г. Москва |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А41-22683/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Миловидъ" - Никитина М.А., представитель по доверенности б/н от 10.01.2023, паспорт, диплом;
от Администрации городского округа Красногорск Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - Мамедов Т.Т., представитель по доверенности N 28исх-47265/09-02 от 17.11.2020, паспорт, диплом;
от Главного управления культурного наследия Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Главы городского округа Красногорск Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства культуры Российской Федерации - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Миловидъ" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2022 по делу N А41-22683/22 по иску ООО "Миловидъ" к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным отказа;
третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Главное управление культурного наследия Московской области, Глава городского округа Красногорск Московской области, Министерство культуры Российской Федерации, Совет депутатов городского округа Красногорск Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Миловидъ" обратилось в суд с заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
1. Признать незаконным отказы Администрации городского округа Красногорск Московской области исх. N 1.2.6/175 от 24.02.22 г. и исх. N 1.2.6/437 от 18.03.22 г.
2. В целях устранения допущенных нарушений обязать Администрацию городского округа Красногорск Московской области предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Миловидъ" (ОГРН 1085024001380) информацию о том, на основании какого документа (акта) в Правилах землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области, утвержденного постановлением Главы городского округа Красногорск Московской области N 1715/7 от 13.07.2021 г., на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050410:380 и 50:11:0050410:381 установлено условное обозначение (серые косые линии) "Территориальные зоны, градостроительные регламенты которых применяются в соответствии с дополнительными требованиями федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Главное управление культурного наследия Московской области, Глава городского округа Красногорск Московской области, Министерство культуры Российской Федерации, Совет депутатов городского округа Красногорск Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "МИЛОВИДЪ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; по мнению заявителя, суд отказал в удовлетворении требований по иным основаниям, не указанным в оспариваемых отказах.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Администрации городского округа Красногорск Московской области; Главного управления культурного наследия Московской области; Главы городского округа Красногорск Московской области; Министерства культуры Российской Федерации; Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050410:380, площадью 10 000+/-875 кв. м, категория земель - земли особо охраняемых территорий объектов, вид разрешенного использования - резиденции, расположенный по адресу: Московская область, г. Красногорск, с. Ильинское, пансионат "Ильичево";
- земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050410:381, площадью 75863+/-2410 кв. м, категория земель - земли особо охраняемых территорий объектов, вид разрешенного использования - резиденции, расположенный по адресу: Московская область, г. Красногорск, с. Ильинское, пансионат "Ильичево".
Постановлением Главы городского округа Красногорск Московской области N 1715/7 от 13.07.2021 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области (далее - ПЗЗ).
Согласно карте градостроительного зонирования с установленными территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории ПЗЗ, Земельные участки входят в территорию, на которую нанесено условное обозначение (серые косые линии) "Территориальные зоны, градостроительные регламенты которых применяются в соответствии с дополнительными требованиями федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках".
Однако, в описательной части ПЗЗ отсутствует указание на документ, согласно которому установлена Территория.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по земельным участкам отсутствуют указания на какие-либо ограничения, основанные на законе N 73-ФЗ от 25.06.2002 г.
Заявитель обратился в адрес заинтересованного лица о предоставлении информации касательно содержания Постановления Главы городского округа Красногорск Московской области N 1715/7 от 13.07.2021, а именно о предоставлении информации, на основании какого документа спорные земельные участки включены в территорию, отмеченную в ПЗЗ серыми косыми линиями.
Письмом от 24.02.2022 N 1.2.6/175 администрация городского округа Красногорск Московской области пояснила следующее.
Учитывая, что подготовку ПЗЗ осуществляла Мособлархитектура в рамках государственной программы Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2017-2024 гг, по вопросу обращения администрации г.о. Красногорск рекомендуется обратиться в Мособлархитектуру.
В рамках указанных полномочий, для целей ознакомления с размещенной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области информацией, организовано предоставление государственной услуги - предоставление сведений, содержащихся в государственной информационной сфере обеспечения градостроительной деятельности Московской области. В соответствии с п. 5.5 Административного регламента предоставления государственной услуги, утвержденного распоряжением Главархитектуры Московской области от 21.08.2017 N 31РВ-163, услуга предоставляется в электронной форме через официальный портал государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ).
03.03.2022 г. заявитель повторно обратился в адрес администрации о предоставлении информации, на основании какого документа спорные земельные участки включены в территорию, отмеченную в ПЗЗ серыми косыми линиями.
Письмом от 18.03.2022 г. Администрация городского округа Красногорск сообщила заявителю следующее:
На Ваше обращение о территориальной зоне, градостроительные регламенты которых применяются в соответствии с дополнительными требованиями федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках сообщаю, что ввиду отсутствия координат границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050401:380 и 50:11:0050401:381 на публичной кадастровой карте, установить расположение указанных земельных участков не представляется возможным.
Дополнительно сообщено, что испрашиваемые сведения указаны в картографических материалах Правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Красногорск Московской области - карте градостроительного зонирования с отображением границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия и границ территорий исторических поселений.
За реквизитами и наименованием акта о постановке объекта культурного наследия на государственную охрану повторно рекомендовано обратиться в Главное управление культурного наследия Московской области.
Считая данные ответы незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращения, поступившие в администрацию, рассмотрены в установленном законом порядке, сами по себе прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают. Несогласие заявителя с содержанием ответов на обращения не могут свидетельствовать о нарушении его прав и о незаконности данных ответов, в том числе с тем учетом, что обжалование содержания ответа на обращение в случае несогласия с ним, действующим законодательством не предусмотрено.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако, при рассмотрении дела такая совокупность условий не установлена.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и. порядок внесения в него изменений. Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), а также градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты в свою очередь основываются, в том числе на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия (статья 2 ГрК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Согласно преамбуле данного закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями указанного федерального закона к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части 5 статьи 3).
Особенности государственной охраны достопримечательных мест установлены статьей 56.4 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которой предметом охраны являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные. архитектурно-стилистические характеристики, цепные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (пункт 1).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального -значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Аналогичные положения следуют из части 2 статьи 56.4 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которой в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
Упомянутым органом государственной власти является Министерство культуры Российской Федерации (подпункт 5.2.29 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590).
Из отзыва Главного управления культурного наследия МО (л.д. 79-83) следует, что на территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050410:380 и 50:11:0050410:381 отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22.09.2020 N 1122/ДСП утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Памятное место, связанное с жизнью и деятельностью бояр Стрешневых, графов Остерманов-Толстых, императорской семьи и благотворительностью великой княгини Елизаветы Федоровны, сер. XVII- нач. XX вв. Здесь в разные годы бывали выдающиеся государственные и военные деятели: граф А.П. Шувалов, И.П. Бибиков, историк Т.Н. Грановский, поэты П.А. Вяземский, А.И. Полежаев и Н.М. Языков, писатель Л.Н. Толстой, романист И.И. Лажечников, представители русской оперной сцены - Ф.И. Шаляпин и А.В. Нежданова.
В соответствии с указанным Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22.09.2020 г. N 1122/ДСП:
- земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050410:380 расположен в границах территории исторической части села Ильинское (регламентный участок PIIL1-3).
В границах регламентных участков РШ1.1-1, PIII.1-2, PIII.1-3, в соответствии с Приказом разрешается:
использование земельных участков, объектов и сооружений в соответствии с установленными видами разрешенного использования согласно действующим Правилам землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области;
ремонт, реконструкция, размещение объектов капитального строительства, их замену с допустимым изменением их высотных и плановых габаритов, а также адаптивное строительство малоэтажной застройки в допустимых параметрах в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки с учетом сохранения ценных видовых раскрытий достопримечательного места - с аллеи, на которой расположен объект культурного наследия "Аллея Славы, высаженная в 1818 году в память о воинах, погибших на бородинском поле в 1812 году", от деревни Глухово вдоль улицы Ленина и участка Ильинского шоссе через историческую часть села Ильинское на объект культурного наследия "Ильинская церковь", 1735 г., и иных элементов предмета охраны достопримечательного места:
снос, демонтаж объектов капитального и некапитального строительства, не представляющих историко-культурной ценности;
сохранение существующих линий застройки улиц;
ремонт и реконструкция существующих инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией и благоустройством нарушенных земель;
подземная прокладка инженерных коммуникаций.
Запрещается:
размещение объектов промышленного и коммунально-складского назначения, блокированных малоэтажных, средне и многоэтажных многоквартирных жилых домов, объектов коммунально-складского назначения и промышленности;
применение в оформлении новых и реконструируемых зданий, строений и сооружений, а также их частей, конструкции и материалов, оказывающих негативное визуальное влияние на историко-градостроительную среду достопримечательного места;
ярких и блестящих кровельных материалов;
ярких и контрастирующих цветовых решений фасадов;
нетрадиционных материалов отделки фасадов (сайдинг, пластик);
фасадных декоративных конструкций, состоящих из светопрозрачного полотна для наружной отделки;
использование строительных технологий, оказывающих негативное воздействие на объекты культурного наследия, ценную историческую застройку, природные ландшафты, изменения рельефа.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050410:381 расположен в регламентном участке РШ.2-3 - режим жилой усадебной застройки.
В соответствии с Приказом в границах регламентных участков PIII.2-1, PIII.2-2, PIII.2-3, PIII.2-4, PIII.2-5 разрешается:
размещение объектов и сооружений, не нарушающих визуально- композиционные связи и силуэтные характеристики достопримечательного места с учетом сохранения ценных видовых панорам и видовых раскрытий с правого берега реки Москвы на территорию достопримечательного места, а также иных элементов предмета охраны достопримечательного места;
ремонт, реконструкция, размещение объектов капитального строительства, их замену с допустимым изменением их высотных и плановых габаритов, а также адаптивное строительство в допустимых параметрах;
ремонт, реконструкция и модернизация существующих объектов капитального строительства с возможностью увеличения существующего объема в допустимых параметрах при условии отсутствия негативного влияния на восприятие объектов культурного наследия и ценных элементов историко-градостроительной среды достопримечательного места;
снос, демонтаж объектов капитального и некапитального строительства, не представляющих историко-культурной ценности;
использование в покрытии пешеходных площадок, тротуаров традиционных и имитирующие натуральные материалы (дерево, камень, гравийная смесь), организация водоотведения дождевых и талых вод;
организация прогулочных зон и парков, рекреационных зон;
развитие дорожно-тропиночной сети;
проведение работ по благоустройству территории, озеленению;
ремонт и реконструкцию существующих инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией и благоустройством нарушенных земель;
отделка фасадов зданий и сооружений - натуральным камнем, деревом, кирпичом, современными материалами, имитирующими природные, допускается штукатурка, побелка, покраска; цветовое решение - покраска неярких (пастельных) оттенков цветовой гаммы;
нейтрализация зданий и сооружений, способом облицовки фасадов традиционными материалами нейтральной (пастельной) цветовой гаммы или с применением маскировочной окраски, многорядными, многоярусными посадками лиственных и хвойных растений, формирующих зеленые кулисы и обеспечивающих всесезонный характер экранирования диссонирующих объектов;
сохранение существующих и посадка новых ценных пород деревьев, разбивка клумб, газонов.
Запрещается:
размещение объектов промышленного, коммунально-складского и специального назначения, объектов транспорта;
хозяйственная деятельность, связанная с загрязнением почв, грунтовых и подземных вод, поверхностных стоков;
прокладка новых надземных и наземных инженерных коммуникаций;
проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без согласования с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия;
применение в оформлении новых и реконструируемых зданий, строений и сооружений, а также их частей конструкции и материалов, оказывающих негативное визуальное влияние на историко-градостроительную среду достопримечательного места;
ярких и блестящих кровельных материалов;
ярких и контрастирующих цветовых решений фасадов;
нетрадиционных материалов отделки фасадов (сайдинг, пластик);
отвод новых земельных участков под строительство, а также разделение земельных участков, производимое с размещением новых объектов капитального строительства на территориях, не предназначенных для этих целей;
размещение многоквартирных жилых домов.
Учитывая изложенное, освоение земельных участков возможно в строгом соответствии с режимами, утвержденными Приказом, а также при условии проведения государственной историко-культурной экспертизы Земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим кодексом, а также федеральными законами. В частности, пунктом 2 части 2 названной статьи предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав собственников на пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками.
Аналогичные положения предусмотрены статьями 7, 42 ЗК РФ, согласно которым собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в названных границах (подпункт 7 пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ).
На основании вышеизложенного, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах территории достопримечательного места является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.
Учитывая, что рассматриваемые земельные участки расположены в соответствии с Приказом, устанавливающим требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Достопримечательного места, в регламентных участках, предусматривающих определенные требования к обеспечению сохранности объекта культурного наследия, на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области отображены территориальные зоны, градостроительные регламенты которых применяются в соответствии с дополнительными требованиями федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках.
Отображение указанной информации в Правилах землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области в полной мере соответствует вышеприведенным положениям нормам права, а также части 3 статьи 56.4 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которой требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места учитываются в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки муниципальных образований.
Более того, в силу части 5 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к территориям достопримечательных мест и зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из вышеизложенного, приказ от 22.09.2020 г. N 1122/ДСП, устанавливающий требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Достопримечательного места, издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением процедуры принятия, формы и правил введения в действие. Данный приказ по запросу суда был представлен Министерством культуры Российской Федерации.
Доводы заявителя о незаконности действий администрации, выраженных в несообщении обществу запрошенной информации, а именно, не предоставлении реквизита документа, на основании которого на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области отображена косая серая штриховка применительно к территории, в границах которой расположены рассматриваемые земельные участки, необоснованны, поскольку администрация разработчиком документов градостроительного зонирования муниципального образования не является.
При этом, поскольку Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 22.09.2020 N 1122/ДСП с грифом "для служебного пользования" является документом, ограниченного доступа, он в адрес администрации не направлялся, и информацией о наличии указанного Приказа от 22.09.2020 N 1122/ДСП администрация не обладала.
Кроме того, на сайте Администрации в разделе ПЗЗ имеется карта "Внесение изменений "ПЗЗ" карта градостроительного зонирования с установленными территориями, в границах вторых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории", где внизу указаны "Условные обозначения", во втором столбце указано обозначение "серыми косыми линиями", где подробно описано, что данная территориальная зона установлена на основании градостроительных регламентов, которые применяются в соответствии с дополнительными требованиями Федерального закона от 25 июня 2020 года N ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", включая требования к видам разрешённого использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках.
Информация, опубликованная на открытом интернет-ресурсе, имеется в открытом доступе.
Таким образом, обращения, поступившие в администрацию, рассмотрены в установленном законом порядке, о чем заявителю даны соответствующие ответы за исх. N 1.2.6/175 от 24.02.2022 и исх. N 1.2.6/437 от 18.03.2022, которые сами по себе прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают.
Каких-либо доводов в обоснование нарушенного права заявитель в своём заявлении не указал.
Несогласие заявителя с содержанием ответов на обращения не могут свидетельствовать о нарушении его прав и о незаконности данных ответов, в том числе с тем учетом, что обжалование содержания ответа на обращение в случае несогласия с ним, действующим законодательством не предусмотрено.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что избранный заявителем способ защиты не ведет к восстановлению какого-либо нарушенного права, которое в рассматриваемом случае не нарушено, в том числе с тем учетом, что администрацией в пределах ее полномочий сообщена исчерпывающая информация по существу поставленного вопроса, а заявитель, как заинтересованное лицо не лишен возможности обратиться в уполномоченные органы по вопросу расположения рассматриваемых земельных участков в границах территории объекта культурного наследия, реквизитах документа в соответствии с которым установлены такие границы.
Также заявитель не лишен возможности в случае несогласия с нормативным правовым актом, на основании которого участки заявителя расположены в зоне обременения, обжаловать его в Московский областной суд.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что оспариваемые заявителем ответы Администрации по своему содержанию не являются отказами, а указанная в них информация не отвечает признакам ненормативного акта (не возлагает на общество какие - либо обязанности), а носит исключительно рекомендательный характер, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия нарушений указанными ответами прав заявителя.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2022 по делу N А41-22683/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22683/2022
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "МИЛОВИДЪ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ