город Москва |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А40-69612/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.03.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гончарова В.Я., Расторгуева Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Карамышевская д.62"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 07 ноября 2022 года по делу N А40-69612/22
по иску Товарищества собственников жилья "Карамышевская д.62"
(ИНН 7734245215, ОГРН 1027700043150)
к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром"
(ИНН 7706043312, ОГРН 1027739016161)
третье лицо: ООО "Спецтранс"
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Васинович Д.А. по доверенности от 08.11.2021,
от ответчика Попова О.В. по доверенности от 16.02.2022,
от третьего лица представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Карамышевская д.62" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.12.2021 N 9-6-6362.
Решением суда от 07.11.2022 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.12.2021 N 9-6-6362, в части условий, изложенных в п.3.1 и п.8 в редакции Ответчика.
На указанное решение Истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца поддержал требования и доводы жалобы; представитель Ответчика заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы; Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Установлено, что Государственное унитарное предприятие города Москвы "Экотехпром" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Москвы.
В связи с тем, что с 01.01.2022 деятельность с твердыми коммунальными отходов на территории г. Москвы осуществляется одним или несколькими региональными операторами. ГУП "Экотехпром" в лице ООО "Спецтранс" направило Товариществу собственников жилья "Карамышевская д.62" (потребителю) проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установив в пункте 8 раздела II порядок учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а в пункте 3.1, с учетом порядка расчета, ежемесячную и общую сумму, которую потребитель обязуется оплачивать по настоящему договору.
В соответствии с п.3.1 проекта договора ежемесячная сумма по настоящему договору составляет 97 986,26 рублей. Общая сумма настоящего договора составляет 1175 835,08 рублей.
Приложением N 1 к проекту договора установлено расчетное количество ТКО 116,757333 (м. куб. месяц).
Проект договора получен истцом 10.01.2022 г.
Потребитель - ТСЖ "Карамышевская д.62" не согласилось с условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направив в адрес регионального оператора протокол разногласий.
Согласно протоколу разногласий, учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов следует производить расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления (пункт 8 проекта договора). и, исходя из предложенного потребителем расчетного способа учета объема и (или) массы, изменению подлежит ежемесячная и общая сумма, которую потребитель обязуется оплачивать региональному оператору (пункт 3.1 проекта договора).
Потребитель также не согласился с расчетом принимаемых объемов, предложив установить расчетное количество ТКО - 34,35 (м.куб. месяц).
Протокол разногласий был направлен региональному оператору 20.01.2022 г.
Поскольку Ответчик протокол разногласий Истца не принял, Истец передал разногласия, возникшие при заключении Договора, на рассмотрение суда.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения расчета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО.
Апелляционный суд соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
При наличии в субъекте Российской Федерации введения Раздельного сбора отходов (постановление Правительства Москвы от 18.06.2019 N 734-ПП "О реализации мероприятий по раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов в городе Москве"), хозяйствующим субъектом должно быть организовано фактическое выполнение потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039). Согласно п. 3 и п. 4 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из пункта 20 и пункта 21 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
Согласно пункту 3.8. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП (далее - Порядок накопления ТКО), необходимое количество емкостей на МНО, их вместимость и тип определяются договором, заключенным Потребителем с Региональным оператором, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, количества Потребителей, использующих в соответствии с договором МНО, фактических данных о накоплении смешанных отходов, групп однородных отходов. Запрещается устанавливать емкости вне МНО, запрещается перемещать емкости, установленные в МНО, за пределы МНО. В случае если подъездные пути к МНО заблокированы, допускается перемещение емкостей из МНО к месту погрузки ТКО в мусоровоз (пункты 3.9. - 3.10 Порядка накопления ТКО).
Пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Из этого, следует, что ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктом 8 Правил N 505, установлено только для ситуаций, когда применяется система раздельного сбора.
Кроме того, согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, для потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для расчета по факту. (абз. 7. стр. 7 Письмо ФАС России от 11.08.2021 N ВК767016/21).
Способ складирования твердых коммунальных отходов, который определен договорными отношениями между Региональным оператором и Потребителем - расчетный путь исходя из нормативов накопления ТКО.
Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1812-ПП утвержден Порядок расчета платы за услугу по обращения с твердыми коммунальными отходами в городе Москве (далее - Порядок расчета).
Пунктом 2 Порядка расчета установлено, что в соответствии с положениями абзаца третьего подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, абзаца третьего пункта 148(30) и абзаца второго пункта 148(38) Правил N 354 начисление платы за оказание услуги по обращению с ТКО, в том числе платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, за расчетный период (месяц) осуществляется одним из двух способов:
Исходя из фактического суммарного объема ТКО, накопленных за расчетный период в определенных в Порядке накопления ТКО местах накопления отходов (далее - МНО), из которых предусмотрен сбор и вывоз ТКО региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО (смешанными ТКО, группами однородных отходов (далее - ТОО), накапливаемых совместно), заключенным с Потребителем с учетом объема ТОО, накапливаемых в соответствии с пунктом 2.4.2 Порядка накопления ТКО. Требования и. 2.4.2. Порядка накопления ТКО устанавливают, что накопление групп однородных отходов осуществляется при разделении на отдельные группы однородных отходов согласно Перечню, в том числе с выделением в отдельную группу отходов электротехнического и электронного оборудования (в том числе его узлов, частей, деталей), которые могут быть повторно использованы после дополнительной обработки, в предназначенные для каждой группы однородных отходов емкости по инициативе Потребителя.
Исходя из 1/12 норматива накопления ТКО в период с января по декабрь отчетного года, с последующим формированием корректирующего расчета по итогам отчетного года, исходя из фактического суммарного объема ТКО за год, накопленных в МНО, указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Фактический суммарный объем ТКО за год, накопленных в МНО и переданных Региональному оператору в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, определяется путем сложения фактического объема вывезенных Региональным оператором ТКО за каждый месяц отчетного года, указанного в акте оказанных услуг, подписанного лицом, ответственным за содержание МНО, и Региональным оператором с учетом ТКО, накопленных на таких МНО Потребителями, использующими МНО в соответствии с заключенными с лицами, ответственными за содержание МНО, соглашениями (договорами) об использовании МНО, а также с учетом объема ТОО, накапливаемых в соответствии с пунктом 2.4.2 Порядка накопления ТКО.
С учетом изложенного, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. (Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N305-ЭС21-11542 по делу N А40-198241/19).
Накопление ТКО Потребителем в МНО, не принадлежащем ему на праве собственности, хозяйственного ведения или ином законном праве, возможно при наличии заключенного Соглашения (договора) об использовании МНО.
В соответствии с 2.1(1) Порядка накопления ТКО допускается накопление ТКО Потребителем в МНО, не принадлежащем ему на праве собственности, хозяйственного ведения или ином законном праве, при условии заключения между Потребителем и лицом, ответственным за содержание МНО, в установленном порядке соглашения (договора) об использовании МНО.
Истец не имеет собственной контейнерной площадки для раздельного сбора ТКО, бункерной площадки для сбора КТО. Соответственно, возможность установления учета количества и объема накопленных непосредственно жителями ТСЖ "Карамышевская, 62", на контейнерной площадке, которая находится в общем пользовании нескольких управляющих организаций и имеет неограниченный доступ третьих лиц, отсутствует.
При этом в соответствии с п. 6. Порядка расчета в отношении ТКО, накопленных жителями многоквартирных домов и иных жилых домов (в том числе коммунальных квартир и индивидуальных жилых домов), начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО формируются в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка по формуле 3:
р =Sx -хТ°"
ркч р
где:
S - общая площадь жилого помещения (для жителей индивидуальных жилых домов применяется площадь в соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 1 ноября 2006 г. N 54 "О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Закон города Москвы N 54), при отсутствии сведений о количестве проживающих применяется площадь в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона города Москвы N 54) (м2);
N - норматив накопления ТКО (мЗ/год);
Тотх - цена на коммунальную услугу, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (руб./мЗ).
Таким образом, в соответствии с данным пунктом, расчет для жителей МКД производится по данной формуле независимо от выбранного метода расчета ТКО.
Поскольку ТСЖ "Карамышевская, д. 62" не выполнило свои обязанности по заключению Соглашения, а также не воспользовалось своим правом по созданию собственных МНО, расчет производится в соответствии с нормативами накопления ТКО.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь ст. 65 АПК РФ, основываясь на представленных сторонами доказательствах, которые полно и объективно исследованы, им даны подробный анализ в соответствии со ст.ст. 68, 69 АПК РФ и правильная оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований, полностью выяснив имеющие значение для дела обстоятельства и дав им правильную оценку, правильно применив нормы материального права, сделал соответствующий обстоятельствам дела вывод об обоснованности применения расчета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО и урегулировании разногласий, возникший при заключении Договора в редакции Ответчика.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований для иной, нежели данной судом первой инстанции, оценки представленных в материалы деле доказательств, и установлении на их основе иных имеющих значение для дела обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 ноября 2022 года по делу N А40-69612/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69612/2022
Истец: ТСЖ "КАРАМЫШЕВСКАЯ Д.62"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Третье лицо: ООО "СПЕЦТРАНС"