г. Москва |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А40-145291/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2022 по делу N А40-145291/22
по заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1) ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов";
2) ООО "КОНСУЛ"; 3) Департамент городского имущества г. Москвы;
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
1) Василенко М.В. по дов. от 27.2022; 2) Суверин А.Н. по дов. от 16.02.2023; 3) Черемухина А.А. по дов. от 22.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) от 14.04.2022 N КУВД-001/2021-56278752/3 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0006001:29, расположенного по адресу: Москва, ул.Миклухо-Маклая, вл.11, стр.9; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0006001:29, расположенного по адресу: Москва, ул. Миклухо-Маклая, вл.11, стр.9.
Решением от 14.12.2022 г. заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм права.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением от 29.12.2021 N MFC-0558/2021-2114528-1 о государственной регистрацией права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0006001:29, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, вл. 11, стр. 9.
Уведомлением от 14.04.2022 N КУВД-001/2021-56278752/3 заявителю отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество). Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве" (далее - Положение), утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. N 67.
В соответствии с п. 4.1 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том числе составляющие казну Российской Федерации.
Согласно п. 4.1.1 Положения Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании Распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы от 13.04.1994 N 185-р МКЗ (далее - Распоряжение) Российскому Университету дружбы народов для эксплуатации комплекса зданий общежитий предоставлен земельный участок площадью 15.9204 Га, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, вл.3-21.
Государственным Актом N М-06-000700 "На право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" определены площадь, форма и границы предоставленного Российскому Университету дружбы народов земельного участка.
В настоящее время вышеуказанный земельный участок имеет кадастровый номер 77:06:0006001:2, площадь 157443+/- 140 кв.м и адресные ориентиры: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, вл. 3-21 (далее - Земельный участок 1), на который в ЕГРН зарегистрировано право собственности Российской Федерации и имеется запись о праве постоянного (бессрочного) пользования ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (далее - Университет).
В границах Земельного участка 1 расположен земельный участок с кадастровым номером 77:06:0006001:29, площадью 1400 кв.м и адресным ориентиром: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, вл. 11, стр. 9 (далее - Земельный участок 2). В ЕГРН информация о правообладателе Земельного участка 2 отсутствует.
Однако, при анализе Распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы от 13.04.1994 N 185-р МКЗ и Государственного Акта N М-06-000700 Территориальным управлением установлено, что указанные земельные участки были единым земельным участком.
Фактически Земельный участок 2 был выделен и изъят из состава Земельного участка 1, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Университету для эксплуатации комплекса зданий общежитий. При этом законных оснований и разрешения собственника для таких действий не имелось.
Сведения о добровольном отказе Российской Федерации от права собственности на земельный участок либо правообладателя - от права бессрочного постоянного пользования, а также о признании права муниципальной собственности на земельный участок, его изъятии либо обращении на него взыскания, отсутствуют.
Также судом установлено, что на Земельном участке N 2 расположено здание с кадастровым номером 77:06:0006001:1054, площадью 4045.7 кв.м, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 11. Согласно данным ЕГРН, в указанном здании находится нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0006001:11265 площадью 3240 кв.м и помещение с кадастровым номером 77:06:0006001:12588 площадью 306,2 кв.м. На оба помещения зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со ст. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 3 раздела II указанного Приложения 1 к Постановлению Верховного совета N 3020-1 от 27.12.1991 к объектам государственной собственности относится имущество высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, предприятий и других объектов Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
Таким образом, факт нахождения в здании с кадастровым номером 77:06:0006001:1054 нежилых помещений, являющихся собственностью Российской Федерации, также является основанием для регистрации права федеральной собственности на Земельный участок 2.
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу, что заявителем при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Территориальным управлением требований, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2022 по делу N А40-145291/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145291/2022
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: "ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ В Г.ИВАНГОРОД", Департамент городского имущества, ФГАОУ ВО РУДН, ООО "КОНСУЛ"