город Ростов-на-Дону |
|
07 марта 2023 г. |
дело N А53-31431/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
при участии:
от муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону: представитель не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области: представитель Куницкая К.В. по доверенности от 27.10.2022;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.12.2022 по делу N А53-31431/2022
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
(ИНН 6165057602 ОГРН 1036165003874)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538 ОГРН 1046164044156)
при участии третьего лица: Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
о признании незаконным,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления, обязать управление произвести регистрационные действия (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 69-70)).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2022 по делу N А53-31431/2022 заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконным как противоречащее нормам Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" решение Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 10.06.2022 N КУВД-001/2022-7951503/3.
Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обязано в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу зарегистрировать за муниципальным казенным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону право оперативного управления на жилое помещение квартиру 906 в доме N 116/ 4 по улице Таганрогской в г. Ростове-на-Дону.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом первой инстанции не принято во внимание то, что ст. 65 Закона о регистрации наделяет государственного регистратора полномочиями, в объеме, установленными Законом о регистрации, следовательно, при принятии решения государственный регистратор исходит из требований закона и не имеет права применять те или иные нормы законодательства, устраняя пробелы, тем самым подменяя собой полномочия судов. Со стороны Управления, не было допущено нарушения прав (законных интересов) заявителя. Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления как незаконные
В судебное заседание не явились представители заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.03.2022 в Управление с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления в отношении помещения с кадастровым номером: 61:44:0000000:92381, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, д. 116/4, квартира 906, обратилось муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице представителя по доверенности Гентош О.С.
При проведении правовой экспертизы было установлено следующее.
В качестве документов - оснований на государственную регистрацию были представлены копия решения Ростовского городского Совета народных депутатов N 12/7 от 30.07.1992 и регистрационное удостоверение N 912/102 от 27.10.1997, выданное БТИ г. Ростова-на-Дону.
Регистратор пришел к выводу о том, что из представленных на государственную регистрацию документов не следует, что помещение с кадастровым номером: 61:44:0000000:92381, закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением "Управления жилищно-коммунального хозяйства".
Заинтересованное лицо полагает, что у государственного регистратора отсутствовали основания для государственной регистрации права оперативного управления на помещение с кадастровым номером: 61:44:0000000:92381.
10.03.2022 государственная регистрация права в отношении помещения кадастровым номером: 61:44:0000000:92381 была приостановлена на основании статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", о чем заявителю направилось уведомление с указанием причин препятствующих проведению государственной регистрации.
Документы, необходимые, по мнению регистратора, для государственной регистрации, в Управление не поступили.
Поскольку по истечении срока приостановления, причины, препятствующие государственной регистрации не были устранены, 10.06.2022 в государственной регистрации права оперативного управления муниципальному казенному учреждению "Управления жилищно-коммунального хозяйства" в отношении помещения с кадастровым номером: 61:44:0000000:92381 было отказано со ссылкой на статью 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Этот отказ является предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав регулируются нормами Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
По правилам статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Той же нормой установлены основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственное регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости, а также если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав согласно статьей 27 Федерального закона в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона.
Из приведенных законоположений следует, что при ее проведении регистратор обязан дать оценку основаниям для регистрации права, установленным как представленными заявителем документами, так и действующим законодательством, что и составляет содержание правовой экспертизы документов, императивно вменной в обязанность регистратора законом.
Доказывая законность своих действий, регистратор ссылается на отсутствие доказательств передачи заявителю имущества распорядительным актом собственника -уполномоченного органа муниципального образования.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, объекты недвижимого имущества по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, 16/4, учтены в реестре муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании решения Малого Совета Ростовского-на-Дону городского Совета народных депутатов от 30.07.1992 N 12/7.
Указанным решением утвержден перечень предприятий и учреждений различных отраслей, передаваемых в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону, в порядке разграничения государственной собственности в Российской Федерации, с указанием остаточной балансовой стоимости основных фондов по состоянию на 01.01.1992 (имущества находящегося на балансе, то есть в оперативном управлении).
Данным решением в составе предприятий коммунального хозяйства было утверждено многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района, специализирующиеся на эксплуатации жилого и нежилого фонда, расположенного на территории Октябрьского района, правопреемником которого является МКУ "УЖКХ" Октябрьского района города Ростова-на-Дону (ранее МУФЗ в сфере ЖКХ Октябрьского района города Ростова-на-Дону).
Весь жилой дом по указанному адресу был зарегистрирован по праву собственности за муниципальным учреждением с функциями заказчика в сфере ЖКХ Октябрьского района города Ростова-на-Дону - правопредшественником МКУ "УЖКХ" Октябрьского района города Ростова-на-Дону, о чем выдано регистрационное удостоверение БТИ г. Ростова-на-Дону от 27.10.1997 N 912/102.
При переходе на поквартирный учет в Реестре согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации проведена государственная регистрация права муниципальной собственности и права оперативного управления на квартиры, находящиеся в жилом доме по указанному адресу.
Так, 20.08.2021 проведена государственная регистрация права муниципальной собственности (регистрационный номер 61:44:0000000:92381-61/183/2021-1) на квартиру N 906 по ул. Таганрогская, 116/4 и МКУ "УЖКХ" Октябрьского района города Ростова-на-Дону обратилось за регистрацией права оперативного управления на нее.
Из представленных регистратору документов следует, что жилой дом по указанному адресу в целом находится в муниципальной собственности и передан в управление правопредшественнику заявителя, о чем свидетельствует регистрационное удостоверение N 912/102 от 27.10.1997, выданное БТИ г. Ростова-на-Дону.
При проведении правовой экспертизы регистратор не принял во внимание, что на момент принятия решения Малого Совета Ростовского-на-Дону городского Совета народных депутатов от 30.07.1992 N 12/7 действовала статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 12.08.1996). Согласно ее норме учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Названная норма определяет содержание права оперативного управления.
Актуальная норма статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, из совокупности постановления, регистрационного удостоверения и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей режим имущества учреждения, следует вывод о возникновении у учреждения права на жилой дом, и в силу закона это может быть только право оперативного управления.
При наличии у регистратора сведений об актуальности права муниципальной собственности на квартиру и о наделении правопредшественника заявителя правом на дом в целом оснований для непризнания права оперативного управления на квартиру не было.
Отказ в признании и подтверждении права входит в противоречие с нормой статьи 69 Федерального закона, согласно которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В данном случае предметом заявления была регистрация именно ранее возникшего права на основании регистрационного удостоверения, выданного БТИ. Некорректное указание в удостоверении на то, что за учреждением имущество закреплено по праву муниципальной собственности не препятствовало выводу регистратора о возникновении у учреждения права оперативного управления на основании норм статей 123.21 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Описанное влечет вывод о том, что уведомление управления об отказе в государственной регистрации права оперативного управления является незаконным.
Это дает основание сделать вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме. Действия регистратора следует признать противоправными. Они нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку препятствует легализации права оперативного управления посредством требуемой законом государственной регистрации.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие), сведения о действиях (бездействии), название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В данном случае исправлением допущенных нарушений явится государственная регистрация права оперативного управления.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2022 по делу N А53-31431/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31431/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА" ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону