г. Самара |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А55-16719/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 09 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области - представитель Микрюков В.В.(доверенность от 18.11.2022),
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель не явился, извещено,
от Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара - представитель не явился, извещено,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Управления Росреестра по Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2022 года по делу N А55-16719/2022 (судья Медведев А.А.),
по заявлению ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора:
Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области,
Территориального управления Росимущества в Самарской области,
Управления Росреестра по Самарской области,
о признании ответа департамента незаконным и необоснованным;
обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение (провести кадастровые работы с изготовлением технического плана и принять в муниципальную собственность 1 -этажное здание из кирпича с 5 боксами),
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик), о признании ответа департамента незаконным и необоснованным; обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение (провести кадастровые работы с изготовлением технического плана и принять в муниципальную собственность 1 -этажное здание из кирпича с 5 боксами).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Советского внутригородского района городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что ответчик своими действиями нарушает требования действующего законодательства, а именно постановление Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1, препятствует исполнению требований приказа Минюста РФ от 03.09.2007 N 178, приводит к нарушению требований, предъявляемых к режимным территориям и безопасности неопределенного круга лиц.
Представитель ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Департамента управления имуществом городского округа Самара, Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, Территориального управления Росимущества в Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, выступлений представителя ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области 22.01.2022 направило обращение в адрес Департамента управления имуществом городского округа Самара с просьбой рассмотреть вопрос о признании самовольных построек (гаражей), расположенных на прилегающей к учреждению территории, на которую распространяются режимные требования, бесхозяйными.
14.02.2022 департамент в ответе указал на нецелесообразность принятия в муниципальную собственность 1-этажного здания из кирпича с 5 боксами.
Учреждение с данным ответом не согласилось, полагает, что Департамент не принимает мер, предусмотренных действующим законодательством по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, так как в дальнейшем вышеуказанное имущество подлежит сносу на основании п.5 приказа Минюста РФ от 03.09.2007 N 178 "Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы".
Заявитель полагает, что своими действиями ответчик нарушает требования действующего законодательства, а именно постановление Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1, препятствует исполнению требований приказа Минюста РФ от 03.09.2007 N 178, что влечет нарушение требований, предъявляемых к режимным территориям и безопасности неопределенного круга лиц.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в удовлетворении заявления отказано.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей:
органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
Органы местного самоуправления внутригородских районов не обладают полномочиями по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно Порядку выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара (утв. Постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 N 581) выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов (администраций соответствующих районов) по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (п.1.3).
В соответствии с п. 1.4 постановления Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 N 581 формирование пакета документов для оформления права муниципальной собственности осуществляет администрация соответствующего района.
При поступлении сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, администрация соответствующего района в течение 10 дней со дня поступления данных сведений осуществляет их проверку (п.2.2).
По результатам проверки администрация соответствующего района в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления сведений, указанных в пункте 2.2. настоящего Порядка, подготавливает и формирует пакет документов, содержащий: акт обследования объекта; документы, подтверждающие совершение действий по установлению собственника объекта; технический план и (или) кадастровый паспорт объекта; справку из органа технической инвентаризации о принадлежности объекта; выписки из реестров соответственно федерального имущества, имущества Самарской области, муниципального имущества в отношении объекта; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта и документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данный объект ими не были зарегистрированы; адресную справку, выданную уполномоченным органом; заявление собственника об отказе от права собственности на объект (в случае, если собственник имущества известен и отказался от него) (п.2.5).
Пакет документов в отношении объекта в течение 3 рабочих дней со дня его формирования администрация соответствующего района направляет в Департамент управления имуществом г.о. Самара (п.2.6).
Согласно Порядку выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара (утв. Постановлением Администрации г.о. Самара от 27.05.2015 N 581): пакет документов об объекте регистрируется Департаментом в день поступления; в течение 10 рабочих дней со дня регистрации пакета документов Департамент осуществляет проверку пакета документов по объекту и включение объекта в перечень объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества (п.2.7); по результатам проверки сведений об объекте в течение 10 рабочих дней со дня регистрации пакета документов в случае соответствия пакета документов требованиям, предусмотренным пунктом 2.5 настоящего Порядка, включает объект в перечень объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества, либо в случае несоответствия пакета документов требованиям, предусмотренным пунктом 2.5 настоящего Порядка, возвращает пакет документов в администрацию соответствующего района для доработки (п.2.8); в течение 10 рабочих дней со дня включения объекта в перечень объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества, Департаментом организуется работа по обращению с пакетом документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного (п.2.9); бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет регистрирующим органом в порядке, установленном действующим законодательством (п.3).
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области в обоснование заявленных требований указало на несоответствие действующему законодательству довода департамента о нецелесообразности принятия в муниципальную собственность 1- этажного здания из кирпича с 5 боксами, на основании ст. 50 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как указал заявитель, в соответствии п. 5 ст. 50 131 -ФЗ, в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Заявитель полагает, что доводы Департамента о том, что для постановки на учёт бесхозяйного имущества необходимо проведением кадастровых работ с изготовлением технического плана, подготовленного в установленном федеральным законом порядке, кадастровыми инженерами на возмездной основе за счет средств бюджета городского округа Самара, не являются законным основанием для их непроведения.
Администрация Советского внутригородского района городского округа Самара в обоснование возражений указала на то, что в рамках имеющихся полномочий Администрацией района на основании планового (рейдового) задания 28.02.2018 проведен осмотр (обследование) земельного участка по адресному ориентиру: г. Самара, Советский район, ул. Заводское шоссе, в районе дома N 15 А.
В результате проведенного осмотра (обследования) установлено, что на земельном участке ориентировочной площадью 118,07 кв.м, расположенном по вышеуказанному адресному ориентиру, размещен капитальный гараж с пятью постами. Установить лицо, использующее земельный участок под размещение гаража не представилось возможным.
Копия акта осмотра (обследования) земельного участка от 28.02.2018 направлена в отдел полиции N 3 УМВД России по г. Самаре в целях установления лиц, использующих земельный участок по размещение гаража.
До настоящего времени информация из отдела полиции не поступила.
В ходе совместного осмотра спорного объекта и земельного участка, проведенного лицами, участвующими в настоящем деле 26.09.2022 установлено, что спорный объект размещен за забором, проезд к гаражам ограничен шлагбаумом, с торца строения расположены двери в помещения, используемые заявителем под склад.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорный объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен.
Согласно представленной заявителем копии постановления Администрации Советского района от 15.05.1993 N 3242 владельцам гаражей, в том числе расположенных в спорном объекте недвижимого имущества, предоставлялись в аренду земельные участки, фактически занимаемые индивидуальными гаражами граждан.
При этом, документы, подтверждающие отказ владельцев гаражей от прав на указанные объекты недвижимого имущества, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно материалами дела не подтверждаются доводы заявителя о том, что одноэтажное здание из кирпича с 5 боксами является бесхозяйным.
Возражая против заявленных требований Департамент управления имуществом городского округа Самара сослался на следующие обстоятельства.
17.01.2022 ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области обратилось в Департамент с заявлением о признании самовольных построек (гаражей), расположенных на прилегающей к Учреждению территории, на которую распространяются режимные требования, бесхозными.
В ходе выездной проверки Департаментом установлено, что по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, в районе дома 15А, расположено одноэтажное здание из кирпича с 5 боксами для использования в качестве автомобильных гаражей, доступ в которые ограничен, установить пользователя не представляется возможным. Данный объект находится на охраняемой (режимной территории) и может быть использован только ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки объектов на территории городского округа Самара от 10.06.2019.
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного спорные объекты недвижимости не могут находиться в собственности муниципального образования городского округа Самара.
Рассмотрев обращение Учреждения письмом от 08.02.2022 N 15-07-16/4382 Департамент пояснил, что для постановки на учет бесхозяйного имущества необходимо проведение кадастровых работ с изготовлением технического плана, подготовленного в установленном федеральных законом порядке, кадастровыми инженерами на возмездной основе. В связи с тем, что объект находится на охраняемой (режимной территории) и может быть использован только ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области, основания для проведения кадастровых работ за счет бюджета городского округа Самара отсутствуют, принятие в муниципальную собственность указанного имущества будет противоречить положениям статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно акту установления фактического использования земельного участка от 26.09.2022 от 26.09.2022 в результате совместного осмотра установлено, что земельный участок площадью 149 кв.м в кадастровом квартале 63:01:0927002, расположенный по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, в районе дома 15А, используется под размещение одноэтажного строения из кирпича с пятью боксами (площадью 122 кв.м) и складом ИТСО с помещением для генератора (площадью 27 кв.м).
При этом спорное строение не обладает признаками бесхозяйного имущества: строение расположено за забором и шлагбаумом, с торца к строению прилегает склад, который используется Учреждением, двери боксов выкрашены, имеются навесные замки.
Таким образом, материалами дела не подтверждаются доводы заявителя о том, что одноэтажное строение из кирпича с пятью боксами является бесхозяйным.
Заявителем не приведено доводов относительно того, каким образом сведения, указанные в письме от 08.02.2022 N 15-07-16/4382 не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно акту установления фактического использования земельного участка от 26.09.2022 в результате совместного осмотра установлено, что земельный участок площадью 149 кв.м в кадастровом квартале 63:01:0927002, расположенный по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, в районе дома 15 А, используется под размещение одноэтажного строения из кирпича с пятью боксами (площадью 122 кв.м) и складом ИТСО с помещением для генератора (площадью 27 кв.м).
Отсутствие координат поворотных точек границ в системе координат МСК-63 не позволяет однозначно идентифицировать местоположение земельного участка, занимаемого одноэтажным строением из кирпича с пятью боксами, расположенным по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, в районе дома 15А, и соответственно определить его принадлежность к муниципальному образованию городского округа Самара.
Согласно акту проверки объектов, не являющихся муниципальной собственностью, от 14.11.2022 в результате совместного осмотра установлено, что объектом осмотра является одноэтажное здание из кирпича красного цвета с пятью боксами, расположенное по адресному ориентиру: г. Самара, Заводское шоссе, в районе дома 15А. Данное здание находится на территории, огороженной с двух сторон металлическим профлистом, с левой стороны имеется табличка с надписью "Въезд запрещен. Режимная территория". Между профлистами имеется шлагбаум примерно 4 метра длиной. Данный шлагбаум закрывается на навесной замок. На территории напротив 5 боксов стоит различный автотранспорт. Все пять боксов расположены на огороженной территории. На четырех боксах из пять имеются металлические ворота, которые на момент осмотра закрыты на навесные замки. Ворота окрашены, замки не ржавые. На пятом боксе двери отсутствуют, вместо двери висит ткань черного цвета, рядом лежат поддоны, а в самом боксе находятся различные строительные приспособления и строительные материалы. Данные боксы вплотную пристроены к помещениям, принадлежащим ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области, на одном из которых имеется надпись 100019, на другом - отдел охраны. Помещение 100019 и один из гаражных боксов имеют общую стену.
Изложенное свидетельствует о том, что спорное строение не обладает признаками бесхозяйного имущества, материалами дела не подтверждаются доводы заявителя о том, что одноэтажное строение из кирпича с пятью боксами является бесхозяйным.
Кроме того Департамент пояснил, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществлялось в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Бесхозяйную недвижимость принимает на учет Росреестр и его территориальные органы (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. 6 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 2 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; либо исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что спорный объект недвижимого имущества не имеет собственника или собственник его неизвестен.
Постановлением Администрации Советского района от 15.05.1993 N 3242 владельцам гаражей, расположенных в спорном объекте недвижимого имущества, представлялись в аренду земельные участки, фактически занимаемые индивидуальными гаражами граждан.
Документы, подтверждающие отказ владельцев гаражей от прав на указанные объекты недвижимого имущества в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд верно указал, что не подтверждаются доводы заявителя о том, что одноэтажное здание из кирпича с 5 боксами является бесхозяйным.
Судом также верно указано, что просительная часть заявления должна содержать чётко сформулированное требование, удовлетворение которого приведёт к устранению нарушения прав.
Однако, в рассматриваемом случае в просительной части заявления нет адресной привязки, иных индивидуализирующих признаков спорных объектов недвижимого имущества, решение будет неисполнимым.
Просительная часть заявления должна быть изложена понятно и однозначно, и четко сформулирована, потому что именно эта часть войдет в резолютивную часть решения и в текст исполнительного листа. Суд не может по собственной инициативе изменять требования заявителя.
Судебные приставы также не могут самостоятельно трактовать судебные акты, поскольку действуют в строго определенных законом рамках, поэтому исполнительное производство будет весьма затруднительно.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности возражений заинтересованного и третьего лиц.
Результаты осмотров (обследований) земельного участка по адресному ориентиру: г. Самара, Советский район, ул. Заводское шоссе, в районе дома N 15 А., проводившихся 28.02.2018, 10.06.2019, 26.09.2022 и 14.11.2022, подтверждают, что объект фактически используется, в частности, ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области.
На объединенных общей стеной гаражных боксах имеется помещение, прямо используемое заявителем с обозначением вывески "Отдел охраны". Территория отгорожена шлагбаумом, который, судя по стоящему автомобилю с надписью "ФСИН России", контролируется заявителем.
В соответствии с пунктом 1 его статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона (до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Обязательной государственной регистрации, согласно пункту 2 статьи 4 Закона, подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения Закона в действие.
Документы, подтверждающие отказ иных владельцев гаражей от прав на указанные объекты недвижимого имущества в материалах дела отсутствуют, доводы заявителя о том, что одноэтажное здание из кирпича с 5 боксами является бесхозяйным, документально не подтверждены.
Заявитель также указал, что в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, так как в дальнейшем вышеуказанное имущество подлежит сносу на основании п.5 приказа Минюста РФ от 03.09.2007 N 178 "Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы".
Между тем п.5 Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной систем, утв. Приказом Минюста РФ от 03.09.2007 N 178, предусматривает запрет устанавливать гаражи, тенты-укрытия для автотранспорта и другие сооружения на режимной территории.
Сведения о сносе объектов капитального строительства, построенных до определения режимной территории, указанное Положение не содержит.
Положением о режимных требованиях закреплено, что границы территории, на которой устанавливаются режимные требования (режимная территория), определяет территориальный орган уголовно-исполнительной системы по согласованию с органом местного самоуправления (пункт 1).
Доказательств того, что УФСИН России по Самарской области предпринимались меры по установлению режимной территории в соответствии с названными нормами права, в материалы дела не представлено. В частности отсутствуют сведения о границах режимной территории ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области, обозначениях, в том числе предупредительных знаках.
Доказательства того, что спорный объект располагается на земельном участке, предоставленном в пользование УФСИН России по Самарской области, также в материалах дела отсутствуют.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, однако, при рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что ответчик своими действиями нарушает требования действующего законодательства, а именно постановление Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1, препятствует исполнению требований приказа Минюста РФ от 03.09.2007 N 178, приводит к нарушению требований, предъявляемых к режимным территориям и безопасности неопределенного круга лиц, поскольку в рамках настоящего дела устанавливается законность и обоснованность ответа Департамента от 08.02.2022 г.
При повторном рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2022 года по делу N А55-16719/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16719/2022
Истец: ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области
Ответчик: Департамент управления имуществом г.о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА, Администрация Советского внутригородского района г.о.Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области