город Москва |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А40-174192/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.03.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гончарова В.Я., Расторгуева Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего образования "Литературный институт имени А.М. Горького",
Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 17 ноября 2022 года по делу N А40-174192/21
по иску Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы
(ОГРН 1157700003230)
к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Литературный институт имени А.М.Горького"
(ОГРН 1027739212324)
Министерству культуры Российской Федерации (ОГРН 1087746878295)
третье лицо: Территориальное управление Росимущество в городе Москве
о взыскании оплаты взносов на капитальный ремонт, и встречному иску об обязании произвести зачет денежных средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт
при участии в судебном заседании:
от истца Скворцова К.А. по доверенности от 27.09.2022,
от ответчика 1 Хоменко А.М. по доверенности от 30.06.2021,
от ответчика 2 Решетников Д.К. по доверенности от 23.06.2022,
от третьего лица представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском (с учетом принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнения иска) о взыскании с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Литературный институт имени А.М.Горького" 3017 188,82 руб. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за помещения по адресу: г.Москва, ул.Добролюбова, д.9/11 за период с 16.08.2019 по 30.06.2021, а также 461 331,86 руб. неустойки в связи с просрочкой в оплате за период с 11.09.2019 по 30.06.2021, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства культуры Российской Федерации.
Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Литературный институт имени А.М.Горького" предъявлен встречный иск к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы об обязании произвести зачет денежных средств в счет уплаты взносов на капитальный ремонт 14 185 800 руб. - суммы, уплаченной ответчиком за разработку и согласование проекта капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.06.2016 N 306-ПП.
Решением суда от 17.11. 2022 в удовлетворении исковых и встречных требований отказано.
На указанное решение Истцом и Ответчиком поданы апелляционные жалобы.
Фонд просит решение суда отменить в отказанной части требований, предъявленных к Учреждению и Министерству культуры Российской Федерации, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учреждение просит решение суда отменить в отказанной части встречных требований, предъявленных к Фонду, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных встречных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители сторон поддержали требования и доводы своих жалоб; неявившееся лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в части, исходя из следующего.
Установлено, что в ЕГРН 01.09.2000 зарегистрировано право оперативного управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Литературный институт имени А.М.Горького" на жилое здание площадью 9962, 7 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Добролюбова, д. 9/11.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное Не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
Поскольку в федеральном законе, в частности статьях 296, 298 ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, следует признать правомерным, что собственник, передав во владение на праве оперативного управления учреждению имущество, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
По утверждению Ответчика, Учреждение не имеет отношение к 28 частным квартирам, поскольку квартиры с N N 1 по 29, за исключением квартиры N 6 приватизированы в частную собственность.
Истцом, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнены исковые требования в части общей площади помещений, закрепленных за Ответчиком, а также в части суммы задолженности и неустойки.
Установлено, что по адресу: Москва, Добролюбова ул., д.9/11, расположен многоквартирный дом, общей площадью 10 920,3 м2.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости помещения общей площадью 9 962,7 м2, расположенные по адресу: Москва, Добролюбова ул., д. 9/11, кадастровый номер 77:02:0020008:1662, с 01.09.2000 и по настоящее время находится в оперативном управлении ФГБОУ ВО "Литературный институт им. А.М. Горького".
Вместе с тем, по данным ЕГРН, а также по информации, представленной Ответчиком, жилые помещения общей площадью 1773,20 м2, расположенные в данном многоквартирном доме и указанные в Приложении, принадлежат на праве собственности физическим лицам.
В связи с чем ФКР Москвы проведена корректировки начислений в части 28 частных квартир общей площадью 1773,20 м2, в связи с чем за ФГБОУ ВО "Литературный институт имени А.М. Горького" в оперативном управлении остались помещения общей площадью 8189,50 м2 (9962,70м2-1773,20м2).
Вместе с тем, по данным технической документации (экспликации, представленной в материалы дела) общая площадь помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, составляет 9972,5 м2, которая включает в себя площадь жилых помещений - 7382,5 м2 и площадь нежилых помещений - 2590,0 м2.
В соответствии со ст. 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт должны начисляться на площадь жилых и нежилых помещений.
В соответствии с Экспликацией, представленной ГБУ МосгорБТИ площадь помещений, не входящих в общую площадь здания составляет 950,2 м2, в отношении данных помещений ФКР Москвы не ведет начисления по взносам на капитальный ремонт.
Ответчиком, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено документально обоснованных доказательств того, что в составе помещений, которые находятся у него в оперативном управлении, содержатся помещения, которые отвечают понятию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
К общему имуществу в многоквартирном доме может быть отнесено только имущество, отвечающее закрепленным в этих законоположениях юридическим признакам: во-первых, это нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (речь идет, в частности, о таких помещениях, как лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование), во-вторых, это крыши и ограждающие конструкции, в-третьих, это находящееся в данном доме оборудование - механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений.
Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, если внутри помещений, не являющихся частями квартир, расположено оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений, т.е. общее имущество в многоквартирном доме, то и сами эти помещения, также предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в этом доме и не имеющие самостоятельного назначения, относятся к общему имуществу собственников.
Из ч. 1 ст. 36 ЖК РФ не следует, что помещение должно быть предназначено для обслуживания всех или нескольких помещений и иметь исключительно технический характер.
Вышеуказанная категория помещений не может быть передана в аренду третьим лицам и оформлена в собственность конкретного лица.
Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
При определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в частности при отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, следует, как указано в пункте 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) использовать сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В материалах дела отсутствуют доказательства использования частей спорного помещения в целях обслуживания нужд владельцев помещений в данном многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 181 ЖК РФ на регионального оператора (Истца) возложена функция по применению установленных законодательством мер, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты собственниками помещений взносов на капитальный ремонт.
Следовательно, отношения по взысканию взносов на капитальный ремонт регулируются в строгом соответствии с нормами ЖК РФ и являются публично-правовыми, так как затрагивают интересы иных собственников помещений в МКД по сохранности жилого фонда.
Ответчик с момента возникновения обязанности по уплате взносов на капитальных ремонт оплату не произвел.
Правильность представленного Истцом расчета задолженности по оплате вносов на капитальный ремонт, подлежащей отнесению на Ответчика пропорционально площади находящихся у него на праве оперативного управления помещений, проверена судом.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд, руководствуясь ст.ст. 155, 158 ЖК РФ, приходит к выводу о взыскании с Учреждения в пользу Фонда задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 16.08.2019 по 30.06.2021, а также 461 331,86 руб. неустойки в связи с просрочкой в оплате за период с 11.09.2019 по 30.06.2021.
Решение суда в указанной части подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым указанного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Т.о., по общему правилу собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Исключением являются обязательства бюджетного учреждения, связанные с причинением вреда гражданам. Субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по иным обязательствам бюджетного учреждения действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности заявленного иска к Министерству культуры Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Применительно к требованиям Учреждения об обязании произвести зачет денежных средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности положенных в обоснование встречного иска обстоятельств.
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрена возможность проведения капитального ремонта ранее срока, предусмотренного региональной программой, а также произвести зачет средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капительному ремонту общего имущества в МКД, процедура которого установлена приложением к постановлению Правительства Москвы от 06.06.2016 N 306-ПП "Об утверждении Порядка зачета средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту имущества в многоквартирном доме".
Как указано Учреждением в письме к ФКР Москвы от 16.11.2021 N 317 денежные средства в размере 14 185 800,00 руб. выделены в рамках бюджетной субсидии, что в свою очередь является основанием для отказа денежных средств в соответствии с вышеуказанными положениями ЖК РФ.
В соответствии с абз. 2 ст. 6 БК РФ бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Само по себе определение бюджетных средств включает в себя финансовые ресурсы государства, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, выраженные в установленной законом форме их предоставления (бюджетные ассигнования, бюджетный кредит, бюджетное инвестирование, субсидии и т.д.), что в свою очередь также подтверждает тот факт, что денежные средства, полученные Учреждением, не подлежат зачету.
Также письмом от 30.11.2021 N 336 Учреждением направлен пакет документов, для зачета денежных средств в размере 14 185 800 руб. в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.06.2016 N306-ПП "Об утверждении Порядка зачета средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
Однако, по утверждению Фонда, в данном пакете документов отсутствуют следующие документы:
1. В нарушение п. 3.2 Порядка зачёта средств, в представленных документах отсутствует копия Протокола общего собрания собственников помещения, содержащего решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих коне многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно ч.1, п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ органом управления МКД является собрание собственников помещений в МКД, которое проводится в целях управления МКД путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (в том числе, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в МКД и об использовании фонда капитального ремонта).
В соответствии с п. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документами удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
2. В нарушение п.2.3 Порядка зачета средств в представленных документах отсутствует решение уполномоченного органа, принятого в соответствии с порядком установления необходимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.09.2017 N 631-ПП "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме устанавливается комиссией по установлению необходимости приведения капитального ремонта, созданной Департаментом капитального ремонта города Москвы, с учетом утвержденных в установленном методических рекомендаций установления необходимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Данное решение в соответствии с п. 2.1 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы также необходимо в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 181 ЖК РФ, - при поступлении в Департамент капитального ремонта города сообщения Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы о поступившем в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2016 г. N 306-ПП "Об утверждении зачета средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", заявлении о зачете средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представителя собственников помещений в многоквартирном доме (далее - заявление о зачете средств в счет ранее выполненного капитального ремонт).
В соответствии с п. 11 Порядка зачёта средств основаниями для отказа в зачете средств в размере, равном стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являются несоблюдение одного из условий, предусмотренных в пункте 2 настоящего Порядка.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2022 года по делу N А40-174192/21 отменить в части отказа в удовлетворении иска, предъявленного к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Литературный институт имени А.М.Горького" и распределения судебных расходов.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Литературный институт имени А.М.Горького" (ОГРН 1027739212324) в пользу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ОГРН 1157700003230) основного долга в размере 3017 188,82 руб., неустойки в размере 461 331,86 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 40 393 руб.
Решение суда в остальной части оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174192/2021
Истец: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО"