г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А56-53062/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии: согласно протокола судебного заседания от 21.02.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38665/2022) Миловой Галины Александровны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 по делу N А56-53062/2020, принятое
по иску Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова"
к Миловой Галине Александровне
3-е лицо: Юлия Владимировна Милова; ООО "ЛАДО"; Комитет по Тарифам Санкт-Петербурга
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова", (198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Александровская ул., 21а, ОГРН 1089847240086, ИНН 7819309098, далее - Жилкомсервис) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Миловой Юлии Викторовне о взыскании, с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 665 651,68 ркблей задолженности и 316 120,39 рублей неустойки.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2021 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена ответчика Миловой Ю.В. на ответчика Милову Галину Александровну (198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Дворцовый пр., 59, кв. 31).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЛАДО" (ОГРН 1027808912768, ИНН 7823001154), Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894), индивидуальный предприниматель Милова Ю.В. (ОГРНИП 317784700121040, ИНН 781908242422).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 с Миловой Г.А. в пользу ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова" 981 772,05 рублей, состоящих из: 665 651,66 рублей платы за сбор и вывоз ТБО в период с 01.03.2018 - 30.04.2019, 316 120,39 рублей пени за период просрочки с 11.04.2018 по 30.12.2020, и с 01.01.2021 по 31.03.2022, а также 22 635,00 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Милова Г.А. обратилась с апелляционной жалобыойю в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова".
По мнению подателя жалобы, имело место одновременное изменение истцом предмета и основания иска, поскольку истцом при уточнении иска был изменен период, за который взыскивается задолженность: с 2017 года на с 01.03.2018 по 30.04.2019, а также после признания недействующим решением Санкт-Петербургского городского суда от 11.02.2022 по делу N За- 24/2022 Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга", истец изменил основание исковых требований, построив их на Временных нормативах накопления твердых бытовых отходов, утвержденных 01.11.2006 федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России" (далее - Временные нормативы).
В правовой позиции податель жалобы поддерживает доводы апелляционной жалобы, а также указывает, что суд первой инстанции не дал оценки доводам ответчика о недопустимости использования при расчете спорной задолженности Временных нормативов и их применение ответчик считает неправомерным. Заявитель полагает, что протокол от 22.04.2011 общего собрания собственников многоквартирного дома (МКД) содержит недостоверные сведения, в том числе в части общей площади жилых и нежилых помещений в МКД, что указанное собрание не проводилось и согласно заключениям специалиста от 12.09.2022 N 521/01 и от 20.10.2022 N 628/01 подписи от имени Сигачева С.К. и Филипповой Л.Г. в протоколе от 22.04.2011, а также подписи от имени иных лиц в протоколах, представленных в дело N А56-8700/2021, вероятно могли быть выполнены одним лицом; в настоящее время протокол от 22.04.2011 оспаривается в Петродворцовом районном суде Санкт-Петербурга в рамках гражданского судопроизводства в деле N 2-2743/2022. По мнению заявителя, у ответчика отсутствует обязанность оплачивать услуги по вывозу твердых бытовых отходов в объеме и по тарифам, которые в одностороннем порядке рассчитаны истцом, а также поскольку эти услуги оказывались ответчику третьими лицами в рамках заключенного ответчиком договора на оказание услуг по вывозу ТКО, в связи с чем полагает, что обязанность по оплате услуг по вывозу ТКО в составе коммунальных платежей в отсутствие соглашения между органом исполнительной власти Санкт-Петербурга и региональным оператором и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга, у ответчика не возникла.
От Жилкомсервис поступили отзывы с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
Определением суда апелляционной инстанции от 21.02.2023 ввиду временной нетрудоспособности судьи Поповой Н.М. произведена замена в составе суда, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство произведено с самого начала.
В настоящем судебном заседании представитель Миловой Г.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Жилкомсервиса возражал.
Третьи лица Милова Ю.В. и ООО "ЛАДО" поддержали позицию ответчика.
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно частям 2 и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частями 1 и 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491).
Содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 11 Правил N 491).
В действовавшей в спорный период редакции пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы по обеспечению сбора и вывоза твердых коммунальных отходов. Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ, согласно которым статьи 23 дополнена частью 8.1, из которой следует, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, в спорный период услуги по сбору и вывозу ТБО были включены в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Материалами дела установлено, что в период в 2018 г. - апрель 2019 г. Милова Г.А. являлась собственником нежилого помещения N 1-Н общей площадью 527,5 кв. м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Санкт - Петербург, г. Ломоносов, ул. Победы, д.22/7, лит. А.
Жилкомсервис является управляющей организацией вышеуказанного многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников жилых и нежилых помещений согласно протоколу общего собрания от 10.09.2007 N 22 и осуществляет управление вышеуказанного многоквартирного дома на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2008 N б/н.
Жилкомсервис (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Петро-Васт" (исполнитель) 01.07.2017 заключили договор на оказание услуг по вывозу отходов N 17-ВП 0003642 (далее - Договор N 17-ВП 0003642), по условиям которого исполнитель обязался по заданию заказчика оказывать комплекс услуг, связанных с удалением (вывозом) отходов, образованных населением, проживающим в многоквартирных домах, домах и помещениях государственного жилищного фонда, расположенных в городе Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга и находящихся в управлении или на техническом обслуживании заказчика, а последний - принять и оплатить оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора N 17-ВП 0003642 установка контейнеров осуществляется в городе Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга на указанных заказчиком, предварительно согласованных с надзорными органами государственной власти в сфере благоустройства, специально для этого предусмотренных местах установки контейнеров (контейнерные площадки).
В период с 01.03.2018 по 30.04.2019 истец в отсутствие договора оказывал ответчику услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, оплата за которые ответчиком не произведена, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 6.3 договора управления МКД от 01.05.2008, размер платы определяется в порядке, установленном действующим законодательством Санкт-Петербурга.
Общим собранием собственников помещений спорного МКД (п. 3 протокола от 22.04.2011) принято решение "об установлении дифференцированного размера платы за сбор и вывоз ТБО для собственников жилых и нежилых помещений".
Указанным решением собственников (пункт 4) принято решение о том, что "собственники нежилых помещений производят дополнительную оплату за содержание и обслуживание контейнерной площадки, из расчета 70.0 рублей за 1 куб. м, в соответствии с расчетом ООО "ЖКС г. Ломоносова", с правом индексация, но не более уровня инфляции в соответствующем году. Собственникам нежилых помещений производить начисления за сбор и вывоз отходов исходя из нормативов накопления отходов в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении, в соответствии с временными нормативами накопления ТБО, утвержденными директором ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России" по Севера - Западному федеральному округу С.П. Якуцени".
Поскольку Протокол общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 22.04.2011 в настоящее время не признан недействительным, решения, оформленные указанным протоколом, являются обязательными для всех собственников помещений МКД.
В отсутствие договора с ответчиком, истец для расчета суммы задолженности за 2018-2019 год применил временные нормативы накопления твердых бытовых отходов, которые рассчитываются в соответствии с временными нормативами накопления твердых бытовых отходов, утвержденными директором ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами по Северо-Западному федеральному округу", поскольку норматив образования твердых бытовых отходов, который рассчитывается в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц на основании распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р, признан недействительным решением Санкт-Петербургского городского суда от 25.05.2022 по делу N 3а-126/2022.
Факт оказания услуг истцом в спорный период признан судом доказанным на основе совокупности представленных доказательств, в отсутствие в деле документов, опровергающих оказание услуг.
Доказательства направления истцу в спорный период каких-либо претензий, либо составления акта о непредоставлении услуг или предоставлении услуг ненадлежащего качества, ответчиком не представлены.
Суд первой инстанции проверил информационный расчет задолженности, размер которой составил 665 651,66 рублей (рассчитанный с учетом признания недействительным в части распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р), исходя из нормативов накопления ТБО в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении, утвержденных ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" по Северо-Западному федеральному округу и в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-р, а также расчет неустойки, и признал их верными.
Как указывалось выше, расчет задолженности произведен истцом исходя из нормативов накопления ТБО в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении, утвержденных ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" по Северо-Западному федеральному округу и в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-р.
Правильность применения в расчетах временных нормативов накопления твердых бытовых отходов, которые рассчитываются в соответствии с временными нормативами накопления твердых бытовых отходов, утвержденными директором ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами по Северо-Западному федеральному округу", подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 22.12.2021 N 307-ЭС21-25475 по делу N А56-12419/2019.
Отсутствие договора на сбор и вывоз ТБО не освобождает собственника нежилого помещения от исполнения установленной законом обязанности по несению расходов по содержанию общего имущества.
Ссылка ответчика на заключенный со сторонней организацией договор на оказание услуг по сбору, транспортировке отходов, не освобождают ответчика от установленной законом обязанности по несению расходов на содержание общего имущества МКД.
Вопреки доводам подателя жалобы, применение истцом при расчете задолженности Временных нормативов вместо признанного недействительным Распоряжения от 14.04.2017 N 30-р, не является изменением основания исковых требований.
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 по делу N А56-53062/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53062/2020
Истец: ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова"
Ответчик: Милова Галина Александровна
Третье лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Малова Гадина Александровна, Милова Гадина Александровна, ООО "ЛАДО", Юлия Владимировна Милова, ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по г. Санкт-Петербургу и Л.О.
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30158/2024
29.07.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53062/20
26.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6219/2023
09.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38665/2022
17.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53062/20