банке, что является нарушением положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола от 15.08.2022 N 60252204200183400002 об административном правонарушении и вынесения постановления от 31.08.2022 N 60252204200183400004, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 240 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность в том числе за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Как следует из части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено этим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
При этом возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая операция не входит.
Поскольку в рассматриваемом случае работник общества являлся в период выплаты заработной платы гражданином иностранного государства - нерезидентом, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, трудовые договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
При этом на общество, как на юридическое лицо - резидента, возложена обязанность производить выплату заработной платы работнику - нерезиденту через банковский счет в уполномоченном банке.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается тот факт, что оно, являясь резидентом, выплатило заработную плату иностранному гражданину - нерезиденту наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченных банках.
По данному делу доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в данном случае не допущено.
На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Исключительных обстоятельств, которые бы свидетельствовали о малозначительности правонарушения, по настоящему делу также не выявлено.
Назначенная обществу мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Довод подателя жалобы об уменьшении размера назначенного наказания либо для замены его на предупреждение подлежит отклонению.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В рассматриваемом случае в материалах дела усматривается систематический характер совершения ООО "Клондайк Плюс" аналогичных нарушений валютного законодательства, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, что подтверждается общедоступными сведениями, содержащимися на электронном информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел", и свидетельствует о длительном пренебрежительном отношении заявителя к соблюдению требований валютного законодательства.
Такое совершение обществом правонарушений на протяжении длительного периода времени, обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности в судебном порядке путем подачи однотипных заявлений и жалоб, содержащих одни и те же доводы, неуплата штрафов в добровольном порядке позволяет сделать вывод об отсутствии раскаяния ООО "Клондайк Плюс".
Согласно данным, размещенным на информационном ресурсе налогового органа (ИР АИС Налог-3 пром), на 01.01.2023 сумма административного штрафа в размере 4 240 руб. составляет 0,26 % от суммы остатка денежных средств на расчетном счете организации.
Кроме этого, несмотря на неоднократное привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, обществом в течение длительного периода не принимались меры по включению в трудовой договор нерезидента условия в части оплаты труда, соответствующего требованиям Закона N 173-ФЗ.
В связи с изложенным правовых оснований для уменьшения размера штрафной санкции не усматривается, назначенный обществу штраф соответствует обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства требований.
Наличие приведенных выше факторов, а также отсутствие совокупности установленных частью 1 статьи 4.1.1 и частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ обстоятельств не позволяет заменить наказание на предупреждение.
Также не имеется в данном случае оснований для применения в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ положений части 5 статьи 4.4 этого Кодекса, поскольку санкция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ определяет размер наказания исходя из суммы незаконной валютной операции, а не из количества фактов привлечения к административной ответственности. В связи с этим размер штрафа не обусловлен количеством принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности и при объединении всех эпизодов правонарушений в одном протоколе и постановлении штраф подлежал бы исчислению от общей суммы незаконных операций по выплате заработанной платы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21 декабря 2022 года по делу N А52-4847/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клондайк Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4847/2022
Истец: ООО "Клондайк Плюс"
Ответчик: Управление Федеральной Налоговой службы по Псковской области (УФНС России по Псковской области ", ФНС России Межрайонная инспекция N2 по Псковской области