г. Пермь |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А71-15700/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Муталлиевой И.О.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Азат",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 декабря 2022 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение от 13 января 2023 года)
по делу N А71-15700/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к обществу с ограниченной ответственностью "Азат" (ОГРН 1021801162756, ИНН 1831049399)
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - истец, ООО "САХ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Азат" (далее - ответчик, ООО "Азат") о взыскании задолженности за период с 01.02.2022 по 30.09.2022 в размере 269 580 руб. 88 коп., а также 8 391 руб. 60 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Решением суда от 16.12.2022, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
13.01.2023 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что объем вывоза ТКО в месяц, указанный в приложении N 1 к договору, не соответствует действительности, услуги региональным оператором в указанном объеме не оказываются. Апеллянт ссылается на письмо N 01 от 08.02.2022, которым потребитель информировал регионального оператора о том, что после инвентаризации установлено, что отходы, относящиеся к ТКО, потребителем не производятся, в связи с чем, ответчиком был заключен договор с ООО "Контур" на вывоз прочих отходов. Заявитель полагает, что ООО "Контур" должно быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, для дачи пояснений по делу. Кроме того, апеллянт считает, что факт оказания услуг в спорный период истцом не доказан, само по себе выставление счетов на оплаты и актов выполненных работ доказательством оказания услуг не является.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между ООО "САХ" (региональный оператор) и ООО "Азат" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО7411 от 07.11.2019 на основании заявки потребителя N 92 от 26.12.2018.
В соответствии с п. 1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
ООО "Азат" на праве собственности принадлежат следующие объекты:
- здание, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Школьная. д. 44а, общей площадью 473 кв.м., кадастровый номер 18:26:041315:183,
- здание, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Школьная, д. 44а, общей площадью 479,7 кв.м., кадастровый помер 18:26:041315:182,
- здание, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Школьная, около 40-м. от жилого дома N 44 по направлению на юг, общей площадью 37,7 кв.м., кадастровый помер 18:26:010057:3386.
Согласно п. 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах норматива и утвержденного в установленном порядке нормативно-правовым актом исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 4 765 руб. 96 коп. за 1 тонну, кроме того НДС в размере 953 руб. 19 коп.
Размер ежемесячной оплаты по договору составляет 28 386 руб. 34 коп., кроме того НДС в размере 5 677 руб. 27 коп. (абз. 5 п. 5 договора).
Согласно п. 6 договора потребитель оплачивает оказанные услуги путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора в случае определения объема оказанных услуг исходя из нормативов накопления ТКО - в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Оплата услуг за отчетный месяц осуществляется потребителем на основании акта оказанных услуг и счета-фактуры или универсального передаточного документа, независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем.
Договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до заключения договора с 01.01.2019 (п. 33 договора).
В период с февраля по сентябрь 2022 года региональный оператор оказал потребителю услуги по обращению с ТКО на сумму 269 580 руб. 88 коп., которая последним не оплачена.
Региональным оператором в адрес потребителя направлена претензия от 11.08.2022 N 48799, которая оставлена потребителем без удовлетворения.
В нарушение условий договора потребитель обязательство по оплате оказанных услуг в полном объеме не исполнил, что послужило основанием для обращения региональным оператором в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и исходил из доказанности факта оказания услуг, наличия задолженности по их оплате в заявленном размере. При этом судом учтено, что ответчиком не представлено доказательств ненадлежащего оказания услуг региональным оператором или оказания услуг в ином объеме. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение ответчиком договора с ООО "Контур" на оказание услуг по вывозу иных отходов не опровергает факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Как верно установлено судом первой инстанции, правом вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает только региональный оператор в лице ООО "САХ", из чего следует, что никакие другие лица, ни ответчик самостоятельно в спорный период вывоз ТКО осуществлять не могли.
Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.
Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.
Поскольку ООО "САХ" осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.
Соответственно ТКО ответчика, в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет ООО "САХ".
Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Сторонами заключен договор N ТКО7411 от 07.11.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8 (4) - 8 (5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил N 1156.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).
Пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что потребителем в адрес регионального оператора была направлена заявка на заключение договора N 92 от 26.12.2018, согласно которой ответчиком были указаны список объектов, находящихся в собственности, их площадь, вид деятельности.
Исходя из представленной информации, региональным оператором подготовлен проект договора.
Поскольку договор по обращению с ТКО между сторонами не подписан, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отношения сторон в спорный период регулировались положениями типового договора и расчет стоимости оказываемых услуг по обращению с ТКО обоснованно производился региональным оператором в соответствии с нормативом накопления твердых коммунальных отходов.
Доказательств согласования сторонами разногласий к договору, внесения изменений в договор относительно способа коммерческого учета ТКО в порядке, установленном условиями договора и Правилами N 1156, ответчиком не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Судом первой инстанции верно указано, что факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО по договору в спорный период времени на общую сумму 269 580 руб. 88 коп. подтвержден имеющимися в деле доказательствами: договором N ТКО7411 от 07.11.2019, актами оказанных услуг, расчетом задолженности.
При этом также верно установлено, что ненадлежащее оказание услуг региональным оператором или оказание услуг в ином объеме ответчиком не доказано (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Порядок фиксации нарушений по договору предусмотрен разделом 6 договора, согласно которому в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении, содержащий сведения о нарушении соответствующих пунктов договора.
Вопреки доводам апеллянта, заключение ответчиком договора с ООО "Контур" на оказание услуг по вывозу иных отходов не исключает оказание региональным оператором услуг по вывозу ТКО.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
В соответствии с положениями законодательства о деятельности по обращению с ТКО, услуги по обращению с ТКО могут оказываться только региональным оператором, которым на территории Удмуртской Республики является ООО "САХ", из чего следует, что никакие другие лица, ни ответчик самостоятельно в спорный период вывоз ТКО осуществлять не могли. При этом, ООО "Контур" не является лицом, привлеченным региональным оператором для осуществления своих полномочий.
Исходя из предмета договора, заключенного между ответчиком и ООО "Контур" от 09.02.2022, исполнитель принимает на себя обязательства, а заказчик поручает и оплачивает услуги по регулярному транспортированию и передаче для размещения на полигоне отходов производства и потребления (прочих видов отходов) не относящихся к ТКО, соответственно не может являться доказательством оказания услуг по вывозу ТКО.
Поскольку наличие договора на вывоз прочих видов отходов, не относящихся к ТКО, не может подтверждать факт оказания услуг по обращению с ТКО в соответствии с положениями действующего законодательства, ссылка апеллянта на наличие договора с ООО "Контур" не может быть принята во внимание.
Таким образом, оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Контур" судом первой инстанции правомерно не установлено (ч. 1 ст. 51 АПК РФ).
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО судом первой инстанции проверен и признан правомерным, соответствующим действующему законодательству.
В соответствии с п. 17 договора потребитель имеет право инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору. Более того, условиями договора предусмотрена возможность зачета излишне уплаченной суммы в счет платежа за следующий расчетный период в случае, если объем фактически оказанных услуг по обращению с ТКО в расчетном периоде будет меньше объема, за который произведена оплата.
Таким образом, потребитель не лишен права обратиться к региональному оператору для перерасчета объема и стоимости фактически оказанных услуг, представив при этом надлежащем образом оформленные заборные ведомости.
Заявителем жалобы не представлено надлежащих доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика.
Доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, материалы дела не содержат.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО в спорный период подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Поскольку ответчиком при подаче апелляционной жалобы не представлен оригинал чека-ордера об уплате государственной пошлины, определение суда от 18.01.2023 не исполнено, государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 декабря 2022 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение от 13 января 2023 года), оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Азат" (ОГРН 1021801162756, ИНН 1831049399) в доход федерального бюджета 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15700/2022
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Общество с ограниченной ответсвенностью "Азат"