г. Москва |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А41-84649/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от СНТ "Арбузово" - Алтынбаев Р.А. представитель по доверенности от 07.07.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Дмитровского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Арбузово" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2022 года по делу N А41-84649/22 по заявлению
садоводческого некоммерческого товарищества "Арбузово" (ОГРН 1045001602502, ИНН 5007019874)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) третье лицо: Администрация Дмитровского городского округа Московской области (ОГРН 1035001600171, ИНН 5007007212),
об оспаривании уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Арбузово" (далее - заявитель, товарищество, СНТ "Арбузово") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Росреестр, управление) о признании незаконным и отмене решения, выраженного в Уведомлении от 01.09.2022 N КУВД-001/2022-31856453/3, об отказе государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230311:61, обязании произвести государственную регистрацию права в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230311:6, площадью 15 930 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/о Подъячевский, в районе д. Арбузово, снт Арбузово, и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2022 года по делу N А41-84649/22 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
СНТ "Арбузово" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Постановлением Главы администрации Дмитровского района Московской области от 12.11.1993 N 2928 садоводческому товариществу "Арбузово" (далее - СТ "Арбузово") предоставлен из районного фонда земельный участок площадь. 5,25 га, в том числе в коллективно- совместную собственность - 1 616 га и в собственность садоводов - 3,634 га.
На основании указанного постановления СТ "Арбузово" выдано Свидетельство от 28.04.1994 N 26218, подтверждающее право коллективно-совместной собственности на земельный участок площадью 1 593 га.
03.08.2018 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:04:0230311:61 площадью 15 930 +/-88 кв.м., вид разрешенного использования для садоводства и огородничества, правообладатель СНТ "Арбузово", вид права "коллективно-совместная".
25.07.2022 г. товарищество обратилось в Управление Росреестра по Московской области с Заявлением о государственной регистрации права собственности товарищества на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0230311:61, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский р-он, с/о Подъячевский, в районе деревни Арбузово, СНТ "Арбузово".
В ходе рассмотрения заявления товариществу направлено Уведомление от 02.08.2022 г. о приостановлении государственной регистрации для подтверждения подлинности представленных на государственную регистрацию документов.
В связи с отсутствием ответа на запрос Уведомлением от 01.09.2022 N КУВД-001/2022- 31856453/3 в осуществлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка отказано.
Не согласившись с принятым решением, товарищество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Требования к заявлению об осуществлении государственной регистрации прав установлены статьями 18 и 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В настоящем случае управлением рассмотрение заявления о регистрации права на земельный участок было приостановлено в связи с запросом у Администрации Дмитровского городского округа Московской области подтверждения подлинности представленных товариществом документов.
По истечении срока для приостановления рассмотрения заявления в адрес управления сведения, подтверждающие подлинность предъявленных товариществом документов, не представлены.
Как указывает управление, в Свидетельстве на праве собственности на землю от 28.04.1994 N 26218 в качестве основания для возникновения права собственности товарищества, указано Постановление Администрации Дмитровского городского округа Московской области от 01.01.1994 N 1441. Однако в нарушение статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости указанное постановление к заявлению о регистрации приложено не было.
В то же время, согласно письму Администрация Дмитровского городского округа Московской области от 23.04.2019 N 1393 постановление от 01.01.1994 N 1441 о представлении земельного участка СТ "Арбузово" в архиве отсутствует, на архиве находится лишь Постановление от 12.11.1993 N 2928 о предоставлении спорного участка СТ "Арбузово", которое в материалы дела заявителем представлено не было.
Кроме того, определением Арбитражного суда от 20 апреля 2021 года по делу N А41-11581/21 заявление товарищества об установлении фактов имеющих юридическое значение на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0230311:61 оставлено без рассмотрения.
Судом указано, что для установления указанных обстоятельств необходимо определить связь земельного участка, сведения о котором указаны в Свидетельстве на право собственности на землю, выданном Комитетом по земельным ресурсам Дмитровского района Московской области 28.04.1994 N 26218 и постановлении Главы администрации Дмитровского района N 2928 от 12.11.1993, с земельным участком с кадастровым номером 50:04:0230311:61, идентифицировать их как один и тот же участок.
Вышеуказанные обстоятельства подлежат установлению (в том числе и посредством проведения землеустроительной экспертизы) и оценке при рассмотрении соответствующих требований в порядке искового производства.
На момент рассмотрения дела в суде, доказательств обращения товарищества для проведения землеустроительной экспертизы не представлено, на наличие судебного акта по данным обстоятельствам не указано.
Также суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что согласно Постановлению Главы администрации Дмитровского района Московской области от 12.11.1993 N 2928 и Свидетельства на право собственности на землю от 28.04.1994 N 26218 СТ "Арбузово" предоставлен земельный участок, в том числе в коллективно-совместную собственность граждан - членов данного садоводческого товарищества.
Однако, положения статей 8 и 66 Земельного кодекса РСФСР (от 25 апреля 1991 года), предусматривавшие возможность предоставления земель общего пользования садоводческих товариществ в коллективную совместную собственность граждан, были признаны недействующими на основании Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".
В связи с данным Указом Президента Российской Федерации также был признан недействующим Закон РСФСР "О земельной реформе", предусматривавший предоставление земельных участков в садоводческих товариществах в коллективную собственность граждан.
Как верно указал суд первой инстанции, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы пунктам 2.1 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.
Частью 16 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
Таким образом, право общей долевой собственности членов признается за ними в силу закона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции с учётом всей совокупности установленных по делу обстоятельств пришёл к правильному выводу, что в данном случае спорный земельный участок на праве собственности товариществу как юридическому лицу не принадлежит, поскольку положения части 16 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ предусматривают возникновение права общей долевой собственности именно у граждан, являющихся собственниками садовых или огородных земельных участков.
Иное толкование данной нормы заявителем апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции признаёт ошибочным.
Учитывая положения пункта 4 части 3 статьи 15 Закона о государственной регистрации недвижимости, в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации своей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок вправе обратиться собственник садового или огородного земельного участка, право которого возникло в силу положений части 16 статьи 54 Закон о государственной регистрации недвижимости, или его представитель при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
При этом к заявлению прилагаются документы, предусмотренные Закон о государственной регистрации недвижимости (в том числе документ, подтверждающий возникновение права общей долевой собственности на земельный участок общего назначения, а также документ, содержащий сведения о размере долей).
Из содержания заявления и уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 02.12.2021 г., следует, что СНТ "Арбузово" обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности на весь земельный участок, который согласно Федеральному закону от 29.07.2017 N 217-ФЗ ему принадлежать не может.
Земельный участок был предоставлен садоводческому товариществу на праве коллективно-совместной собственности, т.е. всем членам товарищества, тогда как заявитель обращается за государственной регистрацией права собственности за собой как за юридическим лицом.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2022 года по делу N А41-10710/22.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2022 года по делу N А41-84649/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84649/2022
Истец: СНТ "Арбузово"
Ответчик: Управление Росреестра по МО
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по МО