г. Владимир |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А43-30165/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2024 по делу N А43-30165/2023, принятое по заявлению акционерного общества "Энергосетевая Компания" (ОГРН 1025203742244, ИНН 5262054490) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26.09.2023 по делу об административном правонарушении N052/04/9.21-1718/2023, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Черняева Алена Александровна.
при участии:
от заявителя- не явились, извещены;
от ответчика- не явились, извещены;
от третьего лица- не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество "Энергосетевая Компания" (далее - заявитель, общество, АО "ЭСК") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26.09.2023 по делу об административном правонарушении N 052/04/9.21-1718/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Черняева Алена Александровна
Решением от 07.02.2024 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявленного требования к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области заявителю - акционерному обществу "Энергосетевая Компания" отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2024 по делу А43-30165/2023 в части выводов о признании возможности применения положений части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при оплате административного штрафа, исключив указанный вывод и (или) указав вывод о невозможности применения указанных положений, в остальной части оставить решение без изменения.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что исходя из буквального толкования норм права, в случае если дело об административном правонарушении ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ применению не подлежит.
Управление обратило внимание на то, что дело N 052/04/9.21-1718/2023 возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении в Управление заявления на действия Общества, выразившиеся в нарушении правил подключения (технологического присоединения), оспоренное постановление вынесено исключительно на основании поступившего заявления, которое содержало достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение Черняевой А.А. на действия АО "ЭСК" (далее -общество, сетевая организация), выразившиеся в нарушении срока направления документов о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.
В результате рассмотрения указанного обращения антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
24.05.2023 ООО "Искра", действуя от имени и в интересах Черняевой А.А. подало в АО "ЭСК" заявку на переоформление документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта (жилого дома), расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Садовая, д. 6.
В соответствии с требованиями Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614, для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией. К заявлению на восстановление документов приложены технический паспорт жилого дома и документы, подтверждающие наличие электрического водонагревателя и электрической плиты.
Срок предоставления заявителю переоформленных документов истек 08.06.2023. В целях урегулирования сложившейся ситуации ООО "Искра" 09.06.2023 направило в адрес АО "ЭСК" обращение о недопустимости нарушения требований законодательства и предложением в 3 -дневный срок предоставить документы.
15.06.2023 АО "ЭСК" разместило в личном кабинете заявителя счет на оплату за восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении объекта. Наименование объекта в счете не соответствует информации в заявлении о восстановлений документов и ущемляет интересы заявителя в части смены тарифа на тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
15.06.2023 ООО "Искра" направило посредством личного кабинета обращение о внесении изменений в наименование объекта в счете на оплату и в дальнейшем в документы о технологическом присоединении.
16.06.2023 от АО "ЭСК" получен ответ об отказе внести изменения в документы по причине отсутствия возможности у сетевой организации вести учет оборудования заявителя.
Установив факт привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ на основании постановления УФАС по Нижегородской области по делу об административном правонарушении N 052/04/9.21-56/2022 в период с 12.05.2023 по 12.05.2024, антимонопольный орган, усмотрев в деянии общества признаки состава административного правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества (уведомление от 18.08.2023 N ИК/16282/23, реестр почтовых отправлений от 18.08.2023), 07.09.2023 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении N 052/04/9.21-1718/2023.
26.09.2023 антимонопольный орган в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества (определение от 11.09.2023 N ИК/17886/23), рассмотрел дело об административном правонарушении и вынес оспариваемое постановление. Согласно постановлению общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 26.09.2023 N 052/04/9.21-1718/2023 в части не указания в постановлении на возможность уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа и неприменения части 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события и состава административного правонарушения в действиях Общества, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, соблюдения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, отсутствия оснований для внесения изменений в оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 57 Правил восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в целях вывода из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не отнесенных к объектам диспетчеризации, переоформление документов о технологическом присоединении осуществляется сетевой организацией в инициативном порядке в соответствии с пунктом 57(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 57(1) Правил по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в целях вывода из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не отнесенных к объектам диспетчеризации, сетевая организация в инициативном порядке самостоятельно осуществляет переоформление документов о технологическом присоединении в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых отсоединены от указанных объектов электросетевого хозяйства и присоединены непосредственно к электрическим сетям сетевой организации.
В срок, не превышающий 15 дней (в случае если технические условия подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления - в срок не более 30 дней) с даты подписания акта об осуществлении технологического присоединения, сетевая организация направляет в адрес потребителей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, подписанные с ее стороны переоформленные технические условия, а также акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении прекращается.
В случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат (подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, сетевая организация согласовывает с субъектом оперативно-диспетчерского управления переоформляемые технические условия. Потребитель, указанный в абзаце первом настоящего пункта, подписывает переоформленные документы о технологическом присоединении и возвращает один подписанный экземпляр в сетевую организацию в течение 3 дней со дня получения указанных документов.
В случае если у потребителя, указанного в абзаце первом настоящего пункта, заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с субъектом розничного рынка, сетевая организация направляет в письменном или электронном виде копии переоформленных технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения соответствующему субъекту розничного рынка в срок, не превышающий 3 дней со дня получения сетевой организацией указанных документов, подписанных потребителем.
Переоформление документов о технологическом присоединении, указанных в настоящем пункте, осуществляется сетевой организацией без взимания платы.
Пунктом 72 Правил предусмотрено, что при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и V пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий):
а) в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов;
б) в случае если в соответствии с настоящими Правилами технические условия подлежат (подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической, схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, по его итогам подготавливает и согласовывает технические условия с субъектом оперативно-диспетчерского управления, направляет согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления технические условия лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, а также проводит проверку выполнения технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил. При этом сетевая организация направляет субъекту оперативно-диспетчерского управления технические условия не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов. При проведении проверки выполнения технических условий представление в сетевую организацию документов, предусмотренных пунктом 93 настоящих Правил, не требуется. Срок проведения указанных мероприятий, включая выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, восстановленных технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения, не может превышать 45 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Указанные требования Правил N 861 обществом не выполнены.
Судом установлено и следует из материалов дела, 24.05.2023 ООО "Искра", действуя от имени и в интересах Черняевой А.А. подало в АО "ЭСК" заявку на переоформление документов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта (жилого дома), расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Садовая, д. 6.
В соответствии с требованиями Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614, для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией. К заявлению на восстановление документов приложены технический паспорт жилого дома и документы, подтверждающие наличие электрического водонагревателя и электрической плиты.
Срок предоставления заявителю переоформленных документов истек 08.06.2023.
09.06.2023 ООО "Искра" направило в адрес АО "ЭСК" обращение о недопустимости нарушения требований законодательства и предложением в 3 -дневный срок предоставить документы.
15.06.2023 АО "ЭСК" разместило в личном кабинете заявителя счет на оплату за восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении объекта. Наименование объекта в счете не соответствует информации в заявлении о восстановлений документов и ущемляет интересы заявителя в части смены тарифа на тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
15.06.2023 ООО "Искра" направило посредством личного кабинета обращение о внесении изменений в наименование объекта в счете на оплату и в дальнейшем в документы о технологическом присоединении.
16.06.2023 от АО "ЭСК" получен ответ об отказе внести изменения в документы по причине отсутствия возможности у сетевой организации вести учет оборудования заявителя.
Только 10.10.2023 обществом оказана услуга по восстановлению (переоформлению) документов о технологическом присоединении, что подтверждается счетом на оплату от 10.10.2023 N 201В-ТУ, актом выполненных работ (услуг) от 10.10.2023, акт об осуществлении технологического присоединения от 10.10.2023, технические условия от 10.10.2023.
В связи с вышеизложенным позиция административного органа о нарушении обществом пункта 72 Правил N 861 является обоснованной.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил N 861, за нарушение которых предусмотрена ответственность статьей 9.21 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Установленное в рамках настоящего дела правонарушение совершено Обществом в период, когда оно считалось подвергнутым административному наказанию на основании постановления антимонопольного органа по делу N 052/04/9.21-56/2022 (период с 12.05.2023 по 12.05.2024).
В рассматриваемом случае доказательств, подтверждающих, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административный штраф в сумме 600 000 руб. в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Смягчающих ответственность Общества обстоятельств судом по материалам дела не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей, учитывая неоднократное привлечение Общества к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в признании незаконным и отмене оспоренного постановления.
Как правомерно указал суд первой инстанции, тот факт, что Управление в соответствии с положениями части 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ не указало в оспоренном постановлении информацию о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 -1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса, сам по себе не является основанием для признания постановления незаконным и внесения в него изменений.
Частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) было определено, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3. 1.3- 1 и 1.4 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса.
Федеральным законом N 290-ФЗ статья 32.2 КоАП РФ дополнена частью 1.3 - 3, согласно которой при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5-7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 названного Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 названного Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Федеральный закон N 290-ФЗ вступил в законную силу и начал свое действие с 25.07.2022.
При этом, административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.21 КоАП РФ, не включено в перечень исключений, к которым не применяются при уплате административного штрафа положения части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Соответственно, руководствуясь вышеназванными нормами права, Общество не лишено возможности уплатить штраф в размере половины суммы наложенного административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.
При этом данное право представлено лицу, привлеченному к административной ответственности, в силу закона и возможность реализации данного права не может быть поставлена в зависимость от того, указано об этом в постановлении о привлечении к административной ответственности или нет.
Довод Управления о невозможности применения в рассматриваемом случае положений части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, поскольку нарушение выявлено не по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
По смыслу статьи 32.2 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при определении порядка исполнения отдельных видов наказания.
В связи с этим в целях применения положений части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия отдельно взятого закона, поскольку иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом, установленного статьей 1.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции верно посчитал, что право льготного механизма уплаты административного штрафа распространяется, в том числе и на штрафы, вынесенные по делам об административном правонарушении, возбужденным без проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Оснований для отмены либо изменения судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2024 по делу N А43-30165/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-30165/2023
Истец: АО "Энергосетевая компания"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Черняева А.А.