г. Санкт-Петербург |
|
08 марта 2023 г. |
Дело N А56-34156/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Хариной И.С.,
при участии в судебном заседании представителя ООО "СтройПроектСервис" - Бабиковой И.А. (доверенность от 21.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39366/2022) ООО "СК-ЮГ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2022 по делу N А56-34156/2022, принятое по иску ООО "СК-ЮГ" к ООО "СтройПроектСервис" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК-ЮГ" (далее - ООО "СК-ЮГ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учётом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "СтройПроектСервис" (далее - ООО "СтройПроектСервис", ответчик) о взыскании 4 871 388, 89 руб. демереджа.
Решением арбитражного суда от 20.10.2022 в иске отказано.
В апелляционной жалобе ООО "СК-ЮГ", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Апеллянт настаивает на необоснованности вывода суда первой инстанции о том, что задержки в выгрузке груза вызваны бездействием истца, а также, что истцом не представлено доказательств наличия в спорный период неблагоприятных погодных условий, отметив также, что им исключено из расчёта сталийного времени время ожидания погодных условий.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит обжалуемое определение оставить без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель ООО "СтройПроектСервис" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания истец своего представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (заказчик) заключён договор морской перевозки грузов от 27.10.2021 N 50УСПС/10/21.
Во исполнение договора истцом в период с 12.10.2021 по 11.11.2021 осуществлена перевозка груза ответчика судном "Sparta IV" (далее - судно) по маршруту порт Архангельск - портовый пункт Харасавэй. Выгрузка в портовом пункте Харасавэй была осуществлена за пределами сталийного времени, контрсталийное время составило 13,229 суток.
04.02.2022 истец направил на адрес электронной почты ответчика office@spservice.ru, указанный в разделе 11 Договора, а также почтовым отправлением направил уведомление-претензию от 04.02.2022 N 23, содержащую требование об оплате суммы демереджа в размере 8 598 850 руб., с приложением, в том числе, подписанных со стороны истца акта от 11.11.2021 N 99, счёта от 11.11.2021 N 810, расчёта демереджа, иных документов, подтверждающих факт простоя судна за пределами сталийного времени и наличие оснований для начисления и оплаты демереджа.
Письмом от 09.02.2022 N 1535/1/22-СПБ ответчик проинформировал истца об отказе от оплаты демереджа, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами: условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 ГК РФ).
Согласно статье 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ) по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Правила, установленные статьями 126. 127, 129 - 133 и 135 КТМ РФ применяются как к погрузке, так и к выгрузке груза в портах (статья 141.1 КТМ РФ).
В пунктах 1, 2 статьи 130 КТМ РФ установлено, что срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах, начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза.
В сталийное время не включается время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке.
Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от фрахтователя, включается в сталийное время (пункт 3 статьи 130 КТМ РФ).
Согласно пункту 1 статьи 131 КТМ РФ по окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время). При отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту.
В случае отсутствия таких ставок размер платы за п1тостой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа (статья 132 КТМ РФ).
Согласно пункту 3 статьи 131 КТМ РФ в размер демереджа не включается время, в течение которого погрузка не производилась по зависящим от перевозчика причинам.
Пунктом 5.6. договора установлено, что сталийное время в порту погрузки составляет 6 суток, в пункте выгрузки - 7 (семь) суток, состоящих из 24 последовательных часов, включая выходные и праздничные дни.
В соответствии с пунктом 6.8. договора, время нахождения судна на демередже оплачивается заказчиком по ставке 650 000 руб., НДС не облагается, за каждые полные сутки. Если простой Судна продолжается неполные сутки, перевозчик производит почасовой расчёт платы пропорционально фактическому времени (части суток) нахождения на демередже.
Оплата демереджа производится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения по электронной почте счёта, расчётов сталийного времени и сумм демереджа, а также отдельного акта с приложением подтверждающих простой (демередж) документов".
Пунктом 2.3 договора стороны согласовали период времени, в течение которого перевозчик обязан был подать судно в порт (пункт) под погрузку: 10-12 октября 2021.
Согласно пункту 2.5 договора, для выполнения перевозки груза заказчика перевозчик номинировал судно - т/х "Sparta IV".
Согласно пункту 2,9 договора сторонами согласовано условие, что в случае, если груз не будет доставлен в порт (пункт) выгрузки по причинам, не зависящим от перевозчика, в том числе если порт выгрузки окажется недоступным или опасным из-за обстоятельств, препятствующих движению судна, то с получением соответствующей информации от перевозчика заказчик обязан в течение 24 (двадцати четырех) часов дать указание судну: стоять в ожидании возможности, следовать по назначению или дать указание следовать в другой доступный порт (пункт) или вернуться в порт погрузки, в котором судно сможет выдать груз заказчику или его представителю.
Согласно пункту 4.1.4 договора перевозчик принял на себя обязательства (сам либо через агента судна) ежедневно информировать заказчика о ходе погрузки/выгрузки судна.
Пунктом 4.1.8 договора предусмотрена обязанность перевозчика в портовом пункте Харасавэй силами экипажа с использованием судовых кранов выполнить выгрузку груза на плавсредства заказчика в круглосуточном режиме, исходя из погодных условий и в соответствии с условиями пунктов 5.3 - 5.7 договора.
В исследуемом случае судно подано истцом под погрузку груза в порт Архангельск в сроки, обусловленные пунктом 2.3 договора, что подтверждается нотисом, поданным капитаном судна 11.10.2021 в 09 часов 10 минут по московскому времени.
Погрузка груза в порту Архангельск на судно осуществлена силами заказчика в сроки, определенные договором для сталийного времени - 5,632 сут., что подтверждается расчетом сталийного времени т/х "Sparta IV" рейс N IV/7/21 Архангельск (погрузка), подписанным, в том числе, диспетчером порта в Архангельске АО "АМТП".
В порту (пункте) выгрузки Харасавэй нотис о готовности судна к выгрузке подан капитаном судна "Sparta IV " 21.10.2021 в 22 часа 10 минут по московскому времени (на внешней якорной стоянке).
Согласно условиям заключенного договора, в порту выгрузки Харасавэй истец обязался обеспечить выгрузку груза с судна "Sparta IV)) на плавсредства заказчика.
Выгрузка осуществлялась на т/х "СТК-1026", т/х "СТК-1028, т/х "Надежда" и т/х "Колгуев".
Согласно пункту 5.2.2.3 договора отсчёт сталийного времени для проведения погрузочно-разгрузочных операций начался 22.10.2021 в 02 часа 30 минут по московскому времени.
Возражая против исковых требований, ответчик указал, что плавсредства заказчика, а именно т/х "СТК-1026" и г/х "Колгуев", начиная с 22.10.2021 находились на внешнем рейде порта Харасавэй в ожидании погрузки с т/х "Спарта IV". Указанная информация отражена в таймшитах (актах стояночного времени) теплоходов.
Истец не отрицал, что выгрузка груза на плавсредства заказчика осуществлялась им с задержками по причине неблагоприятных погодных (гидрометеорологических) условий, при этом указанный период исключён из расчёта сталийного времени.
В пункте 4.1.3 договора сторонами согласовано условие об информировании заказчика по электронным адресам о ходе исполнения обязательств.
Согласно пункту 9.5 договора, обмен документами, связанными с исполнением договора возможен посредством электронной почты, при этом оригиналы документов должны быть направлены не позднее 15 рабочих дней.
Ответчик указал, что в период 23 по 29 октября 2021 (включительно) истец не направлял в адрес ответчика информацию (уведомления) об имеющихся затруднениях в проведении грузовых операций на внешнем рейде порта Харасавэй, в том числе со ссылкой не гидрометеорологические условия, чем нарушил п. 4.1.4 договора.
01.11.2021 в 15 часов 26 минут по московскому времени ответчик в соответствии с пунктом 9.5 договора направил в адрес истца сообщение с указанием смены якорной стоянки т/х "Спарта IV" для последующей выгрузки груза в проливе Югорский Шар в период с 02.11.2021 по 05.11.2021 (включительно), по причине неблагоприятных погодных условии на внешнем рейде порта (пункте) выгрузки Харасавэй.
В ответ истец 01.11.2021 в 20 часов 22 минуты по московскому времени сообщил о том, что указания на смену якорной стоянки в пролив Югорский направлены капитану т/х "Sparta IV".
Согласно информации, отраженной в таймшите судна "СТК -1026" 01.11.2021 в 18 часов 30 минут по московскому времени судно "СТК -1026" получило распоряжение следовать в пролив Югорский шар для дальнейшей разгрузки т/х "Sparta IV".
Согласно уточнённому расчёту истца, сталийное время окончилось 03.11.2021 в 20 часов 08 минут.
Вместе с тем, фактическая выгрузка в проливе Югорский шар началась 03.11.2021 в 14 часов 00 минут по Московскому времени.
Согласно таймшиту т/х "Надежда" судно находилось в проливе Югорский шар в ожидании подхода т/х "Sparta IV" для выгрузки с 03.11.2021 в 17 часов 20 минут.
Фактически грузовые операции с т/х "Sparta IV " на т/х "Надежда" начались 08.11.2021 в 15 часов 00 минут по московскому времени.
Согласно таймшиту т/х "СТК-1028" фактически грузовые операции с т/х "Спарта IV" начались 10.11.2021 в 04 часа 00 минут по московскому времени.
Указанные обстоятельства истцом не опровергнуты, и отражены в расчёте сталийного времени т/х "Sparta Спарта IV" рейс N 1V/7/21 Харасавэй (выгрузка).
Согласно таймшитам теплоходов т/х "СТК1026" и т/х Надежда, теплоходы заказчика находились на внешнем рейде порта Харасавэй в ожидании выгрузки с т/х "Sparta IV", при этом отсутствуют ссылки на неблагоприятные гидрометеорологические условия; выгрузка приостанавливалась в связи с переходом судна "Sparta IV" на другой рейд, что согласно пункту 5.4 Договора исключается из сталийного времени; в ожидании подхода т/х "Sparta IV".
В акте стояночного времени т/х "Надежда", начиная с 03.11.2021 по 08.11.2021, указано, что судно простаивало в ожидании подхода т/х "Sparta IV".
С 09.11.2021 выгрузка приостанавливалась в связи с переходом судна "Sparta IV" на другой рейд, что согласно пункту 5.4 договора исключается из сталийного времени.
Совокупность установленных по делу обстоятельств позволила суду первой инстанции прийти к выводу о недоказанности истцом как причинно-следственной связи между действиями ООО "СтройПроектСервис" и предъявляемым демереджем, так и того факта, что задержка в выгрузке груза зависела напрямую от действий ответчика.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат, сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, что не свидетельствует о неправильности вывода суда по существу принятого решения.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, решение суда как законное и обоснованное отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2022 по делу N А56-34156/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34156/2022
Истец: ООО "СК-ЮГ"
Ответчик: ООО "СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС"