г. Челябинск |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А47-8783/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Напольской Н.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 декабря 2022 г. по делу N А47-8783/2022
В судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области принял участие представитель:
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кужман Данилы Вячеславовича - Никитин С.Ю. (доверенность от 11.07.2022, диплом).
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кужман Даниле Вячеславовичу (далее - ответчик, ИП Кужман Д.В.) о взыскании средств гранта в размере 529 567 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2022 (резолютивная часть объявлена 08.12.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство (далее - апеллянт, податель апелляционной жалобы) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, использование денежных средств гранта возможно только на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат, представленном в плане расходов, а их использование на иные цели не предусмотрено заключенным соглашением.
Утверждает, что требования нормативных правовых актов ответчиком не соблюдены, условия соглашения не исполнены, в связи с чем часть средств государственной поддержки в размере 529 567 руб. 32 коп. подлежат возврату в бюджет.
К дате судебного заседания от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ИП Кужман Д.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указанный отзыв приобщен к материалам дела в порядке стать 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Истец, уведомленный о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" своего представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося представителя истца.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации постановления N 319-п "Об утверждение порядка предоставления грантов Агростартап" (далее - Порядок N 319-п) Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в 2019 году проведен конкурсный отбор для определения получателей гранта.
По итогам конкурса одним из победителей признано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является ИП Кужман Д.В. (далее - грантополучатель).
Впоследствии между истцом и ответчиком 04.09.2019 заключено соглашение N 218-19/с о предоставлении гранта "Агростартап" по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение). Направление проекта - "Мясное скотоводство" (т.1, л.д. 14-26).
По условиям соглашения Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 2 995 200 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а ответчик принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского фермерского хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленном соглашением.
Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением N 380619 от 26.09.2019 (т.1, л.д. 34).
Согласно пункту 1.2 соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат, представленному в плане расходов (приложение N 2 к настоящему соглашению), являющемуся неотъемлемой частью соглашения.
Также с грантополучателем заключены дополнительные соглашения N 1 от 25.09.2019, N 2 от 16.12.2020, N 3 от 15.04.2021 (т.1, л.д. 27-33).
В соответствии с планом расходов дополнительного соглашения N 2 от 16.12.2020 к соглашению с участием средств гранта предусмотрено приобретение трактора МТЗ 82.1-23/12, погрузчика, пресса рулонного NAVIGATOR, КРС (бык высокопродуктивный) -2 голов, КРС (бычки) - 14 голов, КРС (телочки) -14 голов.
Дата окончания реализации проекта - март 2021 года.
Согласно отчета за 2 полугодие 2021 года грантополучателем приобретен трактор МТЗ 82.1-23/12, погрузчик универсал, пресс рулонный NAVIGATOR, КРС (бык высокопродуктивный) - 2 голов, КРС (бычки) - 14 голов, КРС (телочки) - 14 голов, подтверждающие документы представлены с отчетностью (т.1, л.д. 35-43).
В декабре 2021 - январе 2022 года Счетной палатой Оренбургской области было проведено контрольное мероприятие "Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2019-2020 годах и истекшем периоде 2021 года Министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на реализацию региональных проектов в рамках подпрограммы "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" госпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" (далее - контрольное мероприятие) отчет от 09.02.2022 N 1-22/3 (т.1, л.д. 44-63).
При контрольном мероприятии визуальном осмотром наличие трактора и оборудования (пресс-подборщика, погрузчика) и крупного рогатого скота подтверждено, однако, при анализе движения средств на расчетном счете грантополучателя при проведении контрольного мероприятия установлено, что при отсутствии на расчетном счете собственных средств, средства гранта в общей сумме 529 567 руб. 32 коп. в период с 02.10.2019 по 31.12.2019 использованы на цели, не связанные с реализацией проекта, в том числе на оплату услуг банка, комиссии банка, приобретением ячменя, дизельного топлива, прочих материальных ценностей.
В общей сложности, ответчиком допущены 10 случаев использования средств гранта на цели, не связанные реализацией проекта и не предусмотренные планом расходов на общую сумму 529 567 руб. 32 коп. (приложение 3 к отчету от 09.02.2022 N 1- 22/3).
Подпунктом "а" пункта 40 Порядка N 319-п установлено, что грантополучатель обязуется реализовать проект в соответствии с этапами и в сроки, установленные графиком реализации проекта и планом расходов, являющимися неотъемлемой частью соглашения и пунктом 1.2 соглашения предусмотрено, что грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат, представленному в плане расходов.
Использование средств гранта на цели не связанные с реализацией проекта является нарушением подпункта "а" пункта 40 Порядка N 319-п и пункта 1.2, 4.3.2 соглашения.
При выявлении факта нарушения подпункта "а" пункта 40 Порядка 319-п в соответствии с абзацем 2, 3 пункта 44 Порядка N 319-п грант подлежит возврату главой крестьянского (фермерского) хозяйства в областной бюджет в объеме средств, использованных с нарушением обязательств.
В соответствии с вышеизложенным, истец направил в адрес ответчика претензию на возврат средств гранта в размере 529 567 руб. 32 коп. в объеме средств, использованных с нарушением обязательств от 07.04.2022 N 01-03- 06/525 (т.1, л.д. 10-13).
Претензия была оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства с рассматриваемыми исковыми требованиями в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга регулируются указанным кодексом.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В рассматриваемом случае порядок и условия предоставления из областного бюджета грантов "Агростартап" в 2019 году установлены Порядком N 319-п.
В соответствии с Порядком 319-п главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление грантов, является министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 44 Порядка 319-п в редакции, действовавшей на момент предоставления гранта, грант подлежит возврату главой крестьянского (фермерского) хозяйства при выявлении факта нарушения обязательств, установленных, в частности, пунктами 1.2 и 4.3.2 соглашения в объеме средств, использованных главой крестьянского (фермерского) хозяйства с нарушением обязательств.
В течение 10 календарных дней с момента выявления факта нарушения обязательств министерство направляет главе крестьянского (фермерского) хозяйства письменное уведомление о возврате гранта или части гранта.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В рассматриваемом случае Счетной палатой Оренбургской области в декабре 2021 - январе 2022 года при анализе движения средств на расчетном счете грантополучателя при проведении контрольного мероприятия установлено, что при отсутствии на расчетном счете собственных средств, средства гранта в общей сумме 529 567 руб. 32 коп. в период с 02.10.2019 по 31.12.2019 использованы на цели, не связанные с реализацией проекта, в том числе, на оплату услуг банка, комиссии банка, приобретением ячменя, дизельного топлива, прочих материальных ценностей.
Между тем, согласно отчету за 2 полугодие 2021 года грантополучателем приобретен трактор МТЗ 82.1-23/12, погрузчик Универсал, пресс рулонный NAVIGATOR, КРС (бык высокопродуктивный) - 2 голов, КРС (бычки) -14 голов, КРС (телочки) - 14 голов, подтверждающие документы представлены с отчетностью (т.1, л.д. 35-43).
При контрольном мероприятии визуальном осмотром наличие трактора и оборудования (пресс-подборщика, погрузчика) и крупного рогатого скота подтверждено, кроме того в судебном заседании истец подтвердил, что ответчиком выполнены все предусмотренные соглашением мероприятия.
Учитывая изложенные нормативные положения, а также выполнение ИП Кужман Д.В. всех предусмотренных соглашением сторон мероприятий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания задолженности с ответчика.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда о том, что позиция истца основана лишь на необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского фермерского хозяйства, что не отвечает общим задачам и целях финансирования сельского хозяйства.
Учитывая выполнение ответчиком мероприятий, указанных в соглашении в полном объеме, основания для возврата части субсидии отсутствуют.
Решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 декабря 2022 г. по делу N А47-8783/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8783/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области
Ответчик: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Кужман Данила Вячеславович
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД РФ по Оренбургской области