город Ростов-на-Дону |
|
09 марта 2023 г. |
дело N А32-24741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Сороки Я.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от заявителя: представитель Соколовский Д.И. по доверенности от 22.08.2022, паспорт;
от заинтересованного лица посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Шапаренко К.А. по доверенности N 52-41-15-5/23 от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2022 по делу N А32-24741/2022
по заявлению Каневского районного казачьего общества отдельского казачьего общества Ейский отдел Кубанского войскового казачьего общества
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным решения, об обязании принять решение,
УСТАНОВИЛ:
Каневское районное казачье общество отдельского казачьего общества -Ейский отдел Кубанского войскового казачьего общества (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), изложенного в письме от 12 апреля 2022 года N 52-32-15-13525/22 об отказе обществу в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края с кадастровым номером 23:11:0102006:8 площадью 526603 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Каневский район, с/п Новодеревянковское, расположен в границах земель закрытого акционерного общества "Приазовье", участок N7; об обязании департамента в пятнадцатидневный срок со дня принятия настоящего решения принять решение о предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:11:0102006:8 площадью 526603 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Каневский р-н, с/п Новодеревянковское, расположен в границах земель закрытого акционерного общества "Приазовье", участок N7 и в месячный срок со дня принятия названного решения направить в адрес общества проект договора аренды данного земельного участка (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 25.10.2022, л.д. 111-112, т. 1).
Решением от 21.12.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 21.12.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что законность обжалованного в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативного правового акта проверяется судом по состоянию на дату принятия данного акта, в том числе на основании документов, которыми располагал принявший данный акт орган на дату принятия данного ненормативного правового акта. Документы составленные после издания обжалуемого ненормативного правового не могут учитываться при рассмотрении настоящего спора. По мнению департамента, надлежащей восстановительной мерой в рамках рассматриваемого спора является обязание публичного органа повторно рассмотреть заявление и приложенные к нему документы.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента - без удовлетворения
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Каневское районное казачье общество Отдельского казачьего общества - Ейский отдел Кубанского войскового казачьего общества обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением от 21.12.2021 N 01-06/168 о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур с кадастровым номером 23:11:0102006:8 площадью 526 603 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Каневский р-н, с/п Новодеревянковское, расположен в границах земель закрытого акционерного общества "Приазовье", участок N7 без торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса РФ в целях осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования Каневского районного казачьего общества отдельного казачьего общества - Ейский отдел Кубанского войскового казачьего общества.
Письмом департамента от 12.04.2022 N 52-32-15-13525/22 в предоставлении в аренду обществу без торгов испрашиваемого земельного участка было отказано по тем обстоятельствам, что часть испрашиваемого обществом земельного участка находится под водой, что подтверждается актом обследования земельного участка N 52 от 31.03.2022 и в силу положений Водного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ данный земельный участок относится к землям общего пользования и предоставлен в аренду испрашиваемый земельный участок быть не может.
Не согласившись с указанным отказом департамента от 12.04.2022 о предоставлении обществу в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 23:11:0102006:8 площадью 526 603 кв.м, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса в полномочия Краснодарского края как субъекта Российской Федерации входит управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края в соответствии с Законами Краснодарского края.
Подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий с учетом целей и задач государственной политики в области развития российского казачества, сложившихся исторических традиций законодательно определяют территории, которые создаются в названных целях. В пределах таких территорий земельные участки могут предоставляться казачьим обществам с учетом нуждаемости конкретного общества в земельном участке, намерении его использовать в законодательно установленных целях и наличия у общества соответствующих возможностей.
Земельный участок может быть предоставлен казачьему обществу без торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельным кодексом, если соответствующая территория, в пределах которой расположен участок, определена законом субъекта Российской Федерации.
В пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020) приведены разъяснения по применению подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Указано, что земельный участок для осуществления сельскохозяйственного производства предоставляется казачьему обществу в аренду без торгов в пределах территорий, установленных законом субъекта Российской Федерации, исключительно в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования с учетом нуждаемости такого общества в земельном участке.
Таким образом, действующим земельным законодательством установлен специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для казачьих обществ.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Как установлено судом, ранее на основании постановления администрации муниципального образования Каневской район от 19.03.2012 N 315 между администрацией (арендодатель) и Каневское РКО (арендатор) был заключен договор аренды от 19.03.2012 N 8811000029 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:11:0102006:8, общей площадью 526 603 кв. м, расположенного по адресу (описание местоположения): Краснодарский край, Каневской район, сельское поселение Новодеревянковское, расположен в границах земель ЗАО "Приазовье", участок N 7 для выращивания сельскохозяйственных культур сроком до 19.03.2022.
Таким образом, ранее сроком до 19.03.2022 спорный земельный участок был предоставлен в аренду казачьему обществу и никаких водных объектов на нем не фиксировалось и не было обнаружено.
Как указано выше, письмом департамента от 12.04.2022 N 52-32-15-13525/22 в предоставлении в аренду обществу без торгов испрашиваемого земельного участка было отказано на основании пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что часть испрашиваемого земельного участка находится под водой (что подтверждается актом обследования земельного участка N 52 от 31.03.2022) и в силу положений Водного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ данный земельный участок относится к землям общего пользования и предоставлен в аренду испрашиваемый земельный участок быть не может.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, каналы (пункты 1, 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Поверхностные водные объекты, находящиеся в публичной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункты 1, 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Наконец, согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Между тем, согласно акту обследования земельного участка N 01-06/139 от 29.09.2022 на момент обследования земельного участка какая-либо водная гладь на обследуемом земельном участке отсутствует.
Указанное обстоятельство также подтверждается актом обследования земельного участка N 149 от 12.10.2022, N 150 от 19.10.2022, проведенным государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль".
Таким образом, судом не установлено законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка по обстоятельствам, изложенным в письме департамента от 12.04.2022 N 52-32-15-13525/22 об отказе в предоставлении в аренду обществу без торгов испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем требования общества о признании отказа департамента от 12.04.2022 N 52-32-15-13525/22 незаконным и об обязании департамента устранить допущенные нарушения и принять законное решение о заключении договора аренды, удовлетворены судом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае суд должен был направить вопрос на повторное рассмотрение заявления в орган не могут быть приняты, так как отказ в предоставлении участка рассмотрен по существу и надлежащим способом защиты прав казачьего общества и адекватной восстановительной мерой в данном случае является обязание органа принять решение о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в своей совокупности не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения, в связи с чем отклоняются апелляционным судом.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2022 по делу N А32-24741/2022 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24741/2022
Истец: Каневское районное отдельного казачьего общества Ейский казачий отдел кубанского войскового казачьего общества, Каневское районное отдельского казачьего общества Ейский отдел Кубанского войскового казачьего общества
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Департамент имущественных отношений КК