г. Москва |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А40-128615/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Русский уголь" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 сентября 2022 года, принятого в порядке упрощенного производства по делу N А40-128615/22, по исковому заявлению ПАО "Первая грузовая компания" (ОГРН 1137746982856) к АО "Русский уголь" (ОГРН 1097746061390) о взыскании 216 030 руб. 96 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Первая грузовая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "Русский Уголь" о взыскании 216 030 руб. 96 коп. денежных средств по договору от 16.09.2009 г. N ДД/УМ-327/9, из них 151 830 руб. 96 коп. убытки, 64 200 руб. штраф.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 сентября 2022 года по делу N А40-128615/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) был заключен договор на оказание услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок Грузов Заказчика, перевозимых по территории РФ, за пределами территории Российской Федерации, а также вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы РФ, ввозимых на территорию РФ, а также помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в вагонах Исполнителя от 16.09.2009 г. N ДД/УМ-327/9 (далее Договор).
В апреле 2021 года по условиям заключенного Договора, Ответчику был предоставлен вагон N 58036609, который по транспортной железнодорожной накладной N34806640 был направлен в адрес грузополучателя АО "Амуруголь", согласно поданной заявке Ответчика. На подъездном пути грузополучателя АО "Амуруголь" примыкающего к ст. Екатеринославка Заб. ж.д. в результате погрузочных работ повреждены 4 колесные пары вагона N 58036609 (186-3286-1984, 186-14552-1974, 29-789154-2009, 5-29077-2006). Факт повреждения выявлен 05.04.2021 при осмотре вагона.
Виновником повреждения вагона признан АО "Амуруголь", что подтверждается актом формы ВУ-25 N 39 от 06.04.2021, подписанного представителем предприятия, виновного в повреждении вагона.
Поврежденный вагон N 58036609 был отремонтирован ВЧДЭ Белогорск (ТОР Благовещенск).
Общие расходы, связанные с ремонтом вагона, его передислокации в\из ремонта подтверждается следующими документами: расчетно-дефектная ведомость на ТОР вагона от 15.04.2021 г., акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 7-158-ТР2 от 15.04.2021 г., акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 2078 от 23.04.2021, акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 3084 от 12.06.2021, акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 3823 от 20.06.2021, акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 1538 от 21.04.2021, акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 222 от 10.06.2021, акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 1531 от 15.04.2021, железнодорожная накладная N ЭШ236650 о направлении вагона в ремонт, железнодорожная накладная N ЭШ662998 о передислокации вагона из ремонта, отчет об оценке N АО-ДД/ЭВ-275/15-200.
Кроме того, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты штрафа за непроизводительный простой вагонов в ремонте в размере 1800,00 рублей за вагон за каждые сутки нахождения его в ремонте. Время нахождения вагонов в ремонте определяется на основании данных, указанных в актах формы ВУ-23-М и ВУ-36-М (п. 1.5.2.8 соглашения N 2/2019 от 01.04.2019 г. к Договору). Указанные акты приложены к исковому заявлению.
Общие расходы, связанные с ремонтом вагона N 58036609, его передислокации в ремонт, из ремонта составляют 144 029,69 рублей.
Расчет штрафа за непроизводительный простой вагона N 58036609 по п. 1.5.2.8 соглашения N 2/2019 от 01.04.2019 г. к Договору составляет 16 200,00 рублей.
В июле 2021 года Ответчику был предоставлен вагон N 62446471, что подтверждается актом оказанных услуг (УПД, расчет объема оказанных услуг).
Вагон N 62446471, предоставленный Ответчику, был использован им под перевозку груза "уголь каменный марки Д" в адрес грузополучателя ООО "Осетровский ЛДК" по железнодорожной накладной NЭЯ434147.
На подъездном пути ООО "Осетровский ЛДК", примыкающего к ст. Лена Восточно-Сибирской ж.д. при выгрузке вагона допущено его повреждение. Факт повреждения выявлен 16.07.2021 при осмотре вагона. Виновником повреждения вагона признано ООО "Осетровский ЛДК", что подтверждается актом формы ВУ-25 N б/н от 16.07.2021, подписанного представителем предприятия, виновного в повреждении вагона.
Поврежденный вагон N 62446471 был отремонтирован ВЧДЭ Тайшет (ТОР Тайшет).
Общие расходы, связанные с ремонтом вагона, подтверждается следующими документами: расчетно-дефектная ведомость на ТОР вагона от 12.08.2021 г., акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 13/907 от 12.08.2021 г.
Кроме того, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты штрафа за непроизводительный простой вагонов в ремонте в размере 2000,00 рублей за вагон за каждые сутки нахождения его в ремонте. Время нахождения вагонов в ремонте определяется на основании данных, указанных в актах формы ВУ-23-М и ВУ-36-М (п. 1.5.2.8 соглашения N 2/2019 от 01.04.2019 г. к Договору). Указанные акты приложены к исковому заявлению.
Общие расходы, связанные с ремонтом вагона N 62446471 составляют 7 801,27 рублей.
Расчет штрафа за непроизводительный простой вагона N 62446471 по п. 1.5.2.8 соглашения N 2/2019 от 01.04.2019 г. к Договору составляет 48 000,00 рублей.
Согласно п. 6.3. Договора, при повреждении вагонов, их узлов и деталей, вследствие действий/бездействий Заказчика (грузоотправителя/грузополучателя), на путях общего и необщего пользования, а также и по вине третьих лиц на путях необщего пользования, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика возместить стоимость ремонта Вагонов, их узлов и деталей, стоимость подготовки к ремонту, платежи за перевозку Вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, к месту ремонта, за перевозку после осуществления ремонта на железнодорожную станцию, указанную Исполнителем.
Согласно п. 6.1 Договора за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по Договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и условиями Договора.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учетом положений ст. 71 АПК РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены и отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные ввиду следующего.
Истцом в материалы дела представлен полный пакет документов, подтверждающий понесенные расходы, а именно: - по вагону N 58036609:
Стоимость ремонта вагона в ТР-2 - (ВЧДЭ-7 Беглогорск), подтверждена представленными в материалы дела расчетно-дефектной ведомостью на ТОР вагона от 15.04.2021, актом о выполненных работах (оказанных услугах) N 7-158-ТР2 от 15.04.2021, счет-фактурой N1895378/04000435 от 15.04.2021, составляет 7 708,98 рублей;
Рыночная стоимость литых деталей тележки (ЛДТ), за вычетом металлолома, определена истцом на основании отчета об оценке N N АО-ДД/ЭВ-275/15-200 от 01.04.2021, составленного ООО АКГ "БизнесКРУГ" по заданию АО "ПГК" в соответствии с федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральными стандартами оценки, составила 83 864,45 рублей;
Стоимость ремонта колесных пар подтверждена актом о выполненных работах (оказанных услугах) N 2078 от 23.04.2021, актом о выполненных работах (оказанных услугах) N 3084 от 12.06.2021, актом о выполненных работах (оказанных услугах) N 3823 от 20.06.2021 и составила 35 607,00 рублей;
Общая стоимость перевозки колесных пар (КП) с ТОР Благовещенск до ВЧДР Благовещенск (ремонт) подтверждена пересылочной ведомостью (акт пересылки) от 21.04.2021 к акту о выполненных работах (оказанных услугах) N 1538 от 21.04.2021, платежное поручение N 42697 от 26.07.2021 г. (к акту N 1538 от 21.04.2021), пересылочными ведомостями (акты пересылки) NN 149, 150 от 07.06.2021 к акту о выполненных работах (оказанных услугах) N 222 от 10.06.2021, платежное поручение N 43295 от 28.07.2021 (к акту N 222 от 10.06.2021) и составила 7 638,76 рублей;
Общая стоимость перевозки колесных пар (КП) с ТОР Благовещенск для ремонта вагона подтверждена пересылочной ведомостью от 13.04.2021 к акту о выполненных работах (оказанных услугах) N 1531 от 15.04.2021, платежное поручение N 34846 от 16.06.2021 (к акту N 1531 от 15.04.2021) и составила 5 437,50 рублей;
Стоимость передислокации вагона в ремонт подтверждена накладной N ЭШ 236650 (Благовещенск-Благовещенск) и составила 43,00 рубля;
Стоимость передислокации вагона из ремонта подтверждена накладной ЭШ662998 (Благовещенск-Екатеринославка) и составила 3 730,00 рублей;
Штраф за непроизводительный простой вагона в ремонте составил 16 200 рублей (п. 6.3. Договора) - по вагону N 62446471:
Стоимость ремонта вагона в ТР-2 - (ВЧДЭ-13 Тайшет), подтверждена представленными в материалы дела расчетно-дефектнои ведомостью на ТОР вагона от 12.08.2021, актом о выполненных работах (оказанных услугах) N 13/907 от 12.08.2021, счет-фактурой N1895372/08000846 от 12.08.2021 и составляет 8 381,42 рублей;
Штраф за непроизводительный простой вагона в ремонте составил 48 000,00 рублей (п. 6.3. Договора)
Штраф за непроизводительный простой вагонов- это договорная неустойка. Пункт 6.3 договора определяет право АО "ПГК" при повреждении вагонов на путях общего пользования по вине грузоотправителей/грузополучателей либо на путях необщего пользования грузоотправителей/грузополучателей, третьих лиц, исполнитель (АО "ПГК") вправе потребовать от Заказчика (АО "Русский уголь") возместить убытки, связанные с ремонтом вагонов, их узлов и деталей, затратами на подготовку к ремонту, перевозкой вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, к месту ремонта, перевозкой после осуществления ремонта в размере, равным стоимости провозных платежей, установленных как за расстояние от места обнаружения повреждения (станция грузополучателя) до станции ремонта вагона.
Кроме того, АО "ПГК" вправе потребовать от АО "Русский уголь" уплаты штрафа за непроизводительный простой вагона в ремонте в размере 750,00 рублей в сутки за вагон за каждые сутки нахождения его в ремонте. Время нахождения вагона в ремонте определяется на основании данных, указанных в уведомлениях форм ВУ-23-М и ВУ-36-М. при этом, неполные сутки считаются за полные.
Таким образом, документы подтверждающие расходы предоставлены в материалы дела в полном объеме.
Довод Ответчика о том, что Истцом необоснованно включены услуги по оформлению ОАО "РЖД" поврежденного вагона и контрольно-регламентные операции и указанные работы связаны с восстановлением естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации, то расходы по ним должен нести собственник в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ подлежит отклонению в силу следующего.
Между АО "Первая грузовая компания" (далее - Заказчик) и ОАО "Российские железные дороги" (далее - Подрядчик) заключен договор ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22 ноября 2017 года (далее - Договор ТР-2, имеется в материалах дела) на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов (ТР-2).
В соответствии с п. 2.2.5 Договора ТР-2, стоимость проведения ТР-2 грузовых вагонов, включая стоимость используемых запасных частей Подрядчика (в случае их использования), определяется в том числе стоимостью услуги по оформлению поврежденного грузового вагона, указанной отдельной строкой в РДВ ВЧДЭ (в случае браковки грузового вагона по кодам повреждения), и составляющей - 1 256 (Одна тысяча двести пятьдесят шесть) рублей... Таким образом в расчетно-дефектных ведомостях на текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов имеются ссылки на необходимость проведения работ, связанных напрямую с повреждениями вагонов, а именно оформление поврежденного грузового вагона.
Стоимость текущих ремонтов включает в себя, в том числе стоимость контрольно-регламентных операций, поскольку в соответствии с пунктом 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32 UB-056-97 при текущем отцепочном ремонте контрольные и регламентные работы являются обязательными и должны быть проведены вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
Таким образом, контрольно-регламентные работы проводятся не для восстановления естественного износа вагона, а для соблюдения процедуры проведения текущего отцепочного ремонта.
Заявителем апелляционной жалобы не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 сентября 2022 года по делу N А40-128615/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128615/2022
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "РУССКИЙ УГОЛЬ"