г. Тула |
|
5 марта 2024 г. |
Дело N А62-220/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2024 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Холодковой Ю.Е., Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на определение Арбитражного суда Смоленской области от 13.11.2023 по делу N А62-220/2022 (судья Лазарев М.Е.),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие "Корохоткинское" 14.01.2022 обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" несостоятельным (банкротом), ссылаясь на наличие у него задолженности перед кредиторами в размере 3 407 115 руб. 72 коп., основанную на вступивших в законную силу судебных актах, неплатежеспособность должника, положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 14.02.2022 заявление муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" признано обоснованным.
В отношении муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" введена процедура банкротства - наблюдение до 14.10.2022.
Временным управляющим муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" утверждён Лаврентьев Кирилл Валерьевич, член саморегулируемой организации - Союза арбитражных управляющих "Созидание".
Временному управляющему утверждено вознаграждение в размере тридцать тысяч рублей в месяц.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.11.2022 завершена процедура наблюдения в отношении муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство до 10.04.2023.
Конкурсным управляющим муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" утверждён Лаврентьев Кирилл Валерьевич, член саморегулируемой организации - Союза арбитражных управляющих "Созидание".
Конкурсный управляющий муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское", уточнив требования, обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о прекращении права хозяйственного ведения, исключении имущества из конкурсный массы, понуждении Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принять имущество, взыскании компенсации стоимости имущества.
В редакции уточнённого заявления, принятого к производству арбитражного суда в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд: прекратить право хозяйственного ведения муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" и исключить из конкурсной массы муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" следующее имущество:
N |
Наименование объекта |
Адрес |
Номер объекта по реестру |
Г од ввода |
Стоимость |
1 |
а/скважина N91 |
П.Г едеоновка ул. Полевая |
62 |
1977 |
0 |
2 |
а/скважина N 2 |
П.Г едеоновка ул. Полевая |
63 |
1977 |
0 |
3 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
64 |
1992 |
2964 |
4 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
65 |
1992 |
2964 |
5 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
66 |
1981 |
0 |
6 |
а/скважина |
Д.Валутино |
|
|
|
7 |
а/скважина |
Д.Ковши |
|
|
|
8 |
а/скважина |
Д.Лекезино |
|
|
|
9 |
а/скважина |
Д. Никольское |
|
|
|
10 |
а/скважина |
Д.Быльники |
|
|
|
11 |
в/з скв. и башня |
Д.Плембаза |
68 |
1991 |
758 |
12 |
в/н башня |
Д.Магалинщина |
70 |
1992 |
0 |
13 |
в/н башня N 1879 |
Д.Валутино |
|
|
|
14 |
в/н башня N 1880 |
Д.Ковши |
|
|
|
15 |
в/н башня N 1881 |
Д.Лекезино |
|
|
|
16 |
в/н башня, емкость 25мЗ |
Д.Быльники |
|
|
|
17 |
в/ башня N 1882 |
Д.Никольское |
|
|
|
18 |
водопровод |
П. Г едеоновка уд.Полевая |
71 |
1989 |
0 |
19 |
водопровод |
П. Г едеоновка уд.Полевая |
72 |
1989 |
0 |
20 |
водопровод |
П.Плембаза |
73 |
1991 |
0 |
21 |
водопровод |
П.Плембаза |
74 |
1997 |
0 |
22 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
75- |
1963 |
0 |
23 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
76 |
1981 |
0 |
24 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
77 |
1985 |
0 |
25 |
водопровод |
Д.Лекезино |
|
|
|
26 |
водопровод |
Д.Ковши |
|
|
|
27 |
водопровод |
Д.Никольское, Козырево |
|
|
|
28 |
водопровод |
Д.Валутино |
|
|
|
29 |
Канализация |
П.Г едеоновка, ул.Полевая |
78 |
1989 |
0 |
30 |
Канализация |
П.Плембаза |
79 |
1991 |
0 |
31 |
Очистные |
П.Г едеоновка, ул.Полевая |
79 |
1989 |
346987 |
32 |
а/скважина |
П.Плембаза |
|
|
|
33 |
а/скважина |
Д.Быльники |
|
2014 |
3003920,3 |
34 |
Водопровод д.Быльники |
Д.Быльники |
|
2014 |
7439148,73 |
35 |
Водозабор в д.Валутино |
Д.Валутино |
|
2014 |
3648661,17 |
36 |
Водозаборная скважина и |
Д.Быльники |
|
2018 |
5132583,25 |
|
Итого |
|
|
|
19 572 058,45 руб |
Обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принять имущество в течении месяца со дня вступления в законную силу настоящего определения; установить размер компенсации подлежащей выплате Администрацией Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в конкурсную массу должника, в связи с прекращением права хозяйственного ведения и уменьшением конкурсной массы, в размере стоимости переданного имущества на дату передачи 19 572 058 рублей 45 копеек.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 13.11.2023 суд заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" Лаврентьева Кирилла Валерьевича о прекращении права хозяйственного ведения, исключении имущества из конкурсный массы, понуждении Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принять имущество, взыскании компенсации стоимости имущества, удовлетворил частично.
Прекратил право хозяйственного ведения муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" в отношении следующего имущества:
N |
Наименование объекта |
Адрес |
Номер объекта по реестру |
Г од ввода |
Стоимость |
1 |
а/скважина N91 |
П.Г едеоновка ул. Полевая |
62 |
1977 |
0 |
2 |
а/скважина N 2 |
П.Г едеоновка ул. Полевая |
63 |
1977 |
0 |
3 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
64 |
1992 |
2964 |
4 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
65 |
1992 |
2964 |
5 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
66 |
1981 |
0 |
6 |
а/скважина |
Д.Валутино |
|
|
|
7 |
а/скважина |
Д.Ковши |
|
|
|
8 |
а/скважина |
Д.Лекезино |
|
|
|
9 |
а/скважина |
Д. Никольское |
|
|
|
10 |
а/скважина |
Д.Быльники |
|
|
|
11 |
в/з скв. и башня |
Д.Плембаза |
68 |
1991 |
758 |
12 |
в/н башня |
Д.Магалинщина |
70 |
1992 |
0 |
13 |
в/н башня N 1879 |
Д.Валутино |
|
|
|
14 |
в/н башня N 1880 |
Д.Ковши |
|
|
|
15 |
в/н башня N 1881 |
Д.Лекезино |
|
|
|
16 |
в/н башня, емкость 25мЗ |
Д.Быльники |
|
|
|
17 |
в/ башня N 1882 |
Д.Никольское |
|
|
|
18 |
водопровод |
П. Г едеоновка уд.Полевая |
71 |
1989 |
0 |
19 |
водопровод |
П. Г едеоновка уд.Полевая |
72 |
1989 |
0 |
20 |
водопровод |
П.Плембаза |
73 |
1991 |
0 |
21 |
водопровод |
П.Плембаза |
74 |
1997 |
0 |
22 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
75- |
1963 |
0 |
23 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
76 |
1981 |
0 |
24 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
77 |
1985 |
0 |
25 |
водопровод |
Д.Лекезино |
|
|
|
26 |
водопровод |
Д.Ковши |
|
|
|
27 |
водопровод |
Д.Никольское, Козырево |
|
|
|
28 |
водопровод |
Д.Валутино |
|
|
|
29 |
Канализация |
П.Г едеоновка, ул.Полевая |
78 |
1989 |
0 |
30 |
Канализация |
П.Плембаза |
79 |
1991 |
0 |
31 |
Очистные |
П.Г едеоновка, ул.Полевая |
79 |
1989 |
346987 |
32 |
а/скважина |
П.Плембаза |
|
|
|
33 |
а/скважина |
Д.Быльники |
|
2014 |
3003920,3 |
34 |
Водопровод д.Быльники |
Д.Быльники |
|
2014 |
7439148,73 |
35 |
Водозабор в д.Валутино |
Д.Валутино |
|
2014 |
3648661,17 |
36 |
Водозаборная скважина и |
Д.Быльники |
|
2018 |
5132583,25 |
Обязал Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принять в собственность муниципального образования "Корохоткинское сельское поселение" Смоленкого района Смоленской области следующее имущество:
N |
Наименование объекта |
Адрес |
Номер объекта по реестру |
Г од ввода |
Стоимость |
1 |
а/скважина N91 |
П.Г едеоновка ул. Полевая |
62 |
1977 |
0 |
2 |
а/скважина N 2 |
П.Г едеоновка ул. Полевая |
63 |
1977 |
0 |
3 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
64 |
1992 |
2964 |
4 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
65 |
1992 |
2964 |
5 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
66 |
1981 |
0 |
6 |
а/скважина |
Д.Валутино |
|
|
|
7 |
а/скважина |
Д.Ковши |
|
|
|
8 |
а/скважина |
Д.Лекезино |
|
|
|
9 |
а/скважина |
Д. Никольское |
|
|
|
10 |
а/скважина |
Д.Быльники |
|
|
|
11 |
в/з скв. и башня |
Д.Плембаза |
68 |
1991 |
758 |
12 |
в/н башня |
Д.Магалинщина |
70 |
1992 |
0 |
13 |
в/н башня N 1879 |
Д.Валутино |
|
|
|
14 |
в/н башня N 1880 |
Д.Ковши |
|
|
|
15 |
в/н башня N 1881 |
Д.Лекезино |
|
|
|
16 |
в/н башня, емкость 25мЗ |
Д.Быльники |
|
|
|
17 |
в/ башня N 1882 |
Д.Никольское |
|
|
|
18 |
водопровод |
П. Г едеоновка уд.Полевая |
71 |
1989 |
0 |
19 |
водопровод |
П. Г едеоновка уд.Полевая |
72 |
1989 |
0 |
20 |
водопровод |
П.Плембаза |
73 |
1991 |
0 |
21 |
водопровод |
П.Плембаза |
74 |
1997 |
0 |
22 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
75- |
1963 |
0 |
23 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
76 |
1981 |
0 |
24 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
77 |
1985 |
0 |
25 |
водопровод |
Д.Лекезино |
|
|
|
26 |
водопровод |
Д.Ковши |
|
|
|
27 |
водопровод |
Д.Никольское, Козырево |
|
|
|
28 |
водопровод |
Д.Валутино |
|
|
|
29 |
Канализация |
П.Г едеоновка, ул.Полевая |
78 |
1989 |
0 |
30 |
Канализация |
П.Плембаза |
79 |
1991 |
0 |
31 |
Очистные |
П.Г едеоновка, ул.Полевая |
79 |
1989 |
346987 |
32 |
а/скважина |
П.Плембаза |
|
|
|
33 |
а/скважина |
Д.Быльники |
|
2014 |
3003920,3 |
34 |
Водопровод д.Быльники |
Д.Быльники |
|
2014 |
7439148,73 |
35 |
Водозабор в д.Валутино |
Д.Валутино |
|
2014 |
3648661,17 |
36 |
Водозаборная скважина и |
Д.Быльники |
|
2018 |
5132583,25 |
Установил размер компенсации, полагающейся муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию "Корохоткинское" за возврат в собственность муниципального образования "Корохоткинское сельское поселение" Смоленкого района Смоленской области необремененных правом хозяйственного ведении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) отведения, исходя из балансовой остаточной стоимости имущества с учетом ликвидационной стоимости по объектам с нулевой остаточной стоимостью, в сумме 3 914 411 руб. 69 коп.
Взыскал с Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в пользу муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию "Корохоткинское", за счёт казны, компенсацию в сумме 3 914 411 руб. 69 коп.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" Лаврентьева Кирилла Валерьевича о прекращении права хозяйственного ведения, исключении имущества из конкурсный массы, понуждении Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принять имущество, взыскании компенсации стоимости имущества в остальной части - отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда от 13.11.2023 отменить в части определения размера компенсации за возврат в собственность передаваемого перечня имущества.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве спорные социально значимые объекты передаются в муниципальную собственность на безвозмездной основе. Указывает, что в случае, если социально значимые объекты не реализованы на торгах, они подлежат передаче муниципальному образованию безвозмездно.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
От АО "АтомЭнергоСбыт" поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела в соответствии со статьей 262 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле лица своих представителей в арбитражный суд апелляционной инстанции не направили, что согласно статей, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений по данному обстоятельству лица, участвующие в деле, не представили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда в рамках дела о банкротстве должника не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено материалами дела, конкурсным управляющим произведена инвентаризации имущества должника, составляющего конкурсную массу.
На балансе должника муниципального унитарного эксплуатационного предприятия "Корохоткинское" находятся следующие объекты, закреплённые за должником на праве хозяйственного ведения на основании постановления Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 16.12.2014 N 414, являющиеся инженерной инфраструктурой, используемой в целях водоснабжения и водоотведения:
N |
Наименование объекта |
Адрес |
Номер объекта по реестру |
Г од ввода |
Стоимость |
1 |
а/скважина N91 |
П.Г едеоновка ул. Полевая |
62 |
1977 |
0 |
2 |
а/скважина N 2 |
П.Г едеоновка ул. Полевая |
63 |
1977 |
0 |
3 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
64 |
1992 |
2964 |
4 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
65 |
1992 |
2964 |
5 |
а/скважина |
Д.Магалинщина |
66 |
1981 |
0 |
6 |
а/скважина |
Д.Валутино |
|
|
|
7 |
а/скважина |
Д.Ковши |
|
|
|
8 |
а/скважина |
Д.Лекезино |
|
|
|
9 |
а/скважина |
Д. Никольское |
|
|
|
10 |
а/скважина |
Д.Быльники |
|
|
|
11 |
в/з скв. и башня |
Д.Плембаза |
68 |
1991 |
758 |
12 |
в/н башня |
Д.Магалинщина |
70 |
1992 |
0 |
13 |
в/н башня N 1879 |
Д.Валутино |
|
|
|
14 |
в/н башня N 1880 |
Д.Ковши |
|
|
|
15 |
в/н башня N 1881 |
Д.Лекезино |
|
|
|
16 |
в/н башня, емкость 25мЗ |
Д.Быльники |
|
|
|
17 |
в/ башня N 1882 |
Д.Никольское |
|
|
|
18 |
водопровод |
П. Г едеоновка уд.Полевая |
71 |
1989 |
0 |
19 |
водопровод |
П. Г едеоновка уд.Полевая |
72 |
1989 |
0 |
20 |
водопровод |
П.Плембаза |
73 |
1991 |
0 |
21 |
водопровод |
П.Плембаза |
74 |
1997 |
0 |
22 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
75- |
1963 |
0 |
23 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
76 |
1981 |
0 |
24 |
водопровод |
Д.Магалинщина |
77 |
1985 |
0 |
25 |
водопровод |
Д.Лекезино |
|
|
|
26 |
водопровод |
Д.Ковши |
|
|
|
27 |
водопровод |
Д.Никольское, Козырево |
|
|
|
28 |
водопровод |
Д.Валутино |
|
|
|
29 |
Канализация |
П.Г едеоновка, ул.Полевая |
78 |
1989 |
0 |
30 |
Канализация |
П.Плембаза |
79 |
1991 |
0 |
31 |
Очистные |
П.Г едеоновка, ул.Полевая |
79 |
1989 |
346987 |
32 |
а/скважина |
П.Плембаза |
|
|
|
33 |
а/скважина |
Д.Быльники |
|
2014 |
3003920,3 |
34 |
Водопровод д.Быльники |
Д.Быльники |
|
2014 |
7439148,73 |
35 |
Водозабор в д.Валутино |
Д.Валутино |
|
2014 |
3648661,17 |
36 |
Водозаборная скважина и |
Д.Быльники |
|
2018 |
5132583,25 |
Балансовая остаточная стоимость имущества, с учетом ликвидационной стоимости по объектам с нулевой остаточной стоимостью, составляет 19 572 058,45 руб.
Стоимость имущества сторонами не оспаривается.
Как следует из материалов дела, 11.11.2022 конкурсный управляющий направил уведомление в Администрацию, в котором, сообщив о признании должника несостоятельным (банкротом), уведомил о том, должнику принадлежит на праве хозяйственного ведения имущество, используемое для водоснабжения и водоотведения.
Повторным уведомлением от 29.11.2022, от 14.12.2022 конкурсный управляющий просил в кратчайшие сроки решить вопрос о гарантирующей организации, в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Ответ из Администрации в адрес конкурсного управляющего не поступил.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Таким образом, в силу ограничений, установленных частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении в отношении оборотоспособности объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве.
Однако невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
При этом следует учитывать баланс интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), и интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. В связи с чем размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
Большая часть объектов имеет нулевую балансовую стоимость.
Показатель нулевой балансовой стоимости указывает на значительный износ систем водоснабжения и водоотведения.
Поскольку передача муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения, обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, использования в интересах жизнедеятельности населенного пункта, а также продиктовано необходимостью соблюдения принципов разумности, соразмерности и обеспечения баланса интересов муниципального образования и кредиторов, размер компенсации за переданное имущество не может превышать его балансовой остаточной стоимости имущества с учетом ликвидационной стоимости по объектам с нулевой остаточной стоимостью.
С учетом представленного расчета данная сумма составила 19 572 058,45 руб.
Иного размера остаточной балансовой стоимости спорного имущества, существенным образом отличающегося от суммы 19 572 058,45 руб., лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не приведено.
Судом области было учтено, что имущество, подлежащее передаче имеет значительный материальный износ и на содержание имущества возникает обязанность затрачивать значительные денежные средства с учетом износа коммунальных систем, в связи с чем, суд области пришел к верному выводу о необходимости установления компенсации в размере 20% от остаточной стоимости - 19 572 058,45 руб., что составляет 3 914 411, 69 руб., которая является достаточной.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное данным Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 указанного Федерального закона.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
В силу пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Приняв во внимание вышеизложенные нормы Закона о банкротстве, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что передача в собственность муниципального образования социально значимых объектов должника (в том числе коммунальной инфраструктуры), не проданных на торгах, должна происходить на безвозмездной основе, учитывая, что реализация имущества с целью получения компенсации невозможна; передача указанных объектов муниципальному образованию обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания и использования в интересах жизнедеятельности региона.
Вместе с тем, наличие у должника имущества, которое в силу своей социальной значимости в конкурсную массу не включается и у конкурсного управляющего отсутствует возможность его продажи посредством торгов, лишает кредиторов права рассчитывать на соблюдение их имущественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Указанный Федеральный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3 (утвержден 27.11.2019), и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687 по делу N А61-3290/2014.
Таким образом, несмотря на отсутствие возможности включения указанных объектов в конкурсную массу должника, необходимо принимать во внимание, что такие объекты, равно как и иное изъятое имущество должника, находились в его хозяйственном ведении, следовательно, должник и его кредиторы вправе рассчитывать на получение соответствующей компенсации их стоимости.
В данном случае размер подлежащей взысканию в пользу должника компенсации определен судами на основе принципов справедливости и обеспечения разумного баланса между частноправовыми (кредиторы) и публичными интересами (муниципалитет), является разумным и соразмерным.
По существу доводы апелляционной жалобы выражают несогласие заявителя жалобы с выводами суда, при этом иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не является основанием для отмены судебного акта.
Оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения вынесенного определения.
От Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области поступило заявление о приостановлении исполнения определения Арбитражного суда Смоленской области от 13.11.2023 по делу N А62- 220/2022.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024 удовлетворено ходатайство Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о приостановлении исполнения определения Арбитражного суда Смоленской области от 13.11.2023 по делу N А62-220/2022, до рассмотрения апелляционной жалобы администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на определение Арбитражного суда Смоленской области от 13.11.2023 по делу N А62-220/2022.
Согласно части 4 статьи 265.1 АПК РФ исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом апелляционной инстанции постановления по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.
В соответствии с частью 5 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления.
Поскольку апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области удовлетворению не подлежит, то основания для приостановления исполнительного производства отпали.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Смоленской области от 13.11.2023 по делу N А62- 220/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения определения Арбитражного суда Смоленской области от 13.11.2023 по делу N А62-220/2022, принятое определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.Е. Холодкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-220/2022
Должник: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КОРОХОТКИНСКОЕ", МУП "Корохотинское"
Кредитор: АО "АтомЭнергоСбыт"
Третье лицо: Администарция Корохотинского сельского поселенич Смоленского района Смоленской области, АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" СМОЛЕНСК, Ас Смоленской области, ПРОКУРАТУРА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "Атом Энерго Сбыт", АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ " В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "СМОЛЕНСКАТОМЭНЕРГОСБЫТ", АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК", Лаврентьев Кирилл Валерьевич, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, МУП "СМОЛЕНСКТЕПЛОСЕТЬ", МУП СМОЛЕНСКОЕ "ГОРВОДОКАНАЛ", ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СМОЛЕНСК", ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ" "КВАДРА", ПАО БАНК ВТБ, СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "СОЗИДАНИЕ", УФНС по Смоленской обласи, УФНС России по Смоленской области Н.П. Калядина
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-435/2024
06.03.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-435/2024
05.03.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-149/2024
11.12.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6290/2023
10.11.2022 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-220/2022