город Москва |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А40-193291/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2022
по делу N А40-193291/22,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ВТБ ЛИЗИНГ (АО) (ОГРН: 1037700259244, ИНН: 7709378229)
к АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН: 1137746982856, ИНН: 7725806898)
о взыскании убытков в размере 231 054 руб. 60 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ВТБ ЛИЗИНГ (АО) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании убытков в размере 231 054 руб. 60 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Просил решение суда оставить без изменений.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 30.10.2015 между АО ВТБ Лизинг (Арендодатель) и ПАО "Первая Грузовая Компания" (Арендатор) (далее - ПАО "ПГК") был заключен Договор аренды железнодорожного подвижного состава N ДА 208/01-15 (далее - Договор аренды), согласно которому Арендодатель передал во временное владение и пользование Арендатору железнодорожный подвижной состав на основании акта приема-передачи.
В соответствии с условиями вышеуказанного договора аренды АО ВТБ Лизинг Ответчику переданы в аренду грузовые вагоны N N 54773544, 53264230, 56093073, 52841798, 52947033, 54787510, 55353627, 55728893, 53257614, 55735096 что подтверждается актами приема-передачи подвижного состава.
Согласно п. 3.2.5 Договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 7 от 27.03.2019 Арендатор самостоятельно и за свой счет несет все затраты, связанные с использованием ПС. Арендатор за свой счет на основании заключенных соглашений о ремонте вагонов осуществляет все виды ремонтов ПС, производимых в процессе его эксплуатации, в т.ч. самостоятельно и за свой счет осуществляет закупку узлов и деталей, за исключением ремонтов п. 3.1.12 Договора, обязанность по проведению которых возложена на Арендодателя.
В соответствии с п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно п. 3.1.12 Договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 13 от 15.03.2021 Арендодатель самостоятельно и за свой счет несет затраты на текущий отцепочный ремонт по технологическим кодам неисправности.
В случае если текущий отцепочный ремонт возникнет по претензии к некачественно проведенному ремонту Арендатором или по поручению Арендатора, Арендатор компенсирует Арендодателю стоимость текущего отделочного ремонта в объеме TP-2 грузовых вагонов, отцепленных в ремонт по технологическим кодам неисправности, до момента проведения первого планового ремонта и/или текущего ремонта в объеме ТР-2 Арендодателем и/или третьим лицом по поручению Арендодателя (за исключением Арендатора), кроме того, Арендатор должен оплатить Арендодателю вознаграждение за оказанные услуги в размере 2 (два) %, в том числе НДС (20%) от суммы понесенных расходов.
01.04.2021 между АО ВТБ Лизинг (Заказчик) и АО "ВРК-2" (Исполнитель) был заключен договор N РЕМ 208/01-15 (далее - Договор N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание), в соответствии с которым АО "ВРК-2" взяло на себя обязательство от своего имени, но за счет АО ВТБ Лизинг производить плановые и текущие отцепочные виды ремонтов, в рамках существующих гарантийных обязательств, а также техническое обслуживание железнодорожных грузовых вагонов Истца силами вагонных и рефрижераторных ремонтных депо АО "ВРК-2", а также оказывать агентские услуги по ремонту вагонов в сторонних предприятиях на территории РФ и иных стран колеи 1520 (1524 мм), а Истец обязался оплатить оказанные услуги.
Согласно пп. "в" п. 1.3 Договора N РЕМ 208/01-15/Сервисное обслуживание, Исполнитель, в рамках организации ремонтов подвижного состава обязан выполнять текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 по технологическим кодам неисправностей.
В соответствии с п. 4.4. Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021Сервиное обслуживание Истец оплачивает проведенный ремонт грузовых вагонов, переданных на сервисное обслуживание в АО "ВРК-2" на основании отчета АО "ВРК-2" о расходах подлежащих возмещению.
ПАО "ПГК" в рамках Договора аренды выполнило ремонт следующих вагонов:
В июле 2020 был проведен плановый ремонт вагона N 54773544 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
25 июля 2021 на ст. Балезино вагон был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера - Неисправность тройника воздухопровода тормозной магистрали,претензии к качеству выполнения деповского ремонта (код 410), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона
Вагон N 54773544 был направлен в вагонное ремонтное депо Зуевка АО "ВРК-2" для проведения восстановительного ремонта.
В ходе расследования данного случая отцепки вагона установлено, что причиной неисправности послужил некачественный ремонт, проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
По результатам расследования оформлен Акт-рекламация формы ВУ-41 N 734 от 27.07.2021 с отнесением вины на ООО "КВРП "Новотранс".
Неисправность была устранена посредством проведения ТР-2 вагона N 54773544 в вагонном ремонтном депо Зуевка АО "ВРК-2" в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 54773544 составила 23 000 руб., что подтверждается дефектной ведомостью (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостью ТР-2.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N 1614 от 21.05.2021.
Вагон был выпущен из текущего отцепочного ремонта (ТР-2), уведомление формы ВУ-36-М N 82 от 30.07.2021.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N МВРК-000550 от 21.09.2021, счетом-фактурой N ВЗУЕ-0700284 от 30.07.2021, платежным поручением N 1954354 от 27.10.2021.
В мае 2021 в рамках вышеуказанного Договора аренды АО "ПГК" в ООО "КВРП "Новотранс" был проведен деповской ремонт вагона N 53264230 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
19 августа 2021 на ст. Ковров ВЧДЭ Горький-Сортировочный вагон был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера - Неисправность запора люка, претензии к качеству выполнения капитального ремонта (код 540), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона
Вагон N 53264230 был направлен в ВЧДЭ Горький- Сортировочный-СП Горысовской дирекции инфраструктуры для проведения восстановительного ремонта.
В ходе расследования данного случая отцепки вагона установлено, что причиной неисправности послужил некачественный ремонт, проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
По результатам расследования оформлен Акт-рекламация формы ВУ-41 N 389 от 26.08.2021 с отнесением вины на ООО "КВРП "Новотранс".
Неисправность была устранена посредством проведения ТР-2 вагона N 53264230 в ВЧДЭ Горький-Сортировочный-СП Горысовской дирекции инфраструктуры в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 53264230 составила 8 602 руб. 12 коп., что подтверждается дефектной ведомостью (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостью ТР-2.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N 53264230 от 26.08.2021, отчет (акт выполненных работ) N БП-1405038 о расходах подлежащих возмещению за период с 14.05.2021 по 14.05.2021.
Вагон был выпущен из текущего отцепочного ремонта (ТР-2), уведомление формы ВУ-36МN 857 от 14.05.2021.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N МВРК-000005 от 12.01.2022, платежным поручением N 1323702 от 25.01.2022.
В августе 2020 в рамках вышеуказанного Договора аренды АО "ПГК" в ООО "КВРП "Новотранс" был проведен деповской ремонт вагона N 56093073 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
26.08.2021 на ст. Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги вагон был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера - Нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам, претензии к качеству выполнения деповского ремонта (код 150), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона
Вагон N 56093073 был направлен в ВРЗ Пермь ООО "НВК" для проведения восстановительного ремонта.
В ходе расследования данного случая отцепки вагона установлено, что причиной неисправности послужил некачественный ремонт колесной пары N 0029-808747-10, проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
По результатам расследования оформлен Акт-рекламация формы ВУ-41 N 320 от 30.08.2021 с отнесением вины на ООО "КВРП "Новотранс".
Неисправность была устранена посредством проведения ТР-2 вагона N 56093073 в ВРЗ Пермь ООО "НВК" в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 56093073 составила 22 115 руб. 38 коп., что подтверждается дефектной ведомостью (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостью ТР-2.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N 9419 от 31.08.2021, отчет (акт выполненных работ) N 9419 о расходах подлежащих возмещению за период с 31.08.2021 по 31.08.2021.
Вагон был выпущен из текущего отцепочного ремонта (ТР-2), уведомление формы ВУ-36МN 299 от 31.08.2021.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N МВРК-000005 от 12.01.2022, счетом-фактурой N МВРК-0800166 от 31.08.2021, платежным поручением N 1323702 от 25.01.2022.
В ноябре 2018 в рамках вышеуказанного Договора аренды АО "ПГК" в ВЧДР Егоршино АО "ВРК-3" был проведен капитальный ремонт вагона N 52841798 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
16.07.2021 на станции Полоцк Белорусской ж.д. вагон N 52841798 был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера - Излом пружин, претензии к качеству выполнения деповского ремонта (код 214), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона.
Вагону N 52841798 был проведен восстановительный ремонт в Полоцком вагонном депо Белорусской ж.д.
Причиной неисправности послужил некачественный ремонт, проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
Поскольку вагон N 52841798 был отремонтирован Белорусской ж.д., составление акта рекламации не предусмотрено. (Телеграмма заместителя начальника Полоцкого вагонного депо Белорусской ж.д.)
Неисправность была устранена посредством проведения ТР-2 вагона N 52841798 в Полоцком вагонном депо Белорусской ж.д. в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 52841798 составила 5 019 руб. 78 коп.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N ВЧД-12-245/21 от 22.07.2021, отчет (акт выполненных работ) N ВЧД-12-245/21 за период с 22.07.2021 по 22.07.2021.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N МВРК-000091 от 17.02.2022, платежным поручением N 5828294 от 11.03.2022.
В октябре 2020 во исполнение условий Договора аренды по поддержанию вагонов в исправном состоянии АО "ПГК" провело в АО "ВРП" Грязи" деповской ремонт вагона N 52947033 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
03.08.2021 на станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги вагон Н° 52947033 был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера -неисправность запора люка (код 540), обрыв сварного шва стойки (код 503), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона.
Вагону N 52947033 был проведен текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 в ВЧДЭ-1 Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги.
В ходе расследования данного случая отцепки вагона установлено, что причиной неисправности послужил некачественный деповской ремонт, проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
По результатам расследования оформлен Акт-рекламация формы ВУ-41 от 03.08.2021 года с отнесением вины на АО "ВРП Грязи".
Неисправность вагона N 52947033 была устранена посредством проведения ТР-2 в ВЧДЭ-1 Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 52947033 составила 6 954 руб. 09 коп., что подтверждается дефектной ведомостью (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостью ТР-2.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N 10-Х от 03,08.2021, отчет (акт выполненных работ) N 10-Х о расходах, подлежащих возмещению за период с 03.08.2021 по 03.08.2021.
Вагон был выпущен из текущего отцепочного ремонта (ТР-2), уведомление формы ВУ-36МХ"32 от 03.08.2021.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N N МВРК-000735 от 20.10.2021 и платежным поручением N 4789093 от 08.11.2021.
В феврале 2020 во исполнение условий Договора аренды по поддержанию вагонов в исправном состоянии АО "ПГК" провело в ВЧДр "Нефтяная АО "ВРК-3" деповской ремонт вагона N 54787510 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
30.07.2021 на станции Входная Западно-Сибирской железной дороги вагон N 54787510 был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера - нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам (код 150), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона
Вагону N 54787510 был проведен текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 в ВЧДЭ-12 Входная Западно-Сибирской железной дороги.
В ходе расследования данного случая отцепки вагона установлено, что причиной неисправности послужил некачественный деповской ремонт, проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
По результатам расследования оформлен Акт-рекламация формы ВУ-41 N 2381 от 27.07.2021 с отнесением вины на ВКМ Похвистнево АО "ВРК-3".
Неисправность вагона N 54787510 была устранена посредством проведения ТР-2 в ВЧДЭ-12 Входная Западно-Сибирской железной дороги в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 54787510 составила 39 063 руб. 75 коп., что подтверждается дефектной ведомостью (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостью ТР-2 от 30.07.2021 года.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N 54787510 от 30.07.2021, отчет (акт выполненных работ) N 54787510 о расходах, подлежащих возмещению за период с 30.07.2021 по 30.07.2021.
Вагон был выпущен из текущего отцепочного ремонта (ТР-2), уведомление формы ВУ-36-М от 30.07.2021.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N МВРК-000735 от 20.10.2021 и платежным поручением N 4789093 от 08.11.2021.
В августе 2019 во исполнение условий Договора аренды по поддержанию вагонов в исправном состоянии АО "ППС" провело в АО "ВРП" Грязи капитальный ремонт вагона N 55353627 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
18.07.2021 на станции Инская Западно-Сибирская железной дороги вагон N 55353627 был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера -нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам (код 150), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона
Вагону N . 55353627 был проведен текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 в ВЧДЭ-6 Инская Западно-Сибирская железной дороги.
В ходе расследования данного случая отцепки вагона установлено, что причиной неисправности послужил некачественный деповской ремонт, проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
По результатам расследования оформлен Акт-рекламация формы ВУ-41 N 697 от 26.07.2021 с отнесением вины па ВРП Котел ООО "ВКМ".
Неисправность вагона N 55353627 была устранена посредством проведения ТР-2 в ВЧДЭ-6 Инская Западно-Сибирская железной дороги в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 55353627 составила 21 922 руб. 90 коп., что подтверждается дефектной ведомостью (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостью ТР-2 от 26.07.2021.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N 9612 от 27.07.2021, отчет (акт выполненных работ) N 9612 о расходах, подлежащих возмещению за период с 26.07.2021 по 26.07.2021.
Вагон был выпущен из текущего отделочного ремонта (ТР-2), уведомление формы ВУ-36МN 1292 от 26.07.2021.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N МВРК-000735 от 20.10.2021 и платежным поручением N 4789093 от 08.11.2021.
В июне 2019 во исполнение условий Договора аренды по поддержанию вагонов в исправном состоянии АО "ПГК" провело в АО "ВРП" Грязи деповской ремонт вагона N 55728893 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
15.07.2021 на станции Краснодар С ев еро-Кавказ кой железной дороги вагон N 55728893 был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера -нагрев подшипника в корпусе буксы/под адаптером выше нормы по показаниям (код 157), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона.
Вагону N 55728893 был проведен текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 в ВЧДЭ-13 Краснодар Северо-Кавказкой железной дороги.
В ходе расследования данного случая отцепки вагона установлено, что причиной неисправности послужил некачественный средний ремонт колесной пары N 0039-32197-1993 проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
По результатам расследования оформлен Акт-рекламация формы ВУ-41 от 14.07.2021 году с отнесением вины на ООО "Центр рудных перевозок ВКМ".
Неисправность вагона JV" 55728893 была устранена посредством проведения ТР-2 в ВЧДЭ-13 Краснодар Северо-Кавказкой железной дороги в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 55728893 составила 7055 руб. 24 коп., что подтверждается дефектной ведомостью (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостью ТР-2 от 15.07.2021.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N 07/13/55728893 от 15.07.2021 отчет (акт выполненных работ) N 07/13/55728893 о расходах, подлежащих возмещению за период с 15.07.2021 по 15.07.2021.
Вагон был выпущен из текущего отцепочного ремонта (ТР-2), уведомление формы ВУ-36МN 171 от 15.07.2021.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N МВРК-000005 от 12.01.2022 и платежным поручением N 1323702 от 25.01.2022.
В мае 2019 во исполнение условий Договора аренды по поддержанию вагонов в исправном состоянии АО "ПГК" провело в ЗАО "Железногорский ВРЗ" деповской ремонт вагона Ш 53257614 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
03.08.2021 на станции Обозерская Северной железной дороги вагон N 53257614 был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера -нагрев подшипника выше нормы по внешним признакам (код 150), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона
Вагону N 53257614 был проведен текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 в ВЧДЭ-10 Исакогорка ОАО "РЖД" Северной железной дорога.
В ходе расследования данного случая отцепки вагона установлено, что причиной неисправности послужил некачественный средний ремонт колесной пары N 0029-610533-2008, проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
По результатам расследования оформлен Акт-рекламация формы ВУ-41 N 752 от 11.07.2021 с отнесением вины на ВЧДр Рубцовск АО "ВРК-3".
Неисправность вагона N 53257614 была устранена посредством проведения ТР-2 в ВЧДЭ-10 Исакогорка ОАО "РЖД" Северной железной дороги в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 53257614 составила 66 676 руб. 80 коп., что подтверждается дефектной ведомостью (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостью ТР-2 от 03.08.2021 г.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N 08-10-53257614 от 03.08.2021, отчет (акт выполненных работ) N 08-53257614 о расходах, подлежащих возмещению за период с 03.08.2021 по 03.08.2021.
Вагон был выпущен из текущего отцепочного ремонта (ТР-2), уведомление формы ВУ-36МN Вот03.08.2021 г.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N МВРК-000443 от 03.08.2021 и платежным поручением N 5678459 от 28.12.2021.
В сентябре 2020 во исполнение условий Договора аренды по поддержанию вагонов в исправном состоянии АО "ПГК" провело в ООО "КВРП" "Новотранс" деповской ремонт вагона N 55735096 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
14.07.2021 на станции Санкт - Петербург Сортивочный Октябрьской железной дороги вагон N 55735096 был отцеплен в ТОР по неисправности технологического характера -нарушение/ослабление торцевого крепления подшипника в корпусе буксы (код 159), что подтверждается первичным актом на отцепку грузового вагона.
Вагону N 55735096 был проведен текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 в ВЧДЭ-6 Санкт-Петербург Сортивочный Октябрьской железной дороги.
В ходе расследования данного случая отцепки вагона установлено, что причиной неисправности послужил некачественный средний ремонт колесной пары N 0005-53858-77, проведенный АО "ПГК" в рамках договора Аренды.
По результатам расследования оформлен Акт-рекламация формы ВУ-41 N 430 от 12.07.2021 с отнесением вины на ООО "КВРП" "Новотранс".
Неисправность вагона N 55735096 была устранена посредством проведения ТР-2 в ВЧДЭ-6 Санкт - Петербург Сортивочный Октябрьской железной дороги в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Стоимость работ по ТР-2 вагона N 55735096 составила 25 228 руб. 41 коп., что подтверждается дефектной ведомостью (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостью ТР-2 от 14.07.2021.
Результат ремонта был принят АО ВТБ Лизинг без замечаний, акт выполненных работ N 55735096 от 14.07.2021, отчет (акт выполненных работ) N 55735096 о расходах, подлежащих возмещению за период с 14.07.2021 по 14.07.2021.
Вагон был выпущен из текущего отцепочного ремонта (ТР-2), уведомление формы ВУ-36-М N 243 от 14.07.2021.
Ремонт оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетом на оплату N МВРК-000906 от 24.11.2021 и платежным поручением N 5454244 от 08.12.2021.
Согласно исковому заявлению, общая стоимость восстановительного ремонта по вагонам N N 54773544, 53264230, 56093073, 52841798, 52947033, 54787510, 55353627, 55728893, 53257614, 55735096 составила 225 639 руб. 28 коп.
Исходя из того, что в неисправности вагонов N N NN 54773544, 53264230, 56093073, 52841798, 52947033, 54787510, 55353627, 55728893, 53257614, 55735096 возникли в результате ремонта, проведённого Ответчиком в рамках договора Аренды, Истец вправе требовать возмещения причиненных ему убытков, вызванных проведением ТР-2 вагонов, отцепленных по технологическим неисправностям, а также оплаты агентского вознаграждения в соответствии с п. 3.1.12. Договора аренды в редакции Дополнительного соглашения N 13 от 31.03.2021 за оказанные услуги в размере 2 %, в том числе НДС (20%) от суммы понесенных расходов.
Размер агентского вознаграждения за ремонт вагонов N N NN 54773544, 53264230, 56093073, 52841798, 52947033, 54787510, 55353627, 55728893, 53257614, 55735096 составляет 5 415,32 руб. 32 коп.
Истец выдал АО "ВРК-2" доверенности N 4497 от 22.10.2021, N 4925 от 08.08.2022.
В адрес Ответчика были направлены претензии N N ВРК2-662 от 02.08.2022, ВРК2-660 от 02.08.2022, ВРК2-657 от 02.08.2022, ВРК2-658 от 02.08.2022, ВРК2-659 от 02.08.2022, ВРК2-661 от 02.08.2022 о возмещении убытков за текущий отцепочный ремонт вагонов NN 54773544, 53264230, 56093073, 52841798, 52947033, 54787510, 55353627, 55728893, 53257614, 55735096, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца являются законными и обоснованными, расчеты произведены верно, в то время как ответчик доводы иска документально не опроверг.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, отклоняется, поскольку по формальным признакам (цена иска) спор правомерно рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Наличие соответствующих оснований, предусмотренных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не приведено и судом апелляционной инстанции не установлено.
Желание заявителя рассматривать спор по общим правилам искового производства к таким основаниям не относится.
Довод Ответчика об отсутствие у АО "ВРК-2" полномочий на предъявление требований к АО "ПГК" по Договору аренды признается необоснованным.
Представитель Истца (АО "ВРК-2") действовал на основании доверенности N 4497 от 22.10.2021, выданной АО ВТБ Лизинг для осуществления судебно-претензионной деятельности.
Кроме того, 08.08.2022 АО ВТБ Лизинг выдало АО "ВРК-2" доверенность N 4925, которой расширило полномочия АО "ВРК-2".
Претензионный порядок считается соблюденным, а доводы Ответчика в части оспаривания полномочий представителя Истца отклоняются, если Истец впоследствии представляет в материалы дела доверенность на лицо, подписавшее претензию/исковое заявление.
Таким образом, отсутствие полномочий не является безусловным основанием для признания досудебного порядка не соблюдённым. При оценке такого обстоятельства следует учитывать последующее одобрение действий представителя Истцом.
В соответствии с п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Правила настоящего Кодекса о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений (п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, АО "ВРК-2", не являясь стороной договора между АО ВТБ Лизинг и ПАО "ПГК", имеет право представлять интересы Истца на основании выданных ему доверенностей.
Довод Ответчика о применении к настоящему спору условий Дополнительного соглашения N 12 к Договору аренды ДА 208/01-15 от 30.0.2015 необоснован.
Взаимоотношения сторон в настоящем споре основаны на условиях Договора аренды N ДА 208/01-15, заключенного между Истцом и Ответчиком 30.10.2025 г.
Ссылка на Дополнительное соглашение N 12 к Договору аренды ДА 208/01-15 от 30.0.2015 г приведена Ответчиком в возражениях на исковое заявление.
Однако само Дополнительное соглашение N 12 к материалам дела не приложено.
При этом правоотношения сторон в части возмещения расходов Истца на проведение восстановительного ремонта регулируются Дополнительным соглашением N 13 к Договору аренды N ДА 208/01-15 от 30.0.2015, которое было приобщено к материалам настоящего дела при подаче искового заявления.
Довод Ответчика о неисполнении Истцом условий Договора в части несоблюдения порядка предоставления отчетных документов необоснован, поскольку неполучение Ответчиком от Арендодателя отчета о понесенных расходах с приложением счета-фактуры на оплату и заверенных копий документов, подтверждающих расходы, не освобождает Ответчика от исполнения своих обязательств по договору Аренды.
Копии документов, подтверждающих убытки Истца, связанные с проведением текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, находящихся в аренде у Ответчика, были приобщены к материалам претензии. Претензия была получена Ответчиком, однако в добровольном порядке в удовлетворении претензионных требований Истцу было отказано.
При этом в претензиях, приобщенных к настоящему делу, АО ВТБ Лизинг указан в качестве получателя денежных средств. Претензия направлена от имени АО ВТБ Лизинг, в претензии указаны реквизиты Истца.
Довод Ответчика о необоснованности взыскания агентского вознаграждения отклоняется как не относящийся к предмету заявленных требований.
В исковом заявлении Истец предъявляет агентское вознаграждение за проведение текущего отцепочного ремонта в рамках п. 3.1.12 Дополнительного соглашения N 13 к Договору аренды N ДА 208/01-15, а именно, если необходимость проведения текущего отцепочного ремонта по технологической неисправности возникнет по претензии к некачественно проведенному ремонту Арендатором или по поручению Арендатора, Арендатор компенсирует Арендодателю стоимость текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2 грузовых вагонов, отцепленных в ремонт по технологическим кодам неисправностей, до момента проведения первого планового ремонта и/или текущего ремонта в объеме ТР-2 проведенного Арендодателем и/или третьим лицом по поручению Арендодателя (за исключением Арендатора), за исключением случаев замененных и/или отремонтированных узлов и деталей.
Также Арендатор должен оплатить Арендодателю вознаграждение за оказанные услуги в ремонте 2%, в том числе НДС (20%), от суммы понесенных расходов в течение 10 рабочих дней с даты получения Отчета.
Исходя из изложенного, обязанность по выплате агентского вознаграждения установлена Ответчику условиями договора Аренды, заключенного между Истцом и Ответчиком, требования Истца в этой части обоснованы и законны.
Довод Ответчика о необоснованном взыскании стоимости новых или отремонтированных деталей подлежит отклонению.
Истцом к материалам дела были приобщены расчетно-дефектные ведомости по ремонту всех спорных вагонов.
Ответчик указывает, что Истцом в расчет исковых требований была включена стоимость вновь установленных деталей по вагонам N N 54787510, 55728893, 53257614, 55735096 на общую сумму 108 834,29 руб.
Между тем, как видно из представленных расчетно-дефектных ведомостей на вагоны N N 54787510, 55728893, 53257614, 55735096 Истцом заявлена к возмещению стоимость ремонтных работ, проведенных в объёме ТР-2.
В соответствии с п.3.1.12 Договора аренды N ДА 208/01-15 от 31.10.2015 в редакции дополнительного соглашения N 13 от 15.03.2021, Арендодатель самостоятельно и за свой счет несет затраты на текущий отцепочный ремонт по технологическим кодам неисправностей. В случае если текущий отцепочный ремонт возникнет по претензии к некачественно проведенному ремонту Арендатором или по поручению Арендатора, Арендатор компенсирует Арендодателю стоимость текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2 грузовых вагонов, отцепленных в ремонт по технологическим кодам неисправности.
При этом никаких ограничений какие именно суммы возмещаются Ответчиком, а какие возмещению не подлежат, в условиях Договора аренды не указаны.
Из приложенных рекламационных документов на спорные грузовые вагоны следует, что все вагоны, указанные в настоящем иске, были отцеплены по технологическим кодам неисправности, что соответствует условиям возмещения убытков по Договору аренды N ДА 208/01-15 от 31.10.2015.
Истцом (Арендодателем) понесены убытки по восстановлению своего подвижного состава, из-за некачественного ремонта, проведенного Ответчиком (Арендатором).
Условиями Договора аренды на Ответчика (Арендатора) возложена обязанность по компенсации расходов Истца на устранение вышеуказанных недостатков ремонта.
Довод Ответчика на пропуске Истцом исковой давности (применение специального годичного срока), отклоняется судом апелляционной инстанции.
Обязанность по возмещению убытков Истца возложена на Ответчика заключенным между сторонами Договора аренды N ДА 208/01-15.
К требованиям, вытекающим из договора аренды, применяется общий срок исковой давности - три года (п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Взаимоотношения между Сторонами в данной категории споров регламентируются гл. 34 Гражданского кодекса Российской федерации.
Предметом искового заявления является возмещение Арендатором убытков Арендодателя, а не претензии к качеству проведенного ремонта, предъявляемые к предприятию, проводившему ремонт грузового вагона, вытекающие из договоров на проведение текущего отцепочного ремонта, заключенных между Истцом и вагоноремонтными предприятиями.
Данный подход подтверждается судебными актами по иным делам между теми же лицами, рассмотренным по аналогичным обстоятельствам.
При изложенных обстоятельствах, и вопреки позиции апеллянта, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2022 по делу N А40-193291/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193291/2022
Истец: АО ВТБ ЛИЗИНГ
Ответчик: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"