г. Пермь |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А60-40407/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Гуляевой Е.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Эстейт Проперти" - Гавриловой И.А. (по доверенности от 13.05.2022, паспорт, диплом);
представителя государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" - Родионовой О.Г. (по доверенности от 29.12.2022, паспорт, диплом);
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2022 года
по делу N А60-40407/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Эстейт Проперти" (ИНН 7724400246, ОГРН 1177746114204)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ОГРН 1036602638588, ИНН 6658091960), государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (ОГРН 1186658003069, ИНН 6671082330),третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ОГРН 1046603570386, ИНН 6670073005), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эстейт Проперти" (далее - общество "Эстейт Проперти") обратилось в Кировский районный суд города Екатеринбурга с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство, МУГИСО), государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - учреждение "Центр государственной кадастровой оценки"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) о взыскании солидарно убытков в размере 85 000 руб. Исковые требования обоснованы ссылкой на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), которое впоследствии привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 28.06.2022 гражданское дело N 2-3468/2022 по заявленному иску передано для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Свердловской области.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2022 дело принято к производству.
Определением суда от 07.10.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465, ИНН 7706560536, далее - Росреестр).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции принят отказ истца от требований к Росреестру, Управлению Росреестра по Свердловской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" и производство по делу в этой части прекращено; Управление Росреестра и кадастровая палата привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе рассмотрения спора судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение исковых требований, в соответствии с которым истец просил взыскать с учреждения "Центр государственной кадастровой оценки", а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности - с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, убытки в размере 85 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2022 исковые требования удовлетворены; с учреждения "Центр государственной кадастровой оценки", а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности - с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, в пользу общества "Эстейт Проперти" взыскано 85 000 руб. убытков, 2 750 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение "Центр государственной кадастровой оценки" обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на недоказанность совокупности обстоятельств, обязательных для взыскания убытков. Указывает, что ни регистрация договора аренды, ни исключение комментария "Изменение площади за счет внутренней перепланировки помещения" не являются изменением ни количественных, ни качественных характеристик, в связи с чем сведения об объектах истца не подлежали внесению кадастровой палатой в реестр недвижимости в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и направлению учреждению "Центр государственной кадастровой оценки". Отмечает, что изначально по состоянию на 01.01.2019 (до того, как Управление Росреестра по Свердловской области объекты истца необоснованно включило в выгрузку в рамках статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость была утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 N 2500 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов" в следующем размере: 66:41:0608010:3279 - 272119194,6568 руб. (4 знака после запятой), 66:41:0608010:3263 - 2049140346,4563 руб. (4 знака после запятой); в Отчете от 19.08.2019 N 1/2019 "Об итогах государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области" для утверждения указанным выше приказом Министерства от 27.09.2019 N 2500 кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в значениях с 4 знаками после запятой; Управление Росреестра по Свердловской области направило в адрес МУГИСО письмо от 03.02.2022 N 29-21/02435 о необходимости расчета кадастровой стоимости в значениях с 2 знаками после запятой; по результатам обработки перечня в рамках статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" учреждение привело значения кадастровой стоимости в соответствие с требованиями Управления Росреестра, округлив до 2 знаков после запятой, что привело к изменению кадастровой стоимости объектов истца; после того как Управление Росреестра объекты истца необоснованно включило в выгрузку в рамках статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объектов учреждением не пересчитывалась, ее изменение произошло в результате математического округления и составила: 66:41:0608010:3279 - 272119207,54 руб. (2 знака после запятой), 66:41:0608010:3263 - 2049140554,91 руб. (2 знака после запятой); в дальнейшем кадастровая стоимость была возвращена к значению по состоянию на 01.01.2019, утвержденному Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 N 2500 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов" в следующем размере: 66:41:0608010:3279 - 272119194,6568 руб., 66:41:0608010:3263 - 2049140346,4563 руб. и оспорена истцом в Свердловском областном суде в рамках административного дела N 3а-15/2021 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Учитывая изложенное, заявитель считает, что в действиях учреждения отсутствуют противоправное поведение и вина, а также причинно-следственная связь между действиями и возникшими убытками. При таких обстоятельствах, заявитель считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 02.03.2023.
В апелляционный суд от общества "Эстейт Проперти" поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых истец выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
От Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство поддержало доводы учреждения.
От публично-правовой компании "Роскадастр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий возражения против ее удовлетворения.
От других участвующих в деле лиц отзывы и возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Представители общества "Эстейт Проперти" и учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" приняли участие в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Представитель учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, просил ее удовлетворить.
Представитель общества "Эстейт Проперти" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Свердловского областного суда от 25.05.2021 по делу N 3а-15/2021 удовлетворены требования АО "АЛЬФА-БАНК" об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по четырем объектам недвижимости, входящим в состав Торгово-развлекательного комплекса "КомсоМОЛЛ".
Помещения в нежилом здании торгово-развлекательного комплекса "КомсоМОЛЛ" принадлежат АО "АЛЬФА-БАНК" (ИНН 7728168971) на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН N 66:41:0608010:3263-66/001/2018-64, N 66:41:0608010:3279-66/001/2018-10, N 66:41:0608010:3776-66/001/2019-10 и N 66:41:0608010:3772-66/001/2018-7 от 08.06.2018.
Истец по настоящему делу участвовал в рассмотрении указанного дела в качестве третьего лица и нес все судебные и досудебные расходы исходя из того, что собственник передал помещения в доверительное управление истцу, о чём между собственником и истцом заключен договор доверительного управления от 08.06.2018 N 5-ДДУ (запись N 66:41:0608010:3263-66/001/2018-69, N 66:41.0608010:3279-66/001/2018-11 и N 66:41:0608010:3772-66/001/2018-8 от 20.12.2019 N 66:41:0608010:3776-66/001/2019-11).
Изначально кадастровая стоимость объектов недвижимости была определена по результатам проведения массовой государственной кадастровой оценки и утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 N 2500 и составила: кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 66:41:0608010:3263, общей площадью 53450,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Дублер Сибирского тракта, д. 2, составила 2049140554,91 рублей. Дата определения кадастровой стоимости: 21 января 2019 года, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 66:41:0608010:3279, общей площадью 6439,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Дублер Сибирского тракта, д. 2, составила 272119207,54 рублей. Дата определения кадастровой стоимости - 07 августа 2019 года, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 66:41:0608010:3776, общей площадью 7985,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Дублер Сибирского тракта, д. 2, составила 334105923,81 рублей. Дата определения кадастровой стоимости - 01 января 2019 года. Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 66:41:0608010:3772, общей площадью 163 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Дублер Сибирского тракта, д. 2, составила 7441619,73 рублей. Дата определения кадастровой стоимости: 01 января 2019 года.
Истец указал, что до обращения в суд с иском об установлении кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости, что порядка 30-40% ниже определенной ответчиками стоимости, собственник, через своего доверительного управляющего и истца по настоящему иску, вынужден был обратиться за досудебной оценкой рыночной стоимости к независимым экспертам. Проведение экспертизы проводилось на возмездной основе и в соответствии с договором N 07-04/20 от 09.04.20 истец оплатил досудебную экспертизу для проведения оценки 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей (платежное поручение N 438 от 28.04.20 на сумму 75 000 рублей, платежное поручение N 606 от 14.08.20 на сумму 95 000 рублей, акт сдачи-приемки б/н от 18.08.20 к дог. N 07-04-20 от 09.04.20). Кадастровая стоимость спорных объектов должна была быть определена по состоянию на 01 января 2019 года. Однако при утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3279 и 66:41:0608010:3263 ответчиком при передаче данных для внесения в Единый государственный реестр была допущена техническая ошибка в части утверждении дат определения их стоимости, а именно: вместо даты определения на 01 января 2019 года по двум указанным объектам были установлены даты 07.08.2019 и 21.01.2019 соответственно.
Представитель истца пояснил, что указанная ошибка привела к дальнейшему внесению изменений в Единый государственный реестр обновленных сведений в части дат определения стоимости по объектам недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3279 и 66:41:0608010:3263, что спровоцировало еще большее увеличение кадастровой стоимости указанных объектов, а именно: 272119194,6568 рублей по объекту с кадастровым номером 66:41:0608010:3279 и 2049140346,4563 рублей по объекту с кадастровым номером 66:41:0608010:3263. В целях определения достоверности уже новой стоимости спорных объектов, истец вынужден был проводить повторную оценку объектов недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3279 и 66:41:0608010:3263, которая оказалась, также как и в первый раз, несоответствующей стоимости, определенной ответчиком, а именно - 84 267 872,18 рублей и 596 372 000 рублей соответственно.
Истец указал, что в дальнейшем, преувеличение кадастровой стоимости по всем четырем объектам недвижимости подтвердилось в ходе проведения судебной оценочной экспертизы и расходы на повторную экспертизу двух спорных объектов были взысканы с ответчика (Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области) в рамках возмещения судебных расходов по административному делу. Однако из-за допущенной ответчиком технической ошибки, истец вынужден был понести лишние расходы, что является убытком для истца. Так, проведена оценка двух объектов недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3279 и 66:41:0608010:3263 с ошибочно установленными ответчиками датами определения кадастровой стоимости 07.08.2019 и 21.01.2019 соответственно. Досудебная экспертиза всех четырех объектов недвижимости составила 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей, т.е. по 42 500 (сорок две тысячи пятьсот) рублей за каждый объект. Соответственно, стоимость досудебной оценки двух спорных объектов составит: 170 000 рублей/4 объект*2 объекта = 85 000 (восемьдесят пять тысяч) рублей.
В качестве доказательств расходов, связанных с досудебной оценкой спорных объектов недвижимости, истцом представлены: договор N 07-04/20 от 09.04.20 на проведение оценки, платежное поручение N 438 от 28.04.20 на сумму 75 000 рублей, платежное поручение N 606 от 14.08.20 на сумму 95 000 рублей, акт сдачи-приемки б/н от 18.08.20 к дог. N 07-04-20 от 09.04.20.
Указанные обстоятельства явились основаниям для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков в размере 85 000 руб.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела факта причинения истцу убытков на сумму 85 000 руб. Суд руководствовался статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 24 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на верно установленных обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и применимых нормах права. Оценка представленных в дело доказательств в совокупности, произведенная судом апелляционной инстанции в порядке статьи 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и доводов сторон, не позволила суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика - учреждения "Центр государственной кадастровой оценки", направленные по существу на переоценку выводов суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не принимаются.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии со статьей 15 ГК РФ.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
По смыслу статьи 15 ГК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать: наличие причинной связи между нарушением права и возникшими убытками; факт нарушения обязательства; размер убытков.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются нормами Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ, Закон о государственной кадастровой оценке).
Государственная кадастровая оценка - совокупность установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (подпункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки; 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ).
Согласно Главе 2 Постановления Правительства Свердловской области от 26.07.2012 N 824-ПП "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области" Министерство осуществляет в сфере проведения государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области следующие полномочия:
1) наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки", а также устанавливает дополнительные требования к работникам бюджетного учреждения, привлекаемым к определению кадастровой стоимости;
2) принимает решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества;
3) утверждает результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества;
4) утверждает средний уровень кадастровой стоимости земельных участков по каждому муниципальному району и городскому округу, расположенным на территории Свердловской области;
5) создает комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и устанавливает порядок ее создания в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";
5-1) принимает решения о необходимости перерасчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
6) иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - учреждение) в соответствии с приказом от 24.01.2018 N 121 Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
На территории Свердловской области согласно Приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 02.02.2018 N 243 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области" проведена государственная кадастровая оценка в отношении следующих видов объектов недвижимости: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, предприятий как имущественных комплексов и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков). Год проведения работ 2019.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции, действующей на дату проведения кадастровой оценки) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Уральскому федеральному округу на основании указанного решения о проведении кадастровой оценки сформировало перечень объектов, которые должны были быть оценены по состоянию на 01.01.2019 в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.02.2017 N 74 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке".
Перечень направлен в Учреждение письмом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 12.02.2019 N 17-01-82/2190 (далее - Перечень объектов недвижимости на 01.01.2019) согласно части 7 статьи 13 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действующей на дату проведения кадастровой оценки.
Учреждение определило кадастровую стоимость объектов, содержащихся в перечне в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (п. 1 ст. 14 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действующей на дату проведения кадастровой оценки, Приказ Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке", действующий на дату проведения кадастровой оценки).
По результатам определения кадастровой стоимости Учреждением составлен Отчет от 19.08.2019 N 1/2019 "Об итогах государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области" (далее - Отчет). Он опубликован в Фонде данных государственной кадастровой оценки.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 N 2500 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов" (далее - Приказ от 27.09.2019 N 2500) утверждены результаты определения кадастровой стоимости.
На основании части 7 статьи 15 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ (в редакции на дату формирования перечня) подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей:
1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка;
2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0283 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости).
По результатам выполнения мероприятий, установленных указанными выше нормативными актами, Управление Росреестра по Свердловской области направило в адрес Учреждения письмо от 16.01.2020 N 29-27/00800 с перечнем объектов, в отношении которых произошло изменение качественных и (или) количественных характеристик. Среди объектов недвижимости были объекты с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3263 и 66:41:0608010:3279.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ Учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, а также исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ.
Сведения о пересчитанной на основании статьи 16 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ кадастровой стоимости указанных объектов и акты об определении кадастровой стоимости от 14.02.2020 N 165 и 11 были направлены в Управление Росреестра по Свердловской области (исх. от 17.01.2020 N 98).
Как установлено судом первой инстанции, при утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3279 и 66:41:0608010:3263 ответчиком ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" спорные объекты переоценены на иные, отличные от 01.01.2019 года даты и для внесения в Единый государственный реестр переданы данные в актах N 11 и N 165 от 14.02.2020 с искаженными датами 07.08.2019, 31.01.2019 соответственно, и искаженными стоимостями; указанная переоценка связана с внесением изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество по обоим спорным объектам; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0608010:3279 из сведений об объекте недвижимости 07.08.2019 в ЕГРН исключены поясняющие сведения "Изменение площади за счет внутренней перепланировки помещения"; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0608010:3263 в связи с государственной регистрацией договора аренды в ЕГРН 21.01.2019 были внесены сведения о части объекта недвижимости площадью 1922,3 кв.м, (номер регистрации ограничения (обременения) в виде аренды - 66:41:0608010:3263-66/001/2019-73).
В связи с внесенными изменениями и согласно части 9 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в ред. от 29.07.2017) после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На момент внесения изменений по спорным объектам действовал Закон N 237-ФЗ в ред. от 29.07.2017, в соответствии с которым формирование и направление перечней объектов недвижимости, подлежащих оценке, не было урегулировано законодательством Российской Федерации, в связи с чем был разработан Временный порядок реализации требований части 9 статьи 24 и статьи 16 Закона N 237-ФЗ (далее - Временный порядок).
Согласно пункту 1 Временного порядка в течение 10 рабочих дней со дня внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом N 237-ФЗ, Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации обеспечивает формирование и предоставление в Бюджетное учреждение перечня объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о которых внесены изменения в период с 1 января по 31 декабря года проведения государственной кадастровой оценки.
В перечень включаются актуальные по состоянию на 31 декабря года проведения государственной кадастровой оценки сведения об объектах недвижимости, в отношении которых в период проведения государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 1.2 Временного порядка в субъектах Российской Федерации, ведение ЕГРН в которых осуществляется в унаследованной информационной системе кадастра недвижимости, формирование перечня осуществляет филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъекту Российской Федерации в течение 8 рабочих дней со дня внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости. Сформированный и подписанный перечень с сопроводительным письмом передается филиалом в Управление Росреестра.
За регистрирующим органом не закреплена обязанность по оценке вносимых изменений в отношении объектов недвижимости. И, напротив, учитывая нижеизложенное, обязанность исследования представленных для оценки документов и отнесения или не отнесения внесенных изменений к категории изменения количественных и/или качественных изменений закреплена за ответчиком ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" в соответствии со следующими нормативными актами.
На дату определения кадастровой стоимости спорных объектов действовали Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 (ред. от 09.08.2018) (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.1. Методических рекомендаций настоящие методические указания о государственной кадастровой оценке (далее - Указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение).
На территории Свердловской области такими полномочиями наделен ответчик ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" в соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом от 24.01.2018 N 121.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ к полномочиям ответчика ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" относится, в том числе, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о государственной кадастровой оценке ответчик ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" обязан исследовать документацию, необходимую для определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В соответствии с пунктом 1.11 Методических указаний в редакции от 09.08.2018 определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременении (ограничений) объекта недвижимости, за исключением публично-правовых ограничений прав на недвижимость, связанных с регулированием использования (в том числе зонированием) территории, охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), охраной окружающей среды, безопасностью населения и государства".
Исходя из изложенного, как верно указано судом первой инстанции, регистрация права аренды (обременения) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0608010:3263 и исключение уточняющей записи в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0608010:3263 не является изменением ни количественной, ни качественной характеристики объекта.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ в обязанности бюджетного учреждения входит исследование документации, необходимой для определения кадастровой стоимости, аналогичная обязанность содержится в пункте 3.5 Методических указаний, согласно которому необходимо учитывать максимально полные сведения, полученные в том числе с привлечением уполномоченного органа, о местоположении, физических, технических и эксплуатационных характеристиках, степени благоустройства объектов недвижимости, ограничениях в их использовании, иных характеристиках, необходимых для определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1.2 Временного порядка филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по УрФО автоматически был сформирован перечень объектов недвижимости, в отношении которых в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 был осуществлен государственный кадастровый учет, и направлен в адрес Управления Росреестра по Свердловской области 15.01.2020.
Согласно пункту 1.3 Временного порядка в течение 20 рабочих дней после получения перечня Бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, на основании результатов соответствующей государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, определяется Бюджетным учреждением, в случае если такие изменения влекут за собой изменение их кадастровой стоимости.
Оценка изменившихся параметров спорных объектов недвижимости на предмет изменения или не изменения качественных и/или количественных характеристик относится законодателем на ответчика ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки". В свою очередь, указанный ответчик неверно оценил полученные от Росреестра параметры и произвел переоценку спорных объектов на неверные даты.
Указанная ошибка привела к дальнейшему внесению изменений в Единый государственный реестр искаженных сведений в части дат определения и их стоимости по двум объектам недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3279 и 66:41:0608010:3263, что спровоцировало еще большее увеличение кадастровой стоимости указанных объектов. А именно: 272119194,6568 рублей по объекту с кадастровым номером 66:41:0608010:3279 и 2049140346,4563 рублей по объекту с кадастровым номером 66:41:0608010:3263.
Для целей определения достоверности уже новой стоимости спорных объектов, истец вынужден был проводить повторную оценку объектов недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3279 и 66:41:0608010:3263, которая оказалась, так же как и в первый раз, не соответствующей стоимости, определенной ответчиками, а именно: 84267872,18 рублей и 596372000 рублей соответственно.
В дальнейшем, преувеличение кадастровой стоимости по всем четырем объектам недвижимости подтвердилось в ходе проведения судебной оценочной экспертизы и расходы на повторную экспертизу двух спорных объектов были взысканы с ответчика (Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области) в рамках возмещения судебных расходов по административному делу.
Однако, из-за допущенной ответчиком ошибки, истец вынужден был понести лишние расходы, что является убытком для истца, а именно производство оценки двух объектов недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3279 и 66:41:0608010:3263 с ошибочно установленными ответчиками датами определения кадастровой стоимости 07.08.2019 и 21.01.2019 соответственно. Досудебная экспертиза всех четырех объектов недвижимости составила 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей, т.е. по 42 500 (сорок две тысячи пятьсот) рублей за каждый объект. Соответственно, стоимость досудебной оценки двух спорных объектов составит: 170 000 рублей / 4 объект * 2 объекта = 85 000 руб.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопреки доводам учреждения, факт допущенной ошибки и вина ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" установлены судом первой инстанции на основе исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в соответствии со статьей 71 АПК РФ, признал доказанным факт переоценки ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" объектов истца, в связи с чем пришел к выводу, что материалами дела подтверждена виновность данного учреждения и причинно-следственная связь между действиями учреждения и наступившими у истца убытками.
Учитывая, что противоправность действий ответчика материалами дела подтверждается, причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими у истца убытками имеется, исходя из того, что учредителем учреждения является МУГИСО, суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств обоснованно взыскал с учреждения, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства, в пользу истца убытки в сумме 85 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционная жалоба учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2022 года по делу N А60-40407/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40407/2022
Истец: ГУ МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЭСТЕЙТ ПРОПЕРТИ"
Ответчик: ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки", ГУ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ, Мингосимущества Свердловской области, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестр по Свердловской области"
Третье лицо: ФГБУ "ФКП" Росреестр", Филиал ФГБ "ФКУ Росреестр", ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСКАДАСТР"