г. Санкт-Петербург |
|
08 марта 2023 г. |
Дело N А42-848/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хариной И.С.,
при участии в судебном заседании представителя АО "Авиакомпания "Россия" - Мазан В.В. (доверенность от 09.12.2022), представителя АО "Аэропорт Мурманск" - Березиной И.А. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42916/2022) АО "Аэропорт Мурманск" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.2022 по делу N А42-848/2022, принятое по иску АО "Авиакомпания "Россия" к АО "Аэропорт Мурманск" о взыскании убытков, 3-е лицо: Смирнов Константин Александрович,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (далее - истец, АО "АК "Россия", авиакомпания) обратилось в Арбитражный суда Мурманской области с иском к акционерному обществу "Аэропорт Мурманск" (далее - ответчик, АО "Аэропорт Мурманск", аэропорт) о взыскании убытков в сумме 170 447,27 руб.
Решением арбитражного суда от 09.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, АО "Аэропорт Мурманск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить полностью, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению апеллянта, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не доказано, что причиной разрушения втулок явилось виновные действия ответчика, выразившиеся в недостаточном замедлении.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит обжалуемое определение оставить без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель истца против её удовлетворения возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания третье лицо, своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "Авиакомпания "Россия" (перевозчик) и АО "Аэропорт Мурманск" (аэропорт) заключено стандартное соглашение о наземном обслуживании - упрощенная процедура ССНО 2013 от 19.03.2021 N 290/21, в соответствии с которым аэропорт оказывает услуги по обеспечению буксировки воздушного суда (далее- ВС) (пункт 3.8.1).
09.08.2021 при подготовке к выполнению рейса FV6478 на воздушном судне RRJ-95В, бортовой номер 89105 по маршруту Мурманск- Москва Шереметьево с места стоянки N 3 на место стоянки N 6 в направлении - хвостом вперед, в аэропорту г. Мурманска произошло разрушение двух срезных втулок буксировочного узла передней опоры шасси.
Комиссия по расследованию указанного авиационного события, назначенная приказом начальника Северо-Западного МТУ Росавиации от 12.08.2021 N 206-П (далее - Комиссия), пришла к выводу, что причиной повреждения ВС явилось разрушение двух срезных втулок буксировочного узла из-за возникновения разрушающих усилий на буксировочном узле, вследствие недостаточного замедления буксировщика перед остановкой самолета.
К заключению приложено особое мнение заместителя председателя комиссии Попова В.В., по мнению которого, причиной разрушения срезных втулок явилось усталость металла в процессе эксплуатации.
Выводы Комиссии по расследованию указанного авиационного события, отраженными в отчете по результатам расследования авиационного события с воздушным судном RRJ-95 RA-89105 от 26.08.2021, подтверждены объяснительными членов экипажа, членами буксировочной бригады, расшифровкой СОК, выпиской радиообмена "диспетчер-экипаж", справки об отсутствии записи внутрикабинных переговоров экипажа, актом о повреждении судна, копиями бортового журнала, актом осмотра ВС от 09.08.2021.
АО "АК "Россия" в адрес АО "Аэропорт Мурманск" направило претензию от 16.12.2021 N 45/1686 с требованием возместить понесённые расходы в размере 170 447,27 руб., в стоимость которых включены затраты на осмотр передней стойки шасси и монтаж срезных штифтов буксировочного узла, стоимость расходных материалов, доставки материалов, их таможенное оформление, обслуживания ВС и пассажиров в связи с задержкой рейса.
Отказ от уплаты понесенных расходов послужил основанием для обращения АО "АК "Россия" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как видно из дела, истец заявил ко взысканию убытки в виде расходов, понесённых в связи с заменой срезных втулок (штифтов) буксировочного узла передней стойки шасси (ПОШ), повреждённых в результате авиационного происшествия 09.08.2021 в аэропорту г. Мурманска.
Процесс буксировки ВС закреплён как в документах авиакомпании - Руководство по организации наземного обслуживания РД-ГД-62-18, так и Ответчика - Руководство по наземному обслуживанию в аэропорту Мурманск РОНО 01-01-2018 версия 03 от 18.01.2021.
В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационное происшествие или инцидент с гражданским, государственным или экспериментальным воздушным судном Российской Федерации либо с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем. Расследования, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены эти полномочия соответственно в гражданской, государственной или экспериментальной авиации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609 утверждены Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (далее - Правила).
В целях расследования причин и факторов авиационного события с воздушным судном RRJ-95 RA-89105 приказом начальника Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта от 12.08.2021 N 206-П назначена комиссия, в состав которой вошли, в том числе, представители истца и ответчика.
Из составленного в соответствии с требованиями статьи 95 Воздушного кодекса Российской Федерации и Правилами отчета комиссии по результатам расследования авиационного инцидента с воздушным судном в отчёте по результатам расследования авиационного события с воздушным судном RRJ-95 RA-89105 от 26.08.2021 следует, что причиной повреждения воздушного судна явилось разрушение двух срезных втулок буксировочного узла из-за возникновения разрушающих усилий на буксировочном узле, вследствие недостаточного замедления буксировщика перед остановкой самолета.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что им в лице заместителя председателя комиссии Поповым В.В. был подписан указанный отчёт, но с особым мнением, выразившимся в том, что, причиной разрушения срезных втулок, явилось усталость металла в процессе эксплуатации. Ответчик настаивает на достаточном замедлении, указав, что воздушное судно после остановки проехало еще 10-15 сантиметров.
Между тем, факт резкой остановки ВС при буксировке тягачом подтверждается актом осмотра ВС от 09.08.2022, актом о повреждении ВС на земле от 09.08.2022, подписанных со стороны представителей аэропорта водителем 5 буксировщика Смирновым К.А., сменным начальником ПДС Лопатиным М.Ю., начальником смены ИАС Никифоровым А.В., со стороны авиакомпании - командиром ВС (КВС) Васильевым С.В.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции судом получены пояснения свидетелей Акимушкина А.И., Воронщикова В.П., Никифорова А.В., Попова В.В.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что показания свидетелей и третьего лица о том, что фразы "о резкой остановке ВС тягачом" изначально отсутствовали в указанных актах, поскольку это опровергается содержанием акта о повреждении ВС на земле от 09.08.2022, в котором имеется несколько разделов, подлежащих заполнению.
В данном случае все разделы акта заполнены, при этом суд критически отнёсся к показаниям указанных лиц относительно того, что раздел 2 "Обстоятельства происшествия" не были заполнены, в ином случае не представляется установить, какие именно данные подтверждали данные лица своей подписью.
О фальсификации указанных доказательств ответчик в ходе судебного разбирательства не заявлял.
Из представленных объяснений сотрудников буксировочной бригады, отчета следует, что отсоединение водила и падение его на землю произошло именно после остановки тягача и после этого ВС продолжило движение еще 10-15 см, после чего была подана команда КВС на включение стояночного тормоза. При этом сведений о включении тормоза экипажем ВС во время буксировки в материалах дела не имеется.
Согласно пояснениям свидетеля Акимушкина А.И. (председателя комиссии) и данным расшифровки ССПИ, на ВС зафиксировано только однократное торможение при остановке на стоянке и отсутствие торможения во время буксировки, что подтверждалось также данными видеозаписи, которая была просмотрена в аэропорту, но к отчету не приобщалась.
Доказательств обратного ответчик не представил, при этом сохранность видеозаписей как самого происшествия, так и с видеокамеры тягача, не обеспечил.
Так, согласно докладной начальника ИАС карта памяти в видеокамере тягача отсутствовала. Записей переговоров диспетчер - КВС, которые бы опровергали доводы истца, в дело также не представлено.
Суд отклонил особое мнение заместителя председателя комиссии Попова В.В., поскольку из указанного документа невозможно установить, на основании каких фактов указанное лицо пришло к таким выводам.
Из материалов отчёта, объяснений сотрудников буксировочной бригады, аэропорта не следует, что срез втулок мог произойти по причине износа металла. Сведений о том, что срезные втулки содержат какие-либо характерные следы в деле на момент составления отчета, отбора объяснений, не имеется.
Суд первой инстанции отметил, что фактически были разрушены два штифта (втулки), а не один, при этом о необходимости проведения исследований срезных штифтов заместитель председателя комиссии не заявлял.
Представленный отчет ответчиком не обжаловался, каких-либо возражений вплоть до подачи иска в суд, не представлялось.
Ссылка ответчика на письма ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" обоснованно отклонена судом, поскольку в настоящем случае, учитывая, что повреждены были срезные втулки буксировочного узла ПОШ, экстремальная нагрузка как пояснил Акимушкин А.И. в судебном заседании, пришлась не на втулки водила, а на втулки буксировочного узла.
Разъяснения, содержащиеся в письмах, таких данных не содержат.
Возражая против пояснений Акимушкина А.И., ответчик о проведении экспертизы, привлечении специалиста, которые могли бы подтвердить его доводы об обстоятельствах повреждения самолета, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции АО "Аэропорт Мурманск" не заявляло.
Совокупность установленных по делу обстоятельств позволила суду первой инстанции прийти к выводу том, что разрушение срезных втулок буксировочного узла ПОШ произошло вследствие недостаточного замедления буксировщика перед остановкой самолета.
Поскольку утверждение ответчика об ином характере повреждений достаточными и достоверными доказательствами не подтверждено, суд обоснованно отклонил его как несостоятельное и пришел к выводу о недоказанности им факта отсутствия вины в возникновении у истца спорных убытков.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться с указанным выводом суда, основанным на всестороннем исследовании обстоятельств дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ.
Истец представил расчёт суммы убытков со ссылками на первичные учетные документы (счета, инвойсы, акты выполненных работ, платежные поручения, декларация на товары), а также иные подтверждающие документы в соответствии с требованиями действующего законодательства, в то время как ответчиком доказательств возникновения у истца убытков в ином размере не представлено.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат, сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, что не свидетельствует о неправильности вывода суда по существу принятого решения.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.2022 по делу N А42-848/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-848/2022
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "РОССИЯ"
Ответчик: АО "АЭРОПОРТ МУРМАНСК"
Третье лицо: Смирнов Константин Александрович