г. Москва |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А41-47947/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Марченковой Н.В.,
судей: Семушкиной В.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Терехиной Е.Е.,
при участии в заседании:
от ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России (истец) - Свердлов А.В. по доверенности от 05.04.2022 года, паспорт, диплом;
от Министерства здравоохранения МО (ответчик) - Крылов М.С. по доверенности от 08.09.2022 года, паспорт, диплом;
от ТФОМС МО (3-е лицо) - Кириллов К.А. по доверенности от 23.11.2022 года, паспорт, диплом,
от ФГБУЗ ЦГиЭ N 152 ФМБА России - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2022 года по делу N А41-47947/22, по иску ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России к Министерству здравоохранения МО о возмещении,
3-и лица - ТФОМС МО, ФГБУЗ ЦГиЭ N 152 ФМБА России,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение Здравоохранения "Медико-Санитарная часть N 152 Федерального Медико-Биологического Агентства" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Московской области о взыскании причиненных Истцу убытков в размере 1 196 595 (Один миллион сто девяносто шесть тысяч пятьсот девяносто пять) рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2022 года по делу N А41-47947/22 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель Министерства здравоохранения МО возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ФГБУЗ ЦГиЭ N 152 ФМБА России, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России Распоряжением Правительства РФ от 24.04.2020 N1131 -(прилагается) было определено в составе медицинских организаций на территории Московской области, перепрофилируемых для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID -19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях в объеме 140 коек с 1 мая 2020 г.
Распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 25.08.2020 г. N 105- р (прилагается) ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России было утверждено в Перечне медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области и медицинских организаций, подведомственных федеральным органами исполнительной власти, участвующих в мероприятиях по предотвращению распространения COVID -19 на территории Московской области.
В связи с началом второй волны пандемии, в рамках действия вышеуказанных нормативных распорядительных документов, в соответствии с Приказом ФМБА России от 07.10.2020 г. N 279 (прилагается) и Приказом ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России от 09.10.2020 г. N307 (прилагается), наша организация была вновь перепрофилирована для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в рамках мероприятий по предотвращению распространения COVID-19 на территории Московской области с 12.10.2020 г.
При этом Распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 09.10.2020 г. N 130- р (в редакции Распоряжения от 23.11.2020 г. N 164-Р) утверждена Временная схема маршрутизации пациентов с внебольничной пневмонией и подозрительным, вероятным (клинически подтвержденным), подтвержденным случаем COVID-19 на территории Московской области на период обострения эпидемиологической обстановки, обусловленной распространением заболевания COVID-19.
Указанная схема маршрутизации является основанием для направления в указанные организации пациентов с заболеванием или подозрением на заболевание COVID-19 по системе Скорой помощи на территории Московской области, а для Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области является обязательным основанием заключить с указанными организациями договоры на оказание и оплату медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Временная схема содержит очевидную техническую ошибку.
Вместо названия организации - Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 152 Федерального медико-биологического агентства" (сокращенно - ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России) в позиции 51 Временной схемы указано созвучное наименование другой организации - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии N152 ФМБА России" (сокращенно - ФГБУЗ ЦГиЭ N 152 ФМБА России).
Данная организация исполняет санитарно-надзорные функции, не является медицинским лечебным учреждением, не имеет ни коечного фонда, ни лечебных медицинских технологий, ни штатов для оказания медицинских услуг, не имеет лицензии на оказание медицинских услуг.
ЦГиЭ N 152 никоим образом не участвовало и не могло участвовать в оказании медицинской помощи пациентам с COVID -19.
Очевидность ошибки подтверждается прежде всего тем, что в нашу организацию с 12.10.2020 г. фактически направлялись и принимались "скоропомощные" пациенты с территории Московской области с COVID-19 для госпитализации и оказания медицинской помощи, а также тем, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС) заключивший с Истцом Договор N 620201-НН/2020 от 12.05.2020 г. (прилагается) на оказание и оплату медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам, продолжал его исполнять и оплачивать медицинскую помощь данной категории пациентов из числа поступивших по Скорой помощи.
Однако срок указанного Договора истек 31.12.2020 г. а заключать с истцом новый Договор на новый срок или продлевать срок действия Договора ТФОМС не стал, мотивируя тем, что организация не поименована в Распоряжении Министерства здравоохранения Московской области от 09.10.2020 г. N 130-р о маршрутизации.
В результате сложилась ситуация, при которой ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России оставалась в установленном законом порядке перепрофилированной организацией для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 на территории Московской области, Скорая помощь продолжала доставлять в ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России с территории Московской области пациентов с COVID-19, в том числе не идентифицированных и не застрахованных по ОМС, ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России осуществляло госпитализацию и оказание медицинской помощи данной категории пациентов, а ТФОМС перестал оплачивать фактически оказанную медицинскую помощь с 01.01.2021 г.
ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России неоднократно обращалась к обеим организациям (исх. N461 от 02.12.2020 г., исх.N420 от 30.07.2021 г., исх.N487 от 04.10.2021 г. прилагаются) по вопросу исправления технической ошибки в Распоряжениях Министерства здравоохранения Московской области N 130-Р от 09.10.2020 и 164-Р от 23.11.2020 г., заключения нового или продления Договора с ТФОМС и оплаты фактически оказанных медицинских услуг, однако все наши обращения остались безрезультатными. Ответчик признал наличие допущенной им технической ошибки, однако не предпринял никаких шагов для исправления ситуации.
За период с 01.01.2021 г. до момента окончания периода "перепрофилирования под COVID-19 28.02.2021 г. ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России оказало медицинскую помощь 10 (десяти) не идентифицированным и не застрахованным пациентам с COVID -19, доставленным Скорой помощью с территории Московской области, на общую сумму 1 196 595 рублей по тарифам ТФОМС Московской области.
Таким образом, Министерством здравоохранения Московской области допущена техническая ошибка в тексте Распоряжения Министерства здравоохранения Московской области N 130-Р от 09.10.2020 и 164-Р от 23.11.2020 г. в части наименования организации истца и не произведено никаких действий по исправлению ошибки или иных действий по исправлению её последствий.
Истец считает, что в результате действий ответчика создана ситуация, не соответствующая Распоряжению Правительства РФ от 24.04.2020 N 1131-р и Распоряжению Министерства здравоохранения Московской области от 25.08.2020 г. N 105-р, что привело к причинению ФГБУЗ МСЧ N 152 ФМБА России убытков в виде упущенной выгоды - неполученных доходов за фактически оказанные медицинские услуги не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам с заболеванием COVID-19. Факт оказания медицинской помощи указанным пациентам, доставленным по системе Скорой помощи, за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 г. подтверждается прилагаемыми документами.
Сумма причиненных убытков в размере 1 196 595 рублей подтверждается прилагаемым расчетом, произведенным на основании тарифов, расценок и в порядке, установленных ТФОМС Московской области согласно Договору N 620201 -НН/2020 от 12.05.2020 г.
Ответчику была направлена претензия с предложением досудебного урегулирования сложившейся спорной ситуации. Претензия направлена нарочным, отметка о вручении на копи имеется. Направление претензии доказывается также полученным ответом о невозможности внесения исправлений в Распоряжение Министерства здравоохранения Московской области N 130-Р от 09.10.2020 и 164-Р от 23.11.2020 г. в связи с истечением срока действия данного документа
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Заявитель апелляционной жалобы, указал, что суд первой инстанции неверно установил, что в обоснование иска истец ссылаясь на ст. 15, 393, 902 ГК РФ установил нарушение ответчиком условий Договора хранения N 06/16 от 26.06.2016 г., а так же на факт хранения товара, качество которого соответствовало положениям действующего законодательства, так же сослался на положения ст.1064 ГК РФ.
Исследовав исковое заявление, доказательства представленные в дело, апелляционный суд пришел к выводу, что данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, однако они не являются основанием для отмены судебного акта, при этом истец не лишен возможности в порядке ст. 179 АПК РФ обраться в суд первой инстанции с заявлением об исправлении опечатки.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов компенсации вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для привлечения лица к ответственности в соответствии с данными нормами права необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этими элементами, а также вину причинителя вреда. Доказыванию также подлежат размер вреда (убытков), причиненных вышеуказанными действиями.
Лицо, право которого нарушено, на основании статьи 15 ГК РФ может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. По смыслу положений указанной статьи в определении размера убытков должны учитываться точные данные, которые бесспорно подтверждают факт наличия убытков в заявленной сумме. Кроме того, лицу, требующему возмещения убытков, необходимо доказать: противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда, вину причинителя вреда. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
Базовым нормативным актом для сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливающим правовые основы ее регулирования, закрепляющий конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантии и механизмы их реализации, определяющий права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья является Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Помимо Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, законодательство в сфере здоровья включает в себя также Закон об обязательном медицинском страховании (Закон N 326-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования (далее по тексту - ОМС).
Согласно статье 9 Закона об обязательном медицинском страховании субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи,
Федеральный фонд, участники обязательного медицинского страхования - территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Застрахованным лицом является физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 3 данного Закона).
Исходя из пункта 7 статьи 14, статьи 37 вышеупомянутого Закона права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Статьей 20 Закона N 326-ФЗ закреплено право медицинских организаций на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении ОМС страхования страховая медицинская организация (далее -СМО) обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, и СМО, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ указано, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а СМО обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
Таким образом, при осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования у страховых медицинских организаций возникают договорные отношения, во- первых, с соответствующим территориальным фондом обязательного медицинского страхования, во-вторых, с медицинскими организациями в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования и оплаты медицинской помощи.
Порядок оплаты оказанной застрахованным лицам медицинской помощи в системе ОМС регулируется Законом N 326-ФЗ, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил ОМС", Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил ОМС", а также условиями договоров о финансовом обеспечении ОМС, заключаемых Фондом с СМО, осуществляющими ОМС, и условиями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключаемых СМО с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, участвующими в реализации территориальной программы ОМС и Тарифным соглашением по ОМС, принимаемым ежегодно в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326- ФЗ.
В соответствии с вышеназванными нормативными актами Фонд финансирует страховые медицинские организации на основании заключенных договоров, а страховые медицинские организации используют финансовые средства, поступившие от Фонда, для расчетов с медицинскими организациями за оказанную ими медицинскую помощь лицам, застрахованным данными СМО по ОМС.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что Фонд не осуществляет оплату медицинской помощи напрямую медицинским учреждениям.
Таким образом, отсутствуют основания для оплаты оказанной истцом медицинской услуги за счет средств Фонда медицинского страхования, поскольку в рассматриваемом случае медицинская помощь оказана лицам, не застрахованным в установленном порядке.
В соответствии с частью статьи 10 Закона N 326-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах".
При этом, в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 N 167, гарантиями медицинского обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи.
Вышеуказанные граждане в период оказания медицинской помощи (с 01.01.2022 по 28.02.2021) не были идентифицированы в системе ОМС и не были застрахованы по ОМС, следовательно, возмещение расходов на оказанную данным гражданам медицинскую помощь за счет средств ОМС невозможно, поскольку законодательством предусмотрен иной порядок финансирования.
Согласно части 1 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной Форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению в порядке и размерах, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2019 N 1066/45 (действовавшее в спорный период) утвержден Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области бюджету ТФОМС МО и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется на основании Соглашения между Министерством и ТФОМС МО, которое содержит в том числе порядок оплаты медицинской помощи по мероприятиям, не включенным в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования.
Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется на основании Соглашения между Министерством здравоохранения Московской области и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Московской области о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (далее - Соглашение).
Соглашением устанавливается порядок оплаты медицинской помощи по мероприятиям, не включенным в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 4 Порядка, межбюджетные трансферты предоставляются на:
- дополнительное 1 финансовое обеспечение в части базовой программы обязательного медицинского страхования по Московской областной программе обязательного медицинского страхования;
- финансовое обеспечение медицинскойпомощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому Страхованию в рамках Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по мероприятиям, не включенным в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 5 Порядка, межбюджетные трансферты направляются ТФОМС 2) медицинским организациям, включенным в реестр медицинских организаций, Осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по Московской областной программе обязательного медицинского страхования: на основании заключенных договоров с ТФОМС и медицинскими организациями по мероприятиям, не включенным в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования, на финансовое обеспечение медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в рамках Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе на завершение расчетов в текущем финансовом году за предыдущий финансовый год.
Как верно установлено судом первой инстанции, учитывая изложенное, основание для предоставления межбюджетного трансферта ТФОМС в части финансового обеспечения медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в рамках Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по мероприятиям, не включенным в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования является наличие заключенного договора ТФОМС и медицинской организации.
21.01.2020 между Министерством и ТФОМС МО заключено соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области бюджету ТФОМС МО (далее - Соглашение от 21.01.2020).
Предметом Соглашения от 21.01.2020 являлось предоставление Министерством межбюджетного трансфертов из бюджета Московской области бюджету ТФОМС МО на:
- дополнительное финансовое обеспечение Московской областной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы ОМС;
- финансовое обеспечение медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам, в рамках Московской областной программы, не включенным в Московскую областную программу ОМС.
За период 2020 года Министерством в полном объеме были выполнены обязательства перед ТФОМС МО в рамках Соглашения от 21.01.2020.
12.05.2020 между ТФОМС МО и ФГБУЗ "МСЧ N 152 ФМБА" заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи в экстренно форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам.
В настоящем деле пациентам оказывалась специализированная, в том числе высокотехнологическая, медицинская помощь.
Заявленный в обоснование апелляционной жалобы довод о содержании технической ошибки в распоряжении Министерства от 01.10.2020 N 121 -р, что послужило основанием для отсутствия заключенного между I ТФОМС МО и ФГБУЗ "МСЧ N 152 ФМБА" договора на оказание и оплату медицинской помощи в экстренно форме в амбулаторных и стационарных условиях и скорой медицинской помощи, не идентифицированным и не застрахованным по ОМС гражданам, и, соответственно, оплаты за спорный период услуг по оказанию медицинской помощи, является неправомерным и необоснованным, что подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что положения Территориальной программы (включая стоимость Территориальной программы) не предусматривают оплату медицинской помощи, оказанной данной категории лиц за счет средств ОМС.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из вышеуказанной нормы права, требуя возмещения убытков, Истец обязан доказать: размер ущерба, причинную связь между ущербом и действиями лица, нарушившего право, вину лица в причинении убытков.
Таким образом, элементами деликтного обязательства, предусмотренного названной нормой права, являются противоправный характер поведения лица, причинившего убытки, наличие убытков и их размер, причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями.
Отсутствие хотя бы одного из названных элементов, исключает ответственность, предусмотренную ст. 15 ГК РФ.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования подлежат не удовлетворению.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2022 года по делу N А41-47947/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47947/2022
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 152 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ