г. Вологда |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А05-11617/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедГрупп" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 января 2023 года по делу N А05-11617/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 119; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МедГрупп" (ОГРН 1122932001103, ИНН 2902072832; адрес: 164523, Архангельская область, город Северодвинск, проспект Морской, дом 53; далее - общество) о взыскании 203 280 руб. излишне перечисленной специальной социальной выплаты за период с 01.11.2020 по 31.01.2022.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 16 января 2023 года заявленное требование удовлетворено.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование своей позиции указывает, что сведения о контакте регистраторов общества с больными коронавирусной инфекцией управление могло получить путем сопоставления результатов тестов на COVID-19 с информацией из табеля учета рабочего времени.
От отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28; далее - отделение) по почте поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве истца ввиду его реорганизации путем присоединения к отделению.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц деятельность учреждения прекращена 01.01.2023 путем реорганизации в форме присоединения к отделению.
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Статьей 48 АПК РФ предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При таких обстоятельствах в порядке статьи 48 АПК РФ учреждение подлежит замене на его правопреемника - отделение.
Отделение в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждением проведена камеральная проверка общества по вопросу полноты и достоверности сведений, представленных для осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам общества за период с 01.11.2020 по 31.01.2022 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762).
В ходе проведения проверки установлено, что общество не представило документы, подтверждающие факт контакта работников общества, которым произведена вышеуказанная выплата, с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и с лицами из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией при выполнении должностных обязанностей в отношении 16 сотрудников.
Кроме того, в ходе проверки не представлены подтверждающие документы о наличии медицинского образования на 4 сотрудников, получивших выплату в соответствии с Постановлением N 1762.
Запросом о предоставлении документов от 24.02.2022 N 2 и требованием от 29.03.2022 N 2 учреждение предложило обществу представить документы, подтверждающие право работников на получение специальной социальной выплаты (документы об образовании, документы, подтверждающие контакт указанных работников с пациентами с диагностированной у них новой коронавирусной инфекцией).
Соответствующие документы обществом по запросу представлены не были.
Перечисленные обстоятельства зафиксированы учреждением в акте проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 18.05.2022 N 2, согласно которому учреждением не приняты к зачету расходы общества на выплату работникам страхователя специальной страховой выплаты в общем размере 203 280 руб. за период с 01.11.2020 по 31.01.2022.
Уведомлением о результатах рассмотрения материалов проверки от 10.06.2022 N 2 учреждение признало обоснованными результаты камеральной проверки в части непринятых к зачету расходов на выплату медицинским работникам 203 280 руб. и потребовало от общества в срок до 18.07.2022 возместить расходы, излишне понесенные учреждением на социальную выплату за период с 01.11.2020 по 31.01.2022 в размере 203 280 руб.
В адрес общества 22.07.2022 направлено уведомление об истекшем сроке возмещения расходов.
Неисполнение обществом требования о возврате излишне перечисленной специальной социальной выплаты в размере 203 280 руб. в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Из содержания пункта 2 Постановления N 1762 следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 г. N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены:
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подпункт "а" пункта 2 постановления N 1762).
Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления N 1762).
Согласно пункту 3 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением N 1762 (далее - Правила), специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно и рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для осуществления специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения в электронном виде реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Согласно пункту 6 Правил в реестр вносятся сведения по каждому работнику:
а) категория, должность (профессия);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
г) фактическое число нормативных смен;
д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах.
На основании пункта 8 Правил специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения электронного реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
Из изложенного следует, что специальная социальная выплата назначается медицинскому персоналу при наличии соотвествующего образования, а также документального подтверждения контакта при исполнении служебных обязанностей с лицами из числа пациентов с диагностированной у них новой коронавирусной инфекцией.
В рассматриваемом случае общество выплатило специальную страховую выплату лицам из числа младшего медицинского персонала, к которому отнесло своих сотрудников, работающих по должности "медицинский регистратор", имеющих медицинское образование: диплом о среднем медицинском образовании или сертификат (свидетельство) о прохождении обучения с присвоением квалификации "медицинский регистратор".
Между тем доказательств, подтверждающих наличие у работников, которым произведена выплата, контактов с лицами из числа пациентов с диагностированной у них новой коронавирусной инфекцией (в отношении 16 сотрудников), а также наличие медицинского образования (в отношении 4 сотрудников), общество не представило ни в ходе проверки, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Ссылка подателя жалобы на то, что учреждение должно было соотнести данные по результатам анализов, выявивших у пациентов COVID-19, с информацией табеля учета рабочего времени, отклоняется, поскольку такая обязанность учреждения Постановлением N 1762 не установлена.
Доказательств того, что общество представляло учреждению информацию о контактах работников общества с больными коронавирусной инфекцией и документы о медицинском образовании и такая информация не была учтена учреждением при проведении проверки, подателем жалобы в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 10 Правил организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Правил).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Поскольку обществом не представлено доказательств обоснованности выплаты своим работникам специальной социальной выплаты на основании Постановления N 1762 в общей сумме 203 280 руб., суд первой инстанции правомерно взыскал данную сумму в пользу учреждения в возмещение излишне перечисленной специальной социальной выплаты.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 48, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
провести процессуальное правопреемство, заменив государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 119) на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28).
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 января 2023 года по делу N А05-11617/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедГрупп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11617/2022
Истец: ГУ Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: ООО "МедГрупп"