г. Чита |
|
09 марта 2023 г. |
дело N А78-9031/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 декабря 2022 года по делу N А78-9031/2022 по исковому заявлению Министерства образования и науки Забайкальского края (ОГРН 1087536008306, ИНН 7536095430) к Администрации муниципального района Оловяннинский район (ОГРН 1027500683242, ИНН 7515002604) о взыскании средств межбюджетного трансферта,
при участии в судебном заседании:
от Министерства образования и науки Забайкальского края - Немовой Е.А. - представителя по доверенности N 7911 от 25 июля 2022 года,
от Администрации муниципального района Оловяннинский район - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки Забайкальского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Администрации муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края (далее - ответчик, Администрация) с иском о взыскании средств межбюджетного трансферта.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 декабря 2022 года в иске отказано. Суд первой инстанции, принимая решение, пришёл к выводу, что требование о возврате фактически освоенной субсидии при отсутствии доказательств недобросовестного поведения ответчика не отвечает принципу эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы апелляционной жалобы, просила обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Администрация явку своего представителя не обеспечила.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11 ноября 2021 года Министерство и Администрация заключили соглашение N 86303 о предоставлении из бюджета Забайкальского края в 2021 году иного межбюджетного трансферта на проведение ремонтных работ - проведение "аварийно-восстановительных работ кровли МБОУ Мирнинская СОШ" (далее - соглашение) с приложениями.
Предметом названного соглашения является предоставление из бюджета Забайкальского края в 2021 году иного межбюджетного трансферта, на проведение ремонтных работ в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Забайкальского края из средств резервного фонда Правительства Забайкальского края (пункт 1.1 соглашения).
Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края в соответствии с названным соглашением составил в 2021 году 863 030 рублей (пункт 2.2 договора).
Согласно приложению N 4 к соглашению Администрацией в срок до 31 декабря 2021 года должны быть проведены "аварийно-восстановительные работы кровли МБОУ Мирнинская СОШ".
В соответствии с пунктом 4.1.6 соглашения, в случае если получателем по состоянию на 31 декабря 2021 года предоставления иного межбюджетного трансферта допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в году, следующему за годом предоставления иного межбюджетного трансферта, выявленные и указанные нарушения не устранены, рассчитать объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края в бюджет Забайкальского края, и направить получателю требование о возврате средств иного межбюджетного трансферта в бюджет Забайкальского края в указанном объеме.
Администрацией отчет о результативности не представлен, условия предоставления иного межбюджетного трансферта нарушены, соответственно, результат в 2021 году не достигнут, в связи с чем, Администрация обязана произвести возврат иного межбюджетного трансферта в соответствии с пунктом 4.3.7 соглашения.
Требование о возврате средств иного межбюджетного трансферта направлены ответчику 25 мая 2022 года с приложением расчета согласно приложению N 7 к соглашению.
Поскольку возврат средств субсидии не осуществлен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
Обязательства согласно статье 309 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовая природа договорного обязательства о гранте (субсидии) заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации. Поскольку названное соглашение предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
К бюджетным ассигнованиям на основании абзаца 5 статьи 69 БК РФ относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами 4 уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 5 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетным нарушением в силу статьи 306.1 БК РФ признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 названного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно абзацу первому пункта 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
09 апреля 2014 года постановлением Правительства Забайкальского края N 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 2 которого средства фонда расходуются, в том числе на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций
В силу пункта 3 названного Порядка основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 сентября 2021 года N 312-р в соответствии с названным Порядком Министерству финансов Забайкальского края поручено выделить истцу за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края 863 030 рублей для предоставления бюджету муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края для проведения ремонтных работ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Мирнинской средней общеобразовательной школе (далее - МДОУ Мирнинская СОШ), поврежденной в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, в том числе для возмещения расходов, связанных с их проведением, Министерству поручено обеспечить целевой характер использования средств, указанных в названном распоряжении, осуществлять контроль за их расходованием и предоставить в Министерство финансов Забайкальского края отчет об их использовании.
05 октября 2021 года МДОУ Мирнинская СОШ (заказчик) и ИП Долгополов С.А. (подрядчик) заключили договор N 0 на выполнение аварийно-восстановительных работ кровли (далее - договор N 70) в соответствии со сметной документацией и стоимостью работ в размере 863 023,30 рублей.
В соответствии с пунктом 3.2.1 договора N 70 заказчик обязан для приобретения материалов выплатить подрядчику аванс в размере 30% от цены договора.
Начало выполнения работ по договору N 70 - с момента получения аванса, окончание работ - 15 декабря 2021 года (пункт 8.2 договора).
Подрядчиком в адрес заказчика выставлен счет N 19 от 05 октября 2021 года об оплате аванса в размере 258 906,96 рублей в соответствии с пунктом 3.2.1 договора.
Письмом от 10 ноября 2021 года N 3174 администрация обратилась к истцу с просьбой о выделении в 2021 году денежных средств из резервного фонда Забайкальского края для проведения аварийно-восстановительных работ кровли МБОУ Мирнинская СОШ с приложением заявки, акта обследования от 18 июня 2021 года, договора подряда N 70 от 05 октября 2021 года, локального сметного расчета N 02-01-01, ведомости объемов работ N 1 от 13 августа 2021 года, сметной документации, сводных сметных расчетов стоимости строительства, положительного заключения N128-С-2021 от 28 августа 2021 года, счета на оплату N19 от 05 октября 2021 года.
11 ноября 2021 года Министерство и администрация заключили соглашение N 86303 о предоставлении из бюджета Забайкальского края в 2021 году иного межбюджетного трансферта на проведение ремонтных работ - проведение "аварийно-восстановительных работ кровли МБОУ Мирнинская СОШ" (далее - соглашение) с приложениями.
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложению N 2 к соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, в соответствии с распределением, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 25 августа 2021 года N 240-р.
Как следует из Приложения N 2 к соглашению в перечень мероприятий, финансируемых за счет иного межбюджетного трансферта, включены: проведение "аварийно-восстановительных работ кровли МБОУ Мирнинская СОШ", сметной стоимостью 863 030 рублей.
Согласно пункту 3.2 соглашения иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении следующих условий:
а) наличие заявки на перечисление межбюджетного трансферта по форме, установленной в соответствии с приложением N 1 к соглашению, являющимся его неотъемлемой частью;
б) наличие в бюджете муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края бюджетных ассигнований, на финансовое обеспечение расходных обязательств, на исполнение которых предоставляется иной межбюджетный трансферт в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 соглашения;
в) наличие графика перечисления иного межбюджетного трансферта, по форме, согласно приложению N 3 к соглашению;
г) наличие документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы. Документы, подтверждающие выполнение условий предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 3.2 соглашения, представляются однократно Муниципалитетом в территориальный орган Федерального казначейства (пункт 3.2.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 4.3 соглашения получатель принял на себя обязательство межбюджетного трансферта, установленных пунктом 3.2 соглашения. Обеспечивать достижение значений показателей результативности расходов бюджета муниципального района "Оловяннинский район", в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, установленных в соответствии с приложением N 4 к соглашению, являющимся его неотъемлемой частью. Обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий в соответствии с представленным графиком перечисления иного межбюджетного трансферта в соответствии с приложением N 3 к соглашению. Ежемесячно (до 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем) представлять в министерство отчет об осуществлении расходов бюджета муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края, источником финансового обеспечения которого является иной межбюджетный трансферт, в соответствии с приложением N 5 к соглашению, являющимся его неотъемлемой частью. Ежеквартально (до 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем) представлять в министерство отчет о достижении значений показателей результативности расходов бюджета муниципального образования Забайкальского края, в соответствии с приложением N 6 к соглашению, являющимся его неотъемлемой частью. Обеспечивать исполнение требований министерства по возврату средств в бюджет Забайкальского края, за нарушение обязательств по достижению значений показателей результативности расходов бюджета муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, и по соблюдению графика выполнения мероприятий.
В свою очередь Министерство в соответствии с пунктом 4.1 соглашения обязалось осуществлять контроль за соблюдением получателем условий предоставления иного межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных соглашением. Осуществлять проверку документов, подтверждающих произведённые расходы бюджета муниципального района "Оловяннинский район", на возмещение которых предоставляется иной межбюджетный трансферт. Осуществлять мониторинг реализации мероприятия на проведение ремонтных работ. Осуществлять оценку результативности расходов бюджета муниципального района "Оловяннинский район", в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности расходов бюджета муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения, на основании данных отчетности, представленной получателем. В случае если Получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления иного межбюджетного трансферта допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в году, следующем за годом предоставления иного межбюджетного трансферта, выявленные и указанные нарушения не устранены, рассчитать объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края в бюджет Забайкальского края, и направить получателю требование о возврате средств иного межбюджетного трансферта в бюджет Забайкальского края в указанном объеме, согласно приложению N 7.
Письмом от 10 ноября 2021 года истец направил Министерству финансов Забайкальского края документы на общую сумму 863 023,20 рублей, на оплату аванса в размере 258 906,96 рублей (30%) для выполнения ремонтно-восстановительных работ кровли МБОУ Мирнинская СОШ с приложением дефектного акта, сводного сметного расчета, локально-сметного расчета, положительного заключения государственной экспертизы на проведение капитального ремонта кровли, договора подряда N 70 на сумму 963 023,30 рублей, счета на оплату аванса от 05 октября 2021 года на сумму 258 906,96 рублей.
После проверки первичного пакета документа Министерством финансов 24 ноября 2021 года дана заявка на финансирование главного распорядителя бюджетных средств, 25 ноября 2021 года денежные средства поступили на счет.
Авансовый платеж в размере 30% на выполнение аварийно-восстановительных работ по кровле согласно договору подряда N 70 от 05 октября 2021 года по счету N 19 от 05 октября 2021 года перечислен подрядчику 16 декабря 2021 года.
15 декабря 2021 года подрядчиком в адрес заказчика выставлен счет на оплату N 26 в размере 60 4116,24 рублей.
17 декабря 2021 года подрядчик (ИП Долгополов С.А.) направил в адрес учреждения (МБОУ Мирнинская СОШ) гарантийное письмо о выполнении работ по договору N 70 от 05 октября 2021 года до 30 мая 2022 года.
20 декабря 2021 года в адрес истца поступили документы с заявкой на оставшуюся сумму в размере 604 116,24 рублей.
20 декабря 2021 года истец направил в адрес Министерства финансов Забайкальского края документы на общую сумму 60 4116,24 рублей (окончательный расчет) с приложением документов согласно приложению.
22 декабря 2021 года истец направил заявку на финансирование.
24 декабря 2021 года согласно расходному расписанию 026/09 произведена оплата оставшейся суммы в размере 604 116,24 рублей.
31 марта 2022 года ответчиком в адрес истца направлено письмо с информацией по аварийно-восстановительным работам в МБОУ "Мирнинская СОШ", пострадавшей в результате шквального ветра и ливневых дождей 23 июля 2021 года порывами ветра 25-30 м/с и выпадения большого количества атмосферных осадков, о получении положительного заключения ГАУ "Государственная экспертиза Забайкальского края" сметной стоимости в размере 863,03 рублей, о заключении договора подряда с ИП Долгополовым С.А. N 70 от 05 октября 2021 года и выполнении работ по перечислении последнему аванса в зимний период, в результате чего, подрядчик не выполнил работы в 100% объеме, представив гарантийное письмо от 17 декабря 2021 года о выполнении ремонтных работ в теплый период времени года.
04 апреля 2022 года администрация направила в адрес Министерства отчет о расходах в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт (приложение N 5), в соответствии с пунктом 4.3.5 соглашения.
25 мая 2022 года Министерство направило в адрес администрации требование о возврате средств иного межбюджетного трансферта с приложением расчета согласно приложению N 7 к соглашению.
В ответ на требование Министерства о возврате денежных средств администрация 07 июня 2022 года сообщила, что погодные условия (отрицательная температура) не соответствовали выполнению работ, в связи с чем, подрядчиком направлено гарантийное письмо о их выполнении до 30 мая 2022 года, о чем Министерство поставлено в известность письмом от 31 марта 2022 года, работы по кровле выполнены 25 мая 2022 года.
08 июня 2022 года МБОУ Мирнинская СОШ осуществила возврат комитету по финансам неиспользованный иной межбюджетный трансферт в размере 604 116,24 рублей.
24 июня.2022 Комитет по финансам осуществил Министерству неиспользованный иной межбюджетный трансферт в размере 604 116,24 рублей.
25 мая 2022 года между МБОУ Мирнинская СОШ и ИП Долгополовым С.А. подписан акт N 1 о приемке выполненных работ на общую сумму 863 023,20 рублей без замечаний.
26 мая 2022 года заказчиком и подрядчиком подписан акт конструктивной сдачи объекта.
Денежные средства в размере 604 116,24 рублей перечислены ИП Долгополову С.А. от заказчика 30 июня 2022 года.
Учитывая возврат иного межбюджетного трансферта в размере 604 116,24 рублей истец исковые требования уточнил.
По мнению истца, ответчик, зная о заключении МБОУ Мирнинская СОШ договора подряда 05 октября 2021 года, не проявил достаточную степень заботливости и осмотрительности для своевременного представления в адрес министерства пакета документов.
Более того, 11 октября 2021 года посредством программы "Бюджет-смарт" и путем отправления на электронную почту направлена справка-уведомление N 400 об изменении бюджетных ассигнований на 2021 год, что свидетельствовало о том, что муниципальный район "Оловяннинский район" может представлять документы для заключения соглашения.
Кроме того, заключая с Министерством соглашение от 11 ноября 2021 года, ответчик принял на себя обязательство по обеспечению достижения значений показателей результативности до 31 декабря 2022 года, то есть и в зимний период, вместе с тем, данный отчет о достижения значений показателей результативности не представлен.
Истец полагает, что задержки со стороны истца в рассмотрении документов и исполнения обязанности по финансированию не имелось, истец своевременно реагировал на документы истца.
Ответчик, возражая на иск, полагал, что предоставленная субсидия в размере 258 906,96 рублей использована на приобретение материалов в рамках договора подряда N 70 учреждения с ИП Долгополовым С.А., о чем также указано в отчете о расходах, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт (приложение N 5 к соглашению) на 01 января 2022 года, оснований для возврата субсидии, использованной по целевому назначению, не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приложением N 4 к соглашению сторонами определено показатели результативности муниципального образования Забайкальского края в виде проведения "аварийно-восстановительных работ кровли МБОУ Мирнинская СОШ" в размере 100% с его достижением в 2021 году.
05 октября 2021 года МДОУ Мирнинская СОШ (заказчик) и ИП Долгополов С.А. (подрядчик) заключили договор N 70 на выполнение аварийно-восстановительных работ кровли в соответствии со сметной документацией и стоимостью работ в размере 863 023,30 рублей.
В соответствии с пунктом 3.2.1 названного договора заказчик обязан для приобретения материалов выплатить подрядчику аванс в размере 30% от цены договора. Начало выполнения работ по договору N 70 - с момента получения аванса, окончание работ - 15 декабря 2021 года (пункт 8.2 договора).
Подрядчиком в адрес заказчика выставлен счет N 19 от 05 октября 2021 года об оплате аванса в размере 258 906,96 рублей в соответствии с пунктом 3.2.1 договора.
15 декабря 2021 года подрядчиком в адрес заказчика выставлен счет на оплату N 26 в размере 604 116,24 рублей.
Аванс в распоряжение подрядчика поступил 16 декабря 2021 года.
17 декабря 2021 года подрядчик (ИП Долгополов С.А.) направил в адрес учреждения (МБОУ Мирнинская СОШ) гарантийное письмо о выполнении работ по договору N 70 от 05 октября 2021 года до 30 мая 2022 года.
31 марта 2022 года ответчиком в адрес истца направлено письмо с информацией по аварийно-восстановительным работам в МБОУ "Мирнинская СОШ", пострадавшей в результате шквального ветра и ливневых дождей 23 июля 2021 года порывами ветра 25-30 м/с и выпадения большого количества атмосферных осадков, о получении положительного заключения ГАУ "Государственная экспертиза Забайкальского края" сметной стоимости в размере 863,03 рублей, о заключении договора подряда с ИП Долгополовым С.А. N 70 от 05 октября 2021 года и выполнении работ по перечислении последнему аванса в зимний период, в результате чего, подрядчик не выполнил работы в 100% объеме, представив гарантийное письмо от 17 декабря 2021 года о выполнении ремонтных работ в теплый период времени года.
Из отчета о расходах, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт (приложение N 5 к соглашению) на 01 января 2022 года, направленного истцу ответчиком 04 апреля 2022 года, следует, что израсходовано средств иного межбюджетного трансферта в размере 258 906,96 рублей.
При этом из пункта 4.1.6 соглашения следует, что в случае если получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления иного межбюджетного трансферта допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в году, следующем за годом предоставления иного межбюджетного трансферта, выявленные и указанные нарушения не устранены, рассчитать объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края в бюджет Забайкальского края, и направить получателю требование о возврате средств иного межбюджетного трансферта в бюджет Забайкальского края в указанном объеме, согласно приложению N 7.
Из взаимосвязи положений пунктов 4.1.6, 4.3.3, 4.3.6 следует, что до 05 апреля 2022 года ответчику надлежало устранить нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, то есть представить отчет о достижении значений показателей результативности (приложение N 6 к соглашению) по названному соглашению с доказательствами освоенности доведенной субсидии. Отчет о достижении значений показателей результативности не представлен.
Судом первой инстанции учтено, что 25 мая 2022 года между МБОУ Мирнинская СОШ и ИП Долгополовым С.А. подписан акт N 1 о приемке выполненных работ на общую сумму 863 023,20 рублей без замечаний, 26 мая 2022 года заказчиком и подрядчиком подписан акт конструктивной сдачи объекта.
Закрепленный статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Главный распорядитель бюджетных средств в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Согласно пункту 4.1.5 соглашения министерство обязалось осуществлять оценку результативности расходов бюджета муниципального района "Оловяннинский район", в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности расходов бюджета муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения, на основании данных отчетности, представленной получателем.
В свою очередь, как следует из позиции истца, основанием для возврата предоставленной субсидии является только не представление в срок до 31 декабря 2021 года отчета о результативности. О не целевом использовании представленного иного межбюджетного трансферта в истребуемом размере (258 906,96 рублей) истцом не заявлено, из позиции не следует.
Между тем, как правильно указал суд, не достижение ответчиком к 31 декабря 2021 года показателя результативности использования субсидии не должно влечь в рассматриваемом случае применение к нему меры ответственности, на которой настаивает истец, поскольку часть субсидии в размере 604 116,24 рублей возвращена, а в отношении субсидии в размере 258 906,96 рублей представлен счет на оплату для подрядчика указанной суммы, отчет о расходах, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт (приложение N 5 к соглашению), и в целом имеется подписанный акт о приемке работ от 25.05.2022 по договору подряда N 70 на выполнение аварийно-восстановительных работ кровли, для проведения которых и было пописано сторонами соглашение.
В соответствии с позицией, выраженной в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Материалами дела не подтверждается, что выделенные ответчику денежные средства в виде субсидии использовались не по целевому назначению либо неэффективно, о не целевом использовании представленного иного межбюджетного трансферта в истребуемом размере истцом не заявлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о добросовестном поведении получателя бюджетных средств, использования денежных средств в соответствии с целями заключения рассматриваемых договора подряда и соглашения. Неправомерное использование денежных средств ответчиком, как и негативные последствия его поведения в рассматриваемом случае не установлены.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 декабря 2022 года по делу N А78-9031/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9031/2022
Истец: ОСП МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОЛОВЯННИНСКИЙ РАЙОН