г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А56-107721/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Д.С.Кроликовой
при участии:
от истца (заявителя): Кононов Н.И. по доверенности от 03.10.2022, Галияхметов Р.Р. по доверенности от 03.10.2022
от ответчика (должника): 1. Алмазов В.В. по доверенности от 09.01.2023
2. не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3881/2023) ОО "Пушкинская финансовая строительная корпорация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2022 по делу N А56-107721/2022 (судья Покровский С.С.), принятое по заявлению ООО "Пушкинская финансовая строительная корпорация"
к 1.Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу; 2.Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными действий, требований,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПУШКИНСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ" (ОГРН 1037842008808, адрес: 191123, г. Санкт-Петербург, ул.Чайковского, д. 29, литера А, офис 126.1, далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) по перерасчету земельного налога за 2020 год (сообщение N 2770575 от 04.08.2022) по ставке 1,5%, обязании Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения путем направления уточненного сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год по ставке 0,01%; о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) по перерасчету земельного налога за 2021 год (сообщение N 1524915 от 21.04.2022) по ставке 1,5%, обязании Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения путем направления уточненного сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2021 год по ставке 0,01%; о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России N9 по Санкт-Петербургу N10090 от 01.07.2022.
Решением суда первой инстанции от 26.12.2022 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представители Общества доводы жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель инспекции N 20 с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела в 2003 году Общество по договору купли-продажи приобрело в собственность земельный участок общей площадью 38 3617 кв.м. по адресу: поселок Тярлево Санкт-Петербурга, ул. Нововестинская, участок 33, с целью строительства поселка с индивидуальными и сблокированными домами.
В 2020 году земельный участок был разделен на 85 участков с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки".
Общество исчислило и уплатило земельный налог за 2020 год с учетом применения ставки 0,01% и коэффициента 2 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки".
Инспекция направила обществу сообщение об исчисленной сумме земельного налога за 2020 год от 14.05.2021 N 754976, в котором подтвердила правомерность применения налогоплательщиком ставки земельного налога за 2020 год в размере 0,01% с указание суммы земельного налога подлежащего уплате 308 054 рубля.
04.08.2022 Инспекция направила в адрес сообщение об исчисленной сумме земельного налога за 2020 год N 2770575, согласно которому сумма налога в отношении спорных земельных участков определена с применением ставки 1,5% и составила 23 865 989 рублей.
Общество обратилось с жалобой в Управление ФНС по Санкт-Петербургу. Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 26.09.2022 N 16-15/50034@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Общество исчислило и уплатило земельный налог за 2021 год с учетом применения ставки 0,01% и коэффициента 2 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки".
Инспекция направила обществу сообщение об исчисленной сумме земельного налога за 2021 год от 21.04.2022 N 1524915, согласно которому сумма налога в отношении спорных земельных участков определена с применением ставки 1,5% и составила 23 834 331 рубль.
Налогоплательщиком представлены пояснения на сообщение инспекции, которые были отклонены налоговым органом письмом от 28.06.2022 N 126138.
Межрайонной инспекцией ФНС N 10 по Санкт-Петербургу (првопредшественник МИ ФНС N 9 по Санкт-Петербургу) в адрес налогоплательщика выставлено требование N 10090 от 01.07.2022 об уплате земельного налога за 2021 год.
Общество обратилось с жалобой в Управление ФНС по Санкт-Петербургу. Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 15.08.2022 N 16-15/42980@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что в отношении земельных участков, расположенных на территории поселка Тярлево Санкт-Петербурга, ул. Нововестинская, в 2020 и 2021 годах при исчислении земельного налога подлежит применению ставка 0,01%, а также коэффициент 2, Общество обратилось в Арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требования, указал на положения ст. 394 НК РФ в соответствии с которой в редакции действующей с 01.01.2020, пониженная ставка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства применяется за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что поскольку налогоплательщик является юридическим лицом, созданным в целях получения прибыли, владение на праве собственности земельными участками с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки" свидетельствует об использовании участков в предпринимательской деятельности, что исключает применение пониженной ставки земельного налога. Суд также указал, что Обществом в 2020 году осуществлена реализация 2 земельных участков с кадастровыми номерами 78:42:0016129:1140 и 78:42:0016129:1146, в 2021 году осуществлена реализация 2 земельных участков с кадастровыми номерами 78:42:0016129:1102 и 78:42:0016129:1111, что в свою очередь свидетельствует об использовании налогоплательщиком земельных участков в предпринимательской деятельности.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ, пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Общество в 2020 и 2021 годах являлось собственником земельных участков, расположенных на территории на территории поселка Тярлево Санкт-Петербурга, ул. Нововестинская.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или федеральной территории "Сириус"), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, федеральной территории "Сириус").
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Таким образом, подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, позволяет представительным органам муниципальных образований установить налоговую ставку, превышающую 0,3 процента.
Налоговые ставки, применяемые на территории Санкт-Петербурга для исчисления земельного налога, установлены ст. 2 Закона N 617-105.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 617-105 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 29.11.2019 N 606-131 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах") в 2020 году налоговая ставка 0,01 процента установлена в отношении земельных участков: - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса); - или приобретенных для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности). Налоговая ставка в 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Из совокупного толкования статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые может осуществлять землепользователь на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр. Таким образом, ставка земельного налога применяется, исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Таким образом, применение ставки земельного налога законодательством Российской Федерации о налогах и сборах поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета.
Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента (в соответствии с Законом N 617-105 - 0,01%), в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого земельного участка по целевому назначению.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки образованы в 2020 году в результате межевания земельного участка, принадлежавшего Обществу на праве собственности, вид разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки". Первоначально земельный участок приобретен Обществом в 2003 году в целях строительства поселка с индивидуальными домами. В связи с изменением экономической обстановки с 2008 года работы по проекту строительства коттеджного поселка были приостановлены.
Пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование земельных участков в целях, установленных при его предоставлении.
Исходя из положений абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, использование налогоплательщиком земельных участков в предпринимательской деятельности исключает возможность применения к ним пониженной налоговой ставки, определенной абзацем третьим подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, для земельных участков, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство.
Налогоплательщик не отрицает, что на спорных земельных участках строительных работ не производится, строительная техника, строительные материалы и объекты газо- электроснабжения; на данных земельных участках отсутствуют и не ведется подготовительная работа по осуществлению строительства.
Спорные земельные участки в 2020, 2021 годах фактически не использовались заявителем в соответствии с их целевым назначением.
Условия, необходимые для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, налогоплательщиком не исполнены, доказательства обоснованности применения ставки в размере 0,01% к спорным земельным участкам при расчете земельного налога за 2020, 2021 года не представлены.
В определении Верховного Суда РФ от 24 июня 2022 г. N 310-ЭС22-2242 указано, что определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
Иных ограничений в праве на применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", а именно, запрета применять ставку 0,3% от кадастровой стоимости коммерческим организациям в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства и используемых в предпринимательской деятельности, проданных иным лицам с целью получения прибыли, Налоговый кодекс в рассматриваемый налоговый период не содержал.
Указанные выводы сделаны высшей судебной инстанцией в отношении налогового периода 2019 года.
В соответствии с положениями абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действующей в 2019 году) налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Редакция указанной нормы, предусматривающей исключения из указанного правила, а именно (за исключением земельных участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) действует начиная с налогового периода 2020 года и внесена подпунктом "а" пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Соответствующие изменения с налогового периода 2020 года внесены в п. 1 ст. 2 Закона N 617-105 Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2019 N 606-131 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах".
Таким образом, ограничения на применения налоговой ставки земельного налога 0,01% (на территории Санкт-Петербурга) действуют с 2020 года.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требований о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу по перерасчету земельного налога за 2021 год (сообщение N 1524915 от 21.04.2022) по ставке 1,5%, обязании Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения путем направления уточненного сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2021 год по ставке 0,01%; о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России N9 по Санкт-Петербургу N10090 от 01.07.2022.
Вместе с тем, апелляционный суд приходит к выводу, что действия Инспекции по перерасчету земельного налога за 2020 год (сообщение N 2770575 от 04.08.2022) по ставке 1,5% подлежат признанию незаконными в связи с существенным нарушением процедуры.
Согласно пункту 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункту 5 статьи 397 НК РФ в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) налоговыми органами указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им земельных участков сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 статьи 363 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 363 НК РФ установлено, что в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период.
В силу пункта 5 статьи 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.
Налогоплательщик-организация вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (пункт 6 статьи 363 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 363 НК РФ представленные налогоплательщиком-организацией пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика.
О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 397 НК РФ налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 названного Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
Указанными нормами НК РФ определен срок и порядок направления сообщений об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога (в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период (в срок до 01.09.2021); не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды). При этом, положениями ст. 397 НК РФ определено, что уточненное сообщение направляется по результатам рассмотрения возражений налогоплательщика на сообщение налогового органа.
Таким образом, налоговый орган вправе направить новое сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, или направить уточненные сообщение по результатам рассмотрение возражений налогоплательщика на первичное сообщение. Иных оснований для направления сообщения с измененными суммами земельного налога налоговым законодательством не предусмотрено.
Апелляционным судом установлено, что инспекцией в адрес Общества было направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога от 14.05.2021 N 754976 по земельным участкам в общем размере 308 054 руб. за 2020 год.
Возражения Обществом не предоставлены, сумму земельного налога уплачена налогоплательщиком в соответствии с полученным сообщением.
Поскольку недоимки по земельному налогу за 2020 год отсутствовала налоговым органом требование в порядке ст. 70 НК РФ не направлялось.
04.08.2022 (спустя более года после направления первого сообщения и более полутора лет с момента уплаты налога) инспекцией в адрес налогоплательщика направлено уточненное сообщение N 2770575 в котором произведен перерасчет земельного налога за 2020 год который составил 23 865 989 рублей.
Как следует из решения Управления ФНС от 26.09.2022 N 16-15/50034 в ходе рассмотрения жалобы налогоплательщика на необоснованное исчисление земельного налога за 2021 год инспекцией был установлен факт неверного исчисления инспекцией налога за 2020 год, что и послужило основанием для направления уточненного сообщения 04.08.2022.
Вместе с тем, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен данный порядок определения/изменения налоговых обязательств.
Рассмотрение жалобы налогоплательщика по иному налоговому периоду в силу ст. 397 НК не является основанием для направления уточненного сообщения и перерасчета налога.
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс Российской Федерации различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности, как налогоплательщика, так и налогового органа.
Таким образом, в случае установления инспекцией факта неверного исчисления земельного налога за 2020 год, налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку и только по результатам мероприятий налогового контроля принять решение о доначислении земельного налога за 2020 год.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2005 N 301-О указал, что наделение налоговых органов правом исчислять налоги направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований. Нормы налогового кодекса РФ, регулирующие процедурные вопросы налогового контроля и тем самым выступая в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, не предполагают их произвольного применения.
Положения налогового законодательства не допускают доначисления сумм в размере большем, чем установлено законом, налоговые органы в ходе мероприятий налогового контроля определяют объем налоговой обязанности исходя из фактических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П, регулирование и осуществление налогового контроля не может быть произвольным и должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивать само существо конституционных прав.
Иными словами, Конституционный Суд РФ высказался о недопустимости неограниченного использования налоговыми органами, наделенными полномочием действовать властно-обязывающим образом, своей компетенции в нарушение установленных конституционных принципов.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае у инспекции отсутствовали правовые основания для направления 04.08.2022 уточненного сообщения о сумме исчисленного земельного налога за 2020 год, мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщика не проводились, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования Общества о незаконными действий по перерасчету земельного налога за 2020 год подлежат удовлетворению.
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд должен сам выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя. Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
В рассматриваемом деле способом устранения нарушенного права является обязание налогового органа направить уточненное сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год соответствующее сообщению N 754976 от 14.05.2021, то есть исчисленного по ставке 0,01%.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2022 по делу N А56-107721/2022 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога за 2020 год.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу по перерасчету земельного налога за 2020 год (сообщение N 2770575 от 04.08.2022) по ставке 1,5%.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 20 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения путем направления уточненного сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год по ставке 0,01%.
Взыскать с Межрайонную инспекцию ФНС России N 20 по Санкт-Петербургу в пользу ООО "Пушкинская финансовая строительная корпорация" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-107721/2022
Истец: ООО "ПУШКИНСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 20 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5982/2023
09.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3881/2023
26.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38869/2022
26.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-107721/2022