город Москва |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А40-178092/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гончарова В.Я., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 05 декабря 2022 года по делу N А40-178092/22
по иску Общества с ограниченной ответственностью "МКД Партнер"
(ИНН 7840066377, ОГРН 1177847174229 )
к Министерству обороны Российской Федерации;
(ОГРН 1037700255284)
Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ленинградской области" (ОГРН 1037851036101)
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Еланский А.С. по доверенности от 01.11.2022,
от ответчика Лебедев Д.В. по доверенности от 11.10.2022,
от третьего лица представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МКД ПАРТНЕР" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании:
- с ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" (а при недостаточности денежных средств - в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "МКД Партнёр" задолженность в размере 280 614 руб. 52 коп.
- с Министерства обороны Российской Федерации задолженности в размере 19 981 руб. 92 коп.
Решением суда от 05 декабря 2022 года исковые требования ООО "МКД ПАРТНЕР" удовлетворены.
Министерство обороны Российской Федерации не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как следует из материала дела, Общество с ограниченной ответственностью "МКД Партнёр" (далее по тексту искового заявления - Истец) осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. СанктПетербург, набережная реки Фонтанки, д. 90, корп. 3, лит. В на основании на основании Протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом по извещению N 251220/3092372/09 от 03 февраля 2021 г. (Приложение N 10 к настоящему исковому заявлению), Лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N78-000611 от 29 марта 2019 г. (Приложение N 33 к настоящему исковому заявлению), а также Распоряжения Государственной жилищной инспекции N 736-РЛ от 12.03.2021 г. "О внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - СанктПетербург".
В указанном многоквартирном жилом доме находятся следующие нежилые помещения: N 12-Н, площадью 305,2 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3851; N 28-Н, площадью 145,7 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3853; N 30-Н площадью 132,8 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3858, N 32-Н; площадью 101 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3860; N 35-Н; площадью 96,9 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3863; N 36-Н, площадью 165,4 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3864; N 37-Н, площадью 305,1 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3865; N38 -Н, площадью. 28 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3866; N 39-Н, площадь 140 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3867.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" с 28 января 2020 года.
Также в указанном многоквартирном жилом доме находятся нежилые помещения N 33-Н, площадью 320,3 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3861; N 34-Н, площадь 61,8 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3862; N 40-Н, площадью 332,4 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3869.
Согласно сведениям из ЕГРН указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" с 01.03.2019.
В обоснование исковых требований истец ссылается на неисполнение ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" обязательств по оплате расходов на содержание общего имущества за период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года и наличие на стороне ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" задолженности в сумме 280 614 руб. 52 коп.
Кроме того, в указанном многоквартирном доме находятся следующие нежилые помещения: N 27-Н, площадью 59,8 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3853; N 31-Н, площадью 92,2 кв.м., кадастровый номер 78:32:0001622:3859.
Согласно сведениям из ЕГРН указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 апреля 2019 г. по делу N А56-165728/2018, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019, спорные объекты недвижимости признаны имуществом вооружённых сил Российской Федерации.
Согласно расчётам истца, задолженность Министерства обороны Российской Федерации по оплате расходов на содержание общего имущества за период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года составляет 19 981 руб. 92 коп.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 153, 155, Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, в издержках по его содержанию и сохранению путем внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Обязанность по внесению платы, в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Возражая против заявленных исковых требований, представитель Министерства обороны Российской Федерации ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком по делу.
Согласно приказу Министра обороны РФ N 155 от 02.03.2017 единственным поставщиком ресурсов для нужд Министерства обороны РФ с 01.04.2017 является ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Между тем, в спорный период ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" и Министерство обороны Российской Федерации являлись обладателями права оперативного управления, что подтверждается выписками из ЕГРН и не оспаривается ответчиками.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости представления истцом документального подтверждения размера понесённых затрат и фактического осуществления функций по управлению многоквартирным домом основаны на неправильном толковании норм материального права.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от отсутствия договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги (данная позиция также изложена в определении Высшего арбитражного суда РФ от 20.08.2013 N ВАС-11291/13).
При этом ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги ежегодно устанавливаются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, а также публикуются на официальных интернет - ресурсах. Данные сведения являются открытыми, известными и общедоступными, в связи с чем, ответчик как владелец спорных помещений в силу закона обязан знать об указанных обстоятельствах.
В силу п.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В настоящем случае субсидиарную ответственность по обязательствам ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" несет Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится данное казенное учреждение.
Ссылки апелляционной жалобы Минобороны России на то, что истцом не доказана недостаточность денежных средств у ФКУ, не являются основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерны.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2022 года по делу N А40-178092/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178092/2022
Истец: ООО "МКД ПАРТНЕР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ