г. Москва |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А41-96303/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Коперник"- Харитонов А.М., представитель по доверенности б/н от 01.12.2022, паспорт, диплом;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации Одинцовского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства жилищной политики Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2022 по делу N А41-96303/21 по иску ООО "Коперник" к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа о взыскании неосновательного обогащения в размере 1751171,87 руб., неустойки за период с 22.08.2019 по 22.12.2021 в размере 131131,57 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами;
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Одинцовского городского округа Московской области, Министерство жилищной политики Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Коперник" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области, МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа с требованиями, исходя из принятых судом уточнений, о взыскании неосновательного обогащения в размере 2250136,62 руб. за период с 22.08.2019 по 22.08.2022, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.08.2019 по 19.09.2022 в сумме 283678,54 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2022 заявленные требования удовлетворены частично. С КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области (ОГРН 1025004060014, ИНН 5032000299) в пользу ООО "Коперник" (ОГРН 1107746498463, ИНН 7715816470) взыскано неосновательное обогащение в размере 2201661,06 руб. за период с 22.08.2019 по 07.07.2022, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 173034,88 руб. за период с 22.08.2019 по 31.03.2022, проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательства, начиная с даты, окончания срока моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами". С МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа (ОГРН 1035006469046, ИНН 5032036295) в пользу ООО "Коперник" (ОГРН 1107746498463, ИНН 7715816470) взыскано неосновательное обогащение в размере 48475,56 руб. за период с 08.07.2022 по 22.08.2022, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 819,44 руб. за период с 08.07.2022 по 19.09.2022, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные с 20.09.2022 на сумму задолженности в порядке статьи 395 ГК РФ за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательства. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции принято при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Коперник" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области; МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа; Министерства имущественных отношений Московской области; Администрации Одинцовского городского округа Московской области; Министерства жилищной политики Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судебными актами по делу N А41-82024/20, ООО "Коперник" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 общей площадью 1165 +/- 12 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Акуловская, 2и, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения, номер и дата государственной регистрации права - N 50:20:0070227:1226-50/001/2019-3 от 22.08.2019.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 образован из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:700, который был предоставлен Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства по договору аренды от 02.03.2010 N Дз-5 Закрытому акционерному обществу "Группа компаний "Жилищный капитал".
Указанный договор аренды земельных участков заключен для комплексного освоения земель в целях жилищного строительства, в рамках которого Закрытое Акционерное Общество "Группа Компаний "Жилищный Капитал" приняло на себя обязательства: - разработать проект планировки территории, проект межевания территории для дальнейшего жилищного строительства; - выполнить обустройство территории путем осуществления строительства объектов инженерной инфраструктуры; - осуществить жилищное и иное строительство на образованных земельных участках в соответствии с их видом разрешенного использования.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 предоставлялся застройщику для комплексного освоения территории путем осуществление жилищного строительства с объектами инженерной и социальной инфраструктуры.
17.04.2003 между Министерством строительного комплекса Московской области, Муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район", ООО "Псл-12" заключен инвестиционный контракт N 49/20-03 на строительство объекта недвижимости жилищного назначения, в соответствии с которым ООО "Псл-12" обязалось предоставить земельные участки для строительства объектов.
Дополнительным соглашением N 2 к Инвестиционному контракту Стороны внесли изменения в п. 2.1. Контракта, в частности, дополнили его следующим абзацем: "Кроме того, предметом Контракта является проектирование и строительство следующих объектов социальной инфраструктуры: - Дошкольное образовательное учреждение на 110 мест (К-52) на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0070227:1272, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения".
18.03.2013 ООО "Группа компаний "Жилищный капитал" получило положительное заключение государственной экспертизы N 50-1-4-0332-13, выполненное Государственным автономным учреждением Московской области "Московская областная государственная экспертиза".
Данное положительное заключение выдано на спорный объект капитального строительства: детское дошкольное учреждение на 110 мест.
В соответствии с п. 1 части В вышеуказанного заключения выделенный под строительство детского сада участок площадью 4419 кв. м состоит из двух земельных участков: - площадью 1165 кв. м (кадастровый номер 50:20:0070227:1226); - площадью 3254 кв. м (кадастровый номер 50:20:0070227:1272), которые находились в собственности ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал". Согласно п. 3.2. части В заключения на территории строительства выделены следующие функциональные зоны: - игровая, с 6-ю индивидуальными групповыми площадками площадью: 110 кв. м - для детей раннего возраста; 194, 183, 188, 194 кв. м - для детей дошкольного возраста; 120 кв. м - для временного пребывания детей; - физкультурно-спортивная зона с площадкой площадью 157 кв. м; - хозяйственная с мусоросборными контейнерами. 15.05.2013 Администрацией городского поселения Одинцово на основании положительного заключения государственной экспертизы ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал" выдано разрешение на строительство N RU50511105-021, которое предполагало строительство детского дошкольного учреждения на 110 мест на земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0070227:1272 и КN 50:20:0070227:1226.
На основании заявления ООО "Псл-12" от 29.06.2015 Министерством строительного комплекса Московской области в связи с переходом права собственности на земельные участки с КN 50:20:0070227:1272 и КN 50:20:0070227:1226 к ООО "Псл-12" были внесены изменения в разрешение на строительство N RU50511105-021 в части наименования застройщика.
Так, вместо ООО "Группа компаний "Жилищный капитал" застройщиком стал ООО "Псл-12". 18.11.2015 по результатам завершения строительства объекта капитального строительства получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 77-1-2-0109-15 на объект: детское дошкольное учреждение на 110 мест по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Акуловская, уч. 2ж с кадастровым номером 50:20:0070227:1272, 50:20:0070227:1226. 18.12.2015 Министерство строительного комплекса Московской области выдало ООО "Псл-12" разрешение N RU50-19-3234-2015 на ввод спорного объекта в эксплуатацию. Учитывая, что в эксплуатацию вводилось именно здание детского сада, объект капитального строительства имел привязку к земельному участку с кадастровым номером 50:20:0070227:1272, на котором находился.
В рамках дела N А41-46277/2016 о признании банкротом ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал" проведены торги в форме публичного предложения. В соответствии с Протоколом N 1078-ОТП1 2/6 от 02.10.2018 ООО "Коперник" признан победителем торгов, и впоследствии, между ООО "Коперник" и ЗАО "Группа Компаний "Жилищный Капитал" заключен договор купли-продажи имущества от 12.10.2018 земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 (л.д. 302, т. 3).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2019 года по делу N А41-31969/2019 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязано внести в ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности ООО "Коперник" на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:20:0070227:1226, 50:20:0070227:1264, 50:20:0070227:1263, 50:20:0070227:1269, 50:20:0070227:3404, 50:20:0070227:3405, 50:20:0070227:3406, 50:20:0070227:1443.
Торги не признаны в установленном порядке недействительными, заявление о несогласии с торгами не поступало.
Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области принадлежит на праве собственности, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:1272 общей площадью 3254 +/- 20 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, город Одинцово, улица Триумфальная, участок 6, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения.
15.05.2013 Администрацией городского поселения Одинцово на основании положительного заключения государственной экспертизы ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал" выдано разрешение на строительство N RU50511105-021, которое предполагало строительство детского дошкольного учреждения на 110 мест на земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0070227:1272 и с кадастровым номером 50:20:0070227:1226.
В договоре купли-продажи земельных участков от 01.02.2013, заключенного между Федеральным фондом содействия развития жилищного строительства и ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал" указано, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 предоставляется покупателю для строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
Выделенный участок 4419,0 м2 состоит из двух участков: - площадью 1165 м2 (кадастровый номер 50:20:0070227:1226) и площадью 3254 м2 (кадастровый номер 50:20:0070227:1272), которые находятся в собственности ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 22.02.2013 г. 50-АД N 851029 (запись регистрации N 50-50-20/010/2013-094) и 50-АД N 851040 (запись регистрации N 50-50-20/010/2013-106) соответственно, выданные Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области.
Участок площадью 1292 м2 предоставлен для благоустройства и озеленения (письмо Администрации городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района N 29/542).
Согласно п. 3.2 указанного заключения, решения по организации участка приняты на основании: - проекта планировки части территории жилого комплекса ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал", утвержденного Постановлением Главы г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района N 833 от 29.09.2010 г.; - градостроительного плана земельного участка N RU50511105-01.1.1.20120050, утвержденного Постановлением администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района от 29.11.2012 г. N 1178.
Проектом предусматривается строительство детского дошкольного учреждения на 6 групп (поз. 1 по СГГОЗУ). Предусмотрено, что территория ДДУ ограждается забором высотой 2,0 м, предусмотрена защитная полоса из кустарников.
На территории выделены следующие функциональные зоны: игровая, с 6-ю индивидуальными групповыми площадками площадью; 110 м2 - для детей раннего возраста; 194 м2, 183 м2, 188 м2, 194 м2 - для детей дошкольного возраста: 120 м2 - для временного пребываний детей; физкультурно-спортивная с площадкой площадью 157 м2; хозяйственная с мусоросборными контейнерами.
Групповые площадки оборудованы теневыми навесами площадью 40 м, двумя малыми архитектурными формами, игровым оборудованием в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Исходя из п. 3.10 заключения, установлено, что территория ДДУ по периметру ограждается забором, предусмотрена защитная полоса из кустарников, в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
На территории ДДУ выделены функциональные зоны: игровая зона с индивидуальными групповыми площадками, спортивная площадка, хозяйственная, зона со стороны входа на пищеблок.
По результатам рассмотрения государственной экспертизой установлено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Детское дошкольное учреждение (дошкольное образовательное учреждение) на 110 мест по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Акуловская, участок 2ж с кадастровым номером 50:20:007027:1272, участок 2и с кадастровым номером 50:20:0070227:1226, корпус К-52", соответствуют требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Разрешением от 18.12.2015 N RU50-19-3234-2015 детский сад с кадастровым номером 50:20:0070227:10655 введен в эксплуатацию.
В рамках дела N А41-82024/21 судами также установлено, что здание детского сада возводилось в едином комплексе с вспомогательными некапитальными постройками и элементами благоустройства, которые находятся на двух земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0070227:1272 и 50:20:0070227:1226.
Ограждение (забор), навесы, детские игровые домики, качели, покрытие площадки из резиновой крошки предусмотрены проектом планировки части территории жилого комплекса ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал", утвержденным Постановлением Главы г. п. Одинцово Одинцовского муниципального района N 833 от 29.09.2010 г., а также градостроительным планом земельного участка N RU50511105-01.1.1.20120050, утвержденным Постановлением администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района от 29.11.2012 г. N 1178.
Указанные объекты уже располагались на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 на момент проведения торгов и подписания ООО "Коперник" договора купли-продажи от 12.10.2018.
Согласно п. 1.4 договора купли-продажи имущества от 12.10.2018 земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:1226, ООО "Коперник" подтверждает, что на дату заключения договора он ознакомлен с техническим состоянием имущества и претензий к нему не имеет.
Материалами дела подтверждается, что детский сад с кадастровым номером 50:20:0070227:10655 передан в оперативное управление МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа в связи с прекращением МБДОУ N 27 деятельности в качестве юридического лица с 30.12.2021 путем реорганизации в форме присоединения, о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись от 08.07.2022.
По инициативе Общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 подготовлено заключение кадастрового инженера от 01.11.2020 по уточнению местоположения границы данного земельного участка на местности.
Согласно заключению кадастрового инженера, на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 расположены следующие объекты: навесы (детские игровые домики), качели, покрытие площадки из резиновой крошки образующие детскую площадку МБДОУ детского сада N 27.
Здание детского сада МБДОУ N 27 располагается на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0070227:1272, примыкающем к земельному участку ООО "Коперник".
Участок ООО "Коперник" с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 обнесен фактическим забором детского сада МБДОУ N 27, при этом фактический забор установлен не по границам участка ООО "Коперник", а следующим образом: с восточной стороны соответствует границе земельного участка 50:20:0070227:1226, с северной стороны на 3 метра установлен на землях неразграниченной государственной собственности, с южной стороны забор установлен на 3,4 метра на земельном участке, с кадастровым номером 50:20:0070227:1227. С запада от границ земельного участка 50:20:0070227:1226 располагается здание детского сада МБДОУ N 27.
Земельный участок ООО "Коперник" с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 обнесен со всех сторон фактическим забором детского сада МБДОУ N 27, весь участок эксплуатируется в качестве детской игровой площадки детского сада МБДОУ N 27.
Поскольку право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 не оспорено в установленном законом порядке, участок не освобожден и используется под размещение инфраструктуры детского сада, ООО "Коперник" направило в адрес КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области и образовательного учреждения претензию с требованиями о возмещении платы за пользование земельным участком.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, спор о правах на земельный участок не урегулирован во внесудебном порядке, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом заключения экспертизы от 12.09.2022 N 09-01-2022 исходил из того, что рыночный размер платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 за период с 22.08.2022 по 22.08.2022 оставляет 2250136,62 руб. С учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", суд пришел к выводу о том, что не подлежат начислению заявленные истцом проценты, начисленные на сумму неосновательного обогащения, возникшего до 01.04.2022.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Исходя из смысла положений данной статьи, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.
Иск о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны: факт получения (сбережения) имущества ответчиком, отсутствие для этого должного основания, а также то, что неосновательное обогащение произошло за счет истца.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из пунктов 1.9, 3.2, 3.4, 3.5 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского городского округа МО от 04.07.2019 N 3/6, Комитет обеспечивает проведение единой политики в сфере имущественно-земельных отношений на территории Одинцовского городского округа Московской области, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности и земельными участками, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Московской области в соответствии с компетенцией Комитета; оформляет необходимые документы по приему-передаче в муниципальную собственность имущества, относящегося к другим видам собственности; осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений Администрации Одинцовского городского округа Московской области по вопросам землепользования; рассматривает обращения граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, а также запросы депутатов по вопросам землепользования, осуществляет подготовку ответов на них, включая подготовку текстов публикаций в средства массовой информации о приеме заявлений о предоставлении (предстоящем предоставлении) земельных участков; осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий.
При этом право оперативного управления МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа на детский сад зарегистрировано 08.07.2022.
В силу пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между истцом и ответчиками договор аренды не заключен, решение об изъятии для муниципальных нужд не принято, права на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 в установленном порядке не оформлены.
Кроме того, в границах земельного участка объектов недвижимости, принадлежащие ответчикам на праве собственности или ином вещном праве не расположено.
В подобных случаях правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются статья 1102 ГК РФ. Поскольку земельный участок в течение взыскиваемого периода не принадлежал ответчику ни на праве собственности, ни на праве аренды, ни на ином вещном или обязательственном права, в связи с чем с ответчика нельзя взыскать принудительно ни земельный налог, ни арендную плату.
В материалы дела истцом представлен отчет от 25.01.2021 N 03/01/21 об оценке рыночной стоимости права аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070227:1226, согласно которому неосновательное обогащение за период с 22.08.2019 по 22.01.2021 составляет 1120750 руб.
Возражая против удовлетворения исковых требований, КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области было заявлено о проведении по делу оценочной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Московской области от 10.08.2022 по делу назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "ЦФК", эксперту Теркуловой И.Ю. Перед экспертом суд поставил вопрос: Определить рыночный размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 за период с 22.08.2019 по дату проведения экспертизы, в том числе ежемесячный размер арендной платы в 2022 году.
По результатам экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 12.09.2022 N 09-01-2022, согласно которому рыночный размер платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 за период с 22.08.2022 по 22.08.2022 оставляет 2250136,62 руб.
Заключение эксперта является надлежащим доказательством, поскольку соответствует требованиям законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное исследование, четкие и однозначные выводы.
Принимая во внимание дату государственной регистрации перехода прав на имущество детского сада, суд пришел к обоснованному выводу о том, что неосновательное обогащение за пользование земельным участком с кадастровым номером 50:20:0070227:1226 за период с 22.08.2019 по 07.07.2022 в размере 2201661,06 руб. (1899204,44 руб. - за период с 22.08.2019 по 31.03.2022) подлежит взысканию с КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области, за период с 08.07.2022 по 22.08.2022 в размере 48475,56 руб. - с МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа.
При этом согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", из которой, среди прочего, следует, что момент осведомленности неосновательно обогатившегося о таком обогащении может наступить и ранее получения им требования об оплате неосновательного обогащения.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса), неустойка (статья 330 Гражданского кодекса), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в период действия указанного моратория не подлежат начислению заявленные истцом проценты, начисленные на сумму неосновательного обогащения, возникшего до 01.04.2022.
На основании изложенного, суд первой инстанции признал обоснованными требования о взыскании с КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 173034,88 руб. за период с 22.08.2019 по 31.03.2022, процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательства, начиная с даты, окончания срока моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", о взыскании с МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 819,44 руб. за период с 08.07.2022 по 19.09.2022, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 20.09.2022 на сумму задолженности в порядке статьи 395 ГК РФ за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательства.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2022 по делу N А41-96303/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96303/2021
Истец: ООО "КОПЕРНИК"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N 27 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА