г. Чита |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А19-15287/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2022 года по делу N А19-15287/2022 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) о признании незаконным постановления от 29 июня 2022 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Енисейское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1062466153342, ИНН 2466144107), областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252),
в судебное заседание явились:
от открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Фомина А.С., представитель по доверенности от 08 октября 2021 года, Ракунов Р.С. - представитель по доверенности от 15 декабря 2021 года,
иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "ИЭСК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган, Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 038/236/22 от 29 июня 2022 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Енисейское управление Ростехнадзора) и областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, по доводам, изложенным в жалобе.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Антимонопольный орган в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности Управлением не нарушен. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает её доводы необоснованными, незаконными, обжалуемое решение является законным, обоснованным, принятым при полном выяснении обстоятельств, имеющих значения для дела. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Енисейское управление Ростехнадзора отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако антимонопольный орган и Енисейское управление Ростехнадзора, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступили материалы обращения ОГУЭП "Облкоммунэнерго" о совершении ОАО "ИЭСК" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила N 861) при рассмотрении заявки N 30614/21-СЦ от 23 ноября 2021 года, внесении представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обязав ОАО "ИЭСК" выдать проект договора об осуществлении технологического присоединения по заявке ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Антимонопольный орган, руководствуясь статьей 25.6 КоАП РФ, привлек в качестве свидетеля Енисейское управление Ростехнадзора.
По результатам рассмотрения обращения Управлением в отношении ОАО "ИЭСК" возбуждено дело N 038/04/9.21-28/2022 об административном правонарушении, проведено административное расследование, по результатам которого 18 марта 2022 года составлен протокол об административном правонарушении N 038/32/22.
29 июня 2022 года по результатам рассмотрения материалов административного дела N 038/04/9.21-28/2022 Управлением вынесено постановление N 038/236/22 о признании ОАО "ИЭСК" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с постановлением N 038/236/22 от 29 июня 2022 года, ОАО "ИЭСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является ОАО "ИЭСК" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, и в силу статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) являющаяся субъектом естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и особенности технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, регламентированы Правилами N 861.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
В силу пункта 29 Правил N 861 в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 28 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 15 месяцев с даты заключения соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту (далее - соглашение о порядке взаимодействия), заключенного в соответствии с пунктом 30(1-2) настоящих Правил. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
а) проект договора;
б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети);
в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором);
г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;
д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 30.2 Правил N 861 установлено, что сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления.
Согласно пункту 30.4 Правил N 861 в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный со своей стороны проект договора в 2 экземплярах, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также копию решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В случае если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок один экземпляр договора сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в адрес ОАО "ИЭСК" поступила заявка ОГУЭП "Облкоммунэнерго" вх. N 30614/21-СЦ от 23 ноября 2021 года на технологическое присоединение в целях увеличения дополнительной мощности на 675 кВт (с 3220,2 кВт до 3895,2 кВт) энергопринимающего устройства - ВЛ-10 кВ "Усть-Уда" -Поселок" яч. N 8 КРУН-10 кВ, ПС 35/10 "Усть-Уда", расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, п. Усть-Уда.
В период с 24 по 26 ноября 2021 года в ОГУЭП "Облкоммунэнерго" направило письмо исх.N 3975 от 25 ноября 2021 года об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств к системе электроснабжения (п.29 Правил), в связи с чем предложило осуществление технологического присоединения по индивидуальному проекту.
Согласно пояснениям представителя ОАО "ИЭСК", предполагаемый для осуществления технологического присоединения, энергопринимающее устройство заявителя центр питания ПС 110/35/10кВ "Новая-Уда" которая, в свою очередь, подключена от головного центра питания - ПС 220/110кВ "Черемхово", которые находятся в Перечне центров питания, имеющих ограничение на присоединение дополнительной мощности в связи с предельной загрузкой оборудования.
Инвестиционной программой ОАО "ИЭСК" на 2020-2024 гг. не предусмотрены мероприятия, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения энергопринимающего устройства заявителя, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, п. Усть-Уда.
Согласно представленным сведениям Енисейского управления Ростехнадзора, письмом N ИК/01- 2931 от 12 ноября 2021 года ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось в Управление с заявлением о выдаче заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "ИЭСК", в том числе, произвести проверку обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "ИЭСК" в отношении энергопринимающих устройств: ПА яч. N 8 КРУН10кВ, ПС 35/10 "Усть-Уда", расположенная: Иркутская область, п. Усть-Уда; ВЛ-10кВ "Баяндай-Поселок цепь С", расположенная: Иркутская область, Баяндаевский район, с. Баяндай; ПС 35/10кВ "Бугульдейка", расположенная: Иркутская область, Ольхонский район, п. Бугульдейка; ПИ яч.N 4 КРУН-10кВ, ПС 35/10кВ "Усть-Уда" расположенная: Иркутская область, п. Усть-Уда.
По результатам проведения проверки обоснованности установления ОАО "ИЭСК" факта отсутствия технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям, Управление подтвердило отсутствие технической возможности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОГУЭП "Облкоммунэнерго", к электрическим сетям ОАО "ИЭСК" (заключение N 22/001/2021 от 15.12.2021).
По мнению ОГУЭП "Облкоммунэнерго", факт отсутствия технической возможности ОАО "ИЭСК" не подтвержден, поскольку ранее по аналогичной заявке ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в целях увеличения мощности на 789 кВт (с 3220,2 кВт до 4009,2 кВт) энергопринимающего устройства - ПИ яч. N 8 КРУН-10 кВ, ПС 35/10 "УстьУда", расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, п. Усть-Уда, ОАО "ИЭСК" направило ОГУЭП "Облкоммунэнерго" проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия N 2400/21-ВЭС.
Данная заявка была аннулирована ОАО "ИЭСК" письмом от 24 сентября 2021 года N 3034.
В связи с тем, что ОАО "ИЭСК" не обратилось в Службу по тарифам Иркутской области в 30-дневный срок с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту после получения заявки вх. N 30614/21-СЦ от 23 ноября 2021 года, обществом нарушен пункт 30.1 Правил N 861.
Доказательств наличия объективных причин нарушения правил технологического присоединения, общество не представило.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено, в суде не заявлено.
Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 861.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации общество несет ответственность за результаты своей предпринимательской деятельности самостоятельно.
Кроме того, публичный статус ОАО "ИЭСК", как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, нарушают права граждан, потребляющих электрическую энергию.
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о наличии неправомерных действий (бездействия) ОАО "ИЭСК", чем общество допустило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательства по делу об административном правонарушении в понимании статьи 26.2 КоАП РФ это - любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В рассматриваемом случае имеющимися материалами дела в полной мере подтверждается факт нарушения обществом правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
При указанных обстоятельствах событие вмененного обществу административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленным.
Субъектом административной ответственности является ОАО "ИЭСК".
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество имело возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения обществом, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами.
В настоящем случае повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается вступившим в законную силу решением суда по делу N А19-8471/2019 от 16 января 2020 года.
Административный штраф оплачен ОАО "ИЭСК" в полном объеме 21 января 2021 года.
В связи с изложенным, настоящее деяние как повторное квалифицировано административным органом обоснованно.
При этом, суд первой инстанции верно отметил, что согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.
Из пункта 19.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что при применении пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
Следовательно, неоднократное совершение правонарушений по одной и той же части и статье КоАП РФ свидетельствует о совершении однородных правонарушений, поскольку деяния правонарушителя в данном случае направлены на единый родовой объект посягательства.
В связи с чем, в рассматриваемом случае ОАО "ИЭСК" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод общества о том, что у ОГУЭП "Облкоммунэнерго" отсутствует статус потерпевшего, суд первой инстанции правильно нашёл несостоятельным, в силу следующего.
Потерпевшим в силу частей 1, 2 статьи 25.2 КоАП РФ является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов, при применении КоАП РФ, исходя из части 3 статьи 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, необходимость обращения ОГУЭП "Облкоммунэнерго" с соответствующей заявкой об увеличении мощности в ОАО "ИЭСК" была обусловлена поступлением в ОГУЭП "Облкоммунэнерго" заявок от потребителей на технологическое присоединение их объектов к сетям ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Таким образом, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" отвечает перед потребителями в рамках принятых на себя обязательств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что событие вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленным и подтвержденным материалами дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Права общества на участие при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
В рассматриваемом случае установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности Управлением не нарушен.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности административным органом за допущенное обществом административное правонарушение на дату вынесения постановления не истек.
Административный штраф, назначен административным органом с учетом обстоятельств и положений статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 300 000 рублей, то есть в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела документы, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания рассматриваемого противоправного деяния малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности (абзац 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10), а также совершенное ОАО "ИЭСК" правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное, поскольку оно не может быть признано как не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным отношениям, так как правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2022 года по делу N А19-15287/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15287/2022
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ "ОБЛКОММУНЭНЕРГО", Областное государтсвенное унитарное энергетическое предприятие "Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" Тайшетские электрические сети