г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А42-8944/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-55/2023) Административной комиссии Октябрьского административного округа г. Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2022 по делу N А42-8944/2022, принятое
по заявлению ТСЖ "Стратегия"
к 1) Административной комиссии Октябрьского административного округа г. Мурманска;
2) Управлению октябрьского административного округа г. Мурманска
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Стратегия" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суда Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (далее - Административная комиссия, административный орган) от 07.09.2022 по делу N 617/07-05 (с учетом описки - N 615/07-05) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО), которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.
Решением суда от 22.12.2022, принятым в порядке упрощенного производства, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, Административная комиссия направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что уведомление о необходимости явки на составление протокола на 18.08.2022 к 11 ч. 30 мин. в помещение отдела по контролю за исполнением законодательства управления Октябрьского округа города Мурманска было направлено в адрес ТСЖ "Стратегия" 05.08.2022 и получено законным представителем ТСЖ "Стратегия" 11.08.2022 (отметка о направлении корешка уведомления - 11.08.2022 и получено на почте 12.08.2022).
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.07.2022 период времени с 17 часов 37 минут до 17 часов 45 минут должностными лицами Отдела КИАЗ Управления Октябрьского административного округа администрации города Мурманска (далее - Отдел), проведена проверка, с применением средств фотофиксации, придомовой территории многоквартирных домов N N 5, 7 по ул. Пушкинская, домов NN 8, 10 по ул. Софьи Перовской и дома N 17/12 по ул. Профсоюзов в г. Мурманске, размещенных на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0002058:8, предназначенном для размещения вышеуказанных МКД, в ходе которой, установлено:
- наличие песка смета, мелкого мусора и придомовой территории указанных МКД.
- наличие остатков деревянных конструкций (пеньков) на проезде;
- наличие трещин, сколов, повреждений асфальтобетонного покрытия придомовой территории МКД;
- наличие несанкционированных надписей на дверях входной группы и на фасаде дома N 5 по ул. Пушкинская.
Результаты проверки отражены в акте от 21.07.2022 N 2240 с приложенной фототаблицей.
Согласно сведениям сайта государственной жилищной инспекции Мурманской области, управление МКД N 17/12 по ул. Профсоюзов осуществляет ТСЖ "Стратегия".
Придя к выводу, что в действиях указанного лица, в виду невыполнения требований положений Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Законом N 401-01-ЗМО, в адрес Товарищества было направлено уведомление от 04.08.2022 N 26-11-04/886 о необходимости явки 18.08.2022 в 11 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении, с приложением акта от 21.07.2022 N 2240.
По факту допущенных нарушений пунктов 10.1.3, 10.1.4, 10.3.1, 10.3.2, 10.3.3, 10.2.1, 10.2.2.1, 10.2.4.1, 10.2.4.2, 10.2.6.2 Правил благоустройства, главным специалистом Отдела, в отношении ТСЖ "Стратегия" составлен протокол N 26-11-03/445 от 18.08.2022 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого, предусмотрена пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Одновременно, соответствующим определением материалы проверки переданы в административную комиссию для рассмотрения по подведомственности.
Рассмотрев, материалы дела об административном правонарушении (о чем составлен соответствующий протокол по делу N 615/07-05 от 07.09.2022 (с учетом опечатки)) административная комиссия постановлением от 07.09.2022 по делу N 615/07-05 (с учетом опечатки) привлекла ТСЖ "Стратегия" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде административного штрафа в размере 35 000 руб..
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Товарищество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности с действиях Товарищества события вмененного правонарушения, а так же о наличии процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 руб. до 30 000 руб.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 или 2 названной статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктами 1 или 2 данной статьи, влечет наложение административного на юридических лиц от 35 000 руб. до 300 000 руб.
Под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции (Примечание к статье 2 Закона N 401-01-ЗМО).
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают общие параметры и обязательное сочетание элементов благоустройства территории муниципального образования город Мурманск для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды (пункт 1.1 Правил благоустройства).
В силу пункта 2.73 Правил благоустройства содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.
Придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение) (пункт 2.59 Правил благоустройства).
Расположение иных многоквартирных домов на территории спорного земельного участка не является обстоятельством, освобождающим заявителя от необходимости надлежащего содержания придомовой территории, которая определяется границами земельного участка, поскольку непосредственно под МКД земельный участок не сформирован.
В соответствии с пунктом 4.2.2 Правил благоустройства обязательный перечень элементов благоустройства придомовой территории включает: твердые виды покрытий проездов, пешеходные коммуникации, площадки для игр детей дошкольного возраста, площадки для отдыха взрослого населения, контейнерные площадки, стоянки (парковки) автомобилей для гостевого автотранспорта и транспорта жильцов, озеленение, осветительное оборудование.
Пунктом 10.1.3 Правил благоустройства определено, что правообладателями, лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, ином законном основании либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.
Согласно пункту 10.1.4 Правил благоустройства в целях обеспечения безопасного движения транспортных средств и пешеходов улично-дорожная сеть должна быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства дорог, покрытия улично-дорожной сети должны быть спланированы, не иметь разрушений, деформаций, выбоин, иных повреждений, очищены от бытовых и промышленных отходов, а водоотводные устройства - исправны.
Пунктами 10.3.1, 10.3.2, 10.3.3 Правил благоустройства установлено, что правообладатели обязаны осуществлять содержание объектов и элементов благоустройства. Объекты и элементы благоустройства должны находиться в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии. Правообладатели объектов и элементов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт элементов благоустройства, замену их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации.
Согласно пункту 10.2.1 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков и прилегающей территории в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и другими муниципальными правовыми актами города Мурманска, а также обеспечить уборку трупов погибших (павших) безнадзорных животных, транспортировку их трупов к месту уничтожения и уничтожение трупов безнадзорных животных силами специализированной организации, имеющей необходимые документы на осуществление данного вида деятельности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Границами участков уборки территорий являются границы земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с границами, определенными земельными участками, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре недвижимости (пункт 10.2.2.1 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 10.2.4.1 Правил благоустройства в весенне-летний период содержание и уборка объектов благоустройства предусматривает рыхление и уборку складированного снега, подметание, мойку, поливку покрытий поверхностей, сбор и вывоз отходов производства и потребления с объектов благоустройства, выкос травы.
Объекты благоустройства должны быть очищены от отходов производства и потребления, грунтово-песчаных наносов (пункт 10.2.4.2 Правил благоустройства).
Пунктом 10.2.6.2 Правил благоустройства установлено, что физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют: уборку территорий; уборку крылец и площадок при входных группах; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов; мойку контейнеров; очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных 6 устройств от многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети; установку, содержание и очистку урн. Устанавливаемые на территории домовладений урны должны соответствовать установленным параметрам; выкашивание травы, при этом высота травяного покрова не должна превышать 15 см; меры по отводу поверхностных вод с территорий зданий и сооружений.
Оспариваемым постановлением Товариществу вменяется нарушение вышеуказанных требований Правил благоустройства, а именно наличие песка смета, мелкого мусора и придомовой территории указанных МКД; наличие остатков деревянных конструкций (пеньков) на проезде; наличие трещин, сколов, повреждений асфальтобетонного покрытия придомовой территории МКД; наличие несанкционированных надписей на дверях входной группы и на фасаде дома N 5 по ул. Пушкинская.
В подтверждение указанных нарушений, Административная комиссия ссылается на фотоматериалы от 13.07.2022, а так же акт осмотра от 21.07.2022, с приложением фотоматериалов.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что сведений о проведении осмотра спорной придомовой территории 13.07.2022 акт от 21.07.2022, не содержит. Из иных документов, содержащихся в материалах административного производства, также не следует, что в указанную дату специалистами Отдела проводился осмотр спорного участка, в связи с чем соотнести представленные фотоматериалы с вменяемыми Товариществу нарушениями не представляется возможным.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что представленные от 13.07.2022 фотоматериалы не являются допустимыми доказательствами.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в приложенных к акту от 21.07.2022 фотоматериалах зафиксирован фасад дома N 7 по ул. Пушкинская с наличием графити, тогда как Товарищество осуществляет управление домом N 17/12 по ул. Профсоюзов, и указанное нарушение не вменяется заявителю.
При таких обстоятельствах следует признать, что имеющиеся в материалах дела фототаблица и видеозапись не позволяют однозначно установить факт вменяемых нарушений, и не могут бесспорно свидетельствовать о наличии нарушений со стороны заявителя, выявленных при проведении обследования.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае Административная комиссия не доказала наличия в действиях Товарищества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, поскольку вывод Административной комиссии о наличии в действиях Товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, является ошибочным и не подтвержден соответствующими доказательствами, оспариваемое постановление Административной комиссии о привлечении Товарищества к административной ответственности правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Выводы суда первой инстанции о том, что момент составления 18.08.2022 протокола об административном правонарушении административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении Товарищества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, являются ошибочными, поскольку из материалов дела следует, что уведомление о необходимости явки на составление протокола на 18.08.2022 к 11 ч. 30 мин. в помещение отдела по контролю за исполнением законодательства управления Октябрьского округа города Мурманска было направлено в адрес ТСЖ "Стратегия" 05.08.2022 и получено законным представителем ТСЖ "Стратегия" 11.08.2022 (л.д. 36).
Вместе с тем, поскольку ошибочные выводы суда о наличии процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении не привели, в итоге, к принятию неправильного решения, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 декабря 2022 года по делу N А42-8944/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8944/2022
Истец: ТСЖ "Стратегия"
Ответчик: Административная комиссия Октябрьского административного округа г.Мурманска, Управление октябрьского административного округа г. Мурманска