г. Ессентуки |
|
6 марта 2023 г. |
Дело N А18-985/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 06.03.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акаевой У.В., при участии в судебном заседании представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" (г. Москва, ОГРН 1187746914541, ИНН 7724459031) - Арапиева З.Р. (доверенность от 17.11.2022), представителя ответчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия (г. Магас, ОГРН 1020600984854, ИНН 0603015367) - Мархиева Р.М. (доверенность от 09.01.2023)., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 08.08.2022 по делу N А18-985/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" (далее - истец, общество, ООО "ОГИС ТРЕЙД") обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - ответчик, учреждение) о взыскании убытков в связи с непредставлением преференций по государственному контракту N 62-6/19 от 06.01.2019 в размере 1 011 490 руб. 43 коп.
Решением суда от 08.08.2022 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции установил совокупность обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков за непредставление преференций, поскольку общество относится к организациям инвалидов, которым в соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Апеллянт указывает, что учредителем ООО "ОГИС ТРЕЙД" является Сергиево-Посадская районная организация московской областной организации, а не общероссийская общественная организация инвалидов, в связи с чем, общество не могло претендовать на заключение контракта с учетом преимущества. В государственном контракте N 62-6/19 от 06.01.2020 не были предусмотрены преференции, в соответствии с чем, требования ООО "ОГИС ТРЕЙД" являются неправомерными и не обоснованными.
В отзыве на жалобу общество просило оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 18.01.2023 МСК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы жалобы и отзыва, также дали пояснения по обстоятельствам спора.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 и 272 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва, выслушав в судебном заседании представителя истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что учреждение на электронной площадке в сети "Интернет" на сайте httrs//zakupki.gov.ru разместило объявление о проведении аукциона в электронной форме на поставку подгузников с целью обеспечения детей-инвалидов, извещение N 0214100000119000094.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 10 705 230 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 06.12.2019.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 11.12.2019.
Преимущества участникам закупки - организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона N 44-ФЗ в размере 15%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2019 N 0214100000119000094 аукционная комиссия заказчика допустила к участию в аукционе трех участников, в том числе ООО "ОГИС ТРЕЙД", которое признано победителем.
Предложение о цене контракта общества составило 6 743 269 руб. 50 коп.
25.12.2019 ООО "ОГИС ТРЕЙД" на ЭТП ООО "РТС - тендер" в протоколе разногласий размещено требование о предоставлении преференции в размере 15%, повторно подтверждающие документы и проект государственного контракта с учетом разногласий, что подтверждается скриншотом сайта.
Письмом от 26.12.2019 N 02-10/068-1632 учреждение отказало в предоставлении преференций без нормативно-правового обоснования.
06.01.2020 между учреждением (заказчик) и обществом (поставщик) заключен государственный контракт N 62-6/19 на поставку подгузников с целью обеспечения детей-инвалидов (контракт).
Согласно пункту 6.1 контракта, его цена составляет 6 743 269 руб. 50 коп., НДС не облагается.
В настоящее время государственный контракт N 62-6/19 от 06.01.2020 исполнен сторонами.
07.04.2020 общество направило в адрес учреждения претензию N 07/04 о возмещении убытков.
Меры досудебного порядка спора не привели к его разрешению, в связи с чем, общество обратилось в суд.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Из приведенных положений законодательства следует, что лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер убытков, вину лица в причинении убытков, причинно-следственную связь между действиями указанного лица и понесенными убытками. Отсутствие одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ, которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов.
Статьей 29 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона N 44-ФЗ в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (пункт 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги" (вместе с "Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги") для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ.
Согласно Извещению о проведении аукциона, ответчиком установлены преимущества организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона N 44-ФЗ - 15%.
Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что единственным участником истца является Сергиево-Посадская районная организация Московской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ИНН 5042042844, размер доли 100%) (далее - СПРО МОО ООО ВОИ).
В составе заявки истец представил Декларацию о соответствии требованиям статьи 29 Закона N 44-ФЗ, в которой продекларировал, что уставной складочный капитал истца полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов; среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет 66,6%; доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - 66,6%.
Таким образом, истец соответствует всем критериям и выполнил все требования для получения преимуществ, установленных статьей 29 Закона N 44-ФЗ.
В рассматриваемом случае, противоправные действия ответчика выражаются в непредставлении преференций, предусмотренных статьей 29 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления преимуществ организаций инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой им цены контракта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341, контракт с организацией инвалидов, признанной победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
То есть, цена контракта + преференция 15% (от цены контракта) = цена контракта с применением преференции (но не более начальной максимальной цены контракта).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 705 230 руб.
15% от цены контракта - 1 011 490 руб. 43 коп.
Цена контракта с учетом преференций - 7 754 759 руб. 93 коп.
Таким образом, сумма убытков в виде не полученных истцом преференций составляет 1 011 490 руб. 43 коп.
Довод апеллянта о том, что учредителем ООО "ОГИС ТРЕЙД" не является общероссийской общественной организации инвалидов, в связи с чем, общество не могло претендовать на заключение контракта с учетом преимущества, отклоняется.
В соответствии с абзацем 2 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Учредителем ООО "ОГИС ТРЕЙД" является Сергиево-Посадская районная организация Московской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ИНН 5042042844) с долей участия в уставном капитале 100%.
СПРО МОО ООО ВОИ является структурным подразделением всероссийского общества инвалидов (далее - ВОИ).
Структурные подразделения (региональные, местные) являются неотъемлемой частью структуры ВОИ (его территориальными подразделениями), благодаря которой ВОИ и обретает статус Всероссийской общественной организации инвалидов.
Так, уставом общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", утвержденным в новой редакции VI съездом ВОИ 11.11.2016, определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (далее - организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов.
В статье 17 Устава ООО ВОИ закреплено, что структурными подразделениями ВОИ являются региональные и местные организации ВОИ. Структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации. Организации ВОИ обязаны в своей деятельности соблюдать Устав ВОИ. Решения органов вышестоящих организаций ВОИ обязательны для исполнения органами нижестоящих организаций ВОИ. Решение о создании новой организации ВОИ принимается Центральным правлением ВОИ, которое формирует организационный комитет с полномочиями на подготовку необходимых документов и осуществление государственной регистрации новой организации ВОИ (статья 17).
Для обеспечения совместных нужд и программ местные организации ВОИ производят ежеквартальные отчисления на расчетный счет вышестоящей региональной организации ВОИ, региональные организации ВОИ производят ежеквартальные отчисления на расчетный счет ВОИ. Перечисления производятся в размере 10% от дохода организации (статья 60 Устава ВОИ).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО ВОИ -https://www.voi.ru Московская областная организация Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов" является структурным подразделением ООО ВОИ.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте МОО ООО ВОИ http://mooovoi.org/local Сергиево-Посадская районная организация является подразделением МОО ООО ВОИ и, соответственно, является структурным подразделением ООО ВОИ.
Таким образом, Сергиево-Посадская районная организация действует в соответствии с Уставом МОО ВОИ как структурное подразделение ООО ВОИ, соответственно, имеет право на получение преференций.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 N 307-ЭС19-15772, Определении Верховного Суда РФ от 17.06.2020 N 310-ЭС20-9439 по делу N А48-6683/2019.
Какие-либо иные доводы, основанные на доказательственной базе и опровергающие выводы суда первой инстанции и установленные по делу обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции признает решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 08.08.2022 по делу N А18-985/2022 законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя, но взысканию в федеральный бюджет не подлежат, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от ее уплаты.
Согласно пункту 4 статьи 265.1 АПК РФ исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом апелляционной инстанции постановления по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.
Следовательно, приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 08.08.2022 по делу N А18-985/2022, принятое определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023, подлежит отмене.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 08.08.2022 по делу N А18-985/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 08.08.2022 по делу N А18-985/2022, принятое определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-985/2022
Истец: ООО "ОГИС ТРЕЙД"
Ответчик: ГУ РО Фонда социального страхования РФ по РИ
Третье лицо: Вятченков Иван Владимирович, Емелина Екатерина Сергеевна