г. Чита |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А78-5736/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Нефтемаркет" Корсунова А.М. (доверенность от 19.09.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения "Управление лесничествами Забайкальского края" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 декабря 2022 года по делу А78-5736/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтемаркет" (ОГРН 1027501152601, ИНН 7535002680, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному казенному учреждению "Управление лесничествами Забайкальского края" (ОГРН 1167536050824, ИНН 7536157052, далее - административный орган, учреждение) о признании незаконным и отмене полностью постановления N 81 от 11 мая 2022 года о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерство природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (ИНН 7722319952, ОГРН 1157746215527).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 08 декабря 2022 года по делу А78-5736/2022 заявленные требования удовлетворены.
Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что в данном случае, ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" в момент выявления правонарушения ПАО "Нефтемаркет" проводило именно лесную охрану, в ходе осуществления систематического патрулирования лесов согласно план-графика маршрута патрулирования по Читинскому лесничеству. ГКУ "Управление лесничества Забайкальского края" согласно Уставу осуществляет также лесную охрану. Судом не учтено, что план-график маршрута патрулирования в материалах дела имеется, что является прямым доказательством о проведении лесной охраны в форме патрулирования лесов. Таким образом, Арбитражный суд Забайкальского края при вынесении решения не мог утверждать, что учреждение провело именно контрольное (надзорное) мероприятие, проведение которых в 2022 году ограничено.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.01.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края", Министерство природных ресурсов Забайкальского края, ФГБУ "Рослесинфорг" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ПАО "Нефтемаркет" по договору аренды лесного участка N 10-33 от 1 июня 2010 года использует лесной участок площадью 0,4 га, расположенный в Читинском районе, Читинском лесничестве, квартал 60, выдел 21 (т.1 л.д.51-55).
В результате проведения рейдовых мероприятий, зафиксированных в отчете о выполнении планового (рейдового) задания N 26 от 17 марта 2022 года (т.1 л.д.44-45), а также акте N 26 планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 17 марта 2022 года (т.1 л.д.46-47), установлено, что ПАО "Нефтемаркет" осуществляет деятельность на участке, который расположен на землях лесного фонда, квартал 60, выдел 21 Городского участкового лесничества Читинского лесничества, площадь занимаемого участка 0,4 га. На участке располагается автомобильная заправочная станция.
В связи с отсутствием у ПАО "Нефтемаркет" проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесной декларации, должностное лицо ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" назначило рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении (т. 1 л.д.37).
Выявленные обстоятельства послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, о чем 7 апреля 2022 года составлен протокол об административном правонарушении N 1/11 по статье 7.9 КоАП РФ (т.1 л.д.38-39).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 11 мая 2022 года N 81 ПАО "Нефтемаркет" привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (т.1 л.д.10-12).
Не согласившись с названным постановлением, ПАО "Нефтемаркет" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Диспозицией статьи 7.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Объектом указанного правонарушения являются лесные участки, права пользования ими.
Субъектом правонарушения может выступать любое лицо, самовольно использующее лесной участок в отсутствие или без надлежаще оформленной документации.
Объективная сторона заключается, в том числе, в совершении активных противоправных действий, направленных на использование земельных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу части 1 статьи 24 ЛК РФ, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
На основании частей 1 и 2 статьи 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Частью 1 статьи 88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 89 ЛК РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, использование лесных участков осуществляется не только на основании договора аренды, но и на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы. Следовательно, проект освоения лесов является специальным разрешением на использование лесного участка в названных целях.
В рассматриваемом случае обществу вменено самовольное использование лесного участка без документов, предусмотренных действующим законодательством (проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесная декларация на право пользования).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из протокола об административном правонарушении от 7 апреля 2022 года (т.1 л.д.38-39) следует, что в результате проведения рейда N 26 от 17 марта 2022 года установлено, что ПАО "Нефтемаркет" самовольно без разрешительных документов (проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесная декларация на право пользования) использует лесной участок, который расположен на землях лесного фонда квартал 60 выдел 21 Городского участкового лесничества Читинского лесничества, площадь участка 0,4 га, находится заправочная станция.
В постановлении от 11 мая N 81 назначении административного наказания (т.1 л.д.10-12) также зафиксировано, что нарушение выявлено в результате проведения рейдовых мероприятий N 26 от 17 марта 2022 года.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по установленным основаниям.
Вопреки утверждению апеллянта, из материалов дела достоверно следует, что вмененное обществу правонарушение выявлено в результате проведения рейда N 26 от 17 марта 2022 года. Мероприятие проведено в соответствии с приказом (распоряжением) органа государственного лесного надзора о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 17 марта 2022 года N 26 (т.1 л.д.41) на основании плана-графика маршрутов патрулирования по Читинскому лесничеству в соответствии с приказом N 5 от 11 января 2022 года. Правовые основания проведения рейдового мероприятия, обследования лесных участков: статьи 96, 98.2 ЛК РФ. Для проведения мероприятия выдано плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 17 марта 2022 года N 26 (т.1 л.д.42).
По результатам проведения мероприятия составлен отчет о выполнении планового (рейдового) задания N 26 от 17 марта 2022 года (т.1 л.д.44-45), а также акт N 26 планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 17 марта 2022 года (т.1 л.д.46-47).
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) регламентирован статьей 96 ЛК РФ.
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней (часть 2).
Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) (часть 3).
Положение о государственном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)" утверждено Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) (далее - Положение о лесном надзоре).
На основании пункта 32 Положения о лесном надзоре органы государственного надзора осуществляют государственный контроль (надзор) посредством проведения:
а) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом;
б) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом.
Пунктом 33 Положения о лесном надзоре установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе.
В соответствии с пунктом 34 Положения о лесном надзоре, на плановой основе проводятся:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
Согласно пункту 35 Положения о лесном надзоре, на внеплановой основе проводятся:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) выездная проверка;
г) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
д) выездное обследование.
Рейдовый осмотр (проводится в порядке, определенном статьей 71 Федерального закона) (пункт 37 Положения о лесном надзоре).
Статья 71 Закона N 248-ФЗ регламентирует рейдовый осмотр, так под рейдовым осмотром в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц (часть 1).
Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом (часть 2).
Из Устава ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" следует, что учреждение осуществляет, в том числе, государственный лесной надзор (лесную охрану) (пункт 2.2.).
Таким образом, из материалов дела следует, что рассматриваемое правонарушение выявлено в результате проведения рейдового осмотра, проводимого в рамках государственного контроля (надзора).
Административным органом приведен довод о том, что правонарушение выявлено в рамках проведения лесной охраны.
Под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения. Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 98.2. ЛК РФ).
Лесная охрана осуществляется указанными в части 1 статьи 96 настоящего Кодекса федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, указанными в части 1 статьи 98 настоящего Кодекса. Лесная охрана может осуществляться государственными учреждениями, указанными в части 2 статьи 19, части 1 статьи 96 настоящего Кодекса, и муниципальными учреждениями, указанными в части 1 статьи 98 настоящего Кодекса (часть 2).
В силу части 3 статьи 98.2 ЛК РФ, должностные лица уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
1) осуществлять систематическое патрулирование лесов;
2) определять состояние лесов и влияние на них природных и антропогенных факторов;
3) предотвращать, выявлять и пресекать нарушения требований лесного законодательства гражданами;
4) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанным с нарушениями требований лесного законодательства, выявленными в ходе осуществления систематического патрулирования лесов;
5) направлять в соответствующие государственные органы материалы о нарушениях требований лесного законодательства, выявленных в ходе осуществления систематического патрулирования лесов, содержащих признаки административных правонарушений и (или) преступлений.
Приказом Минприроды России от 15.12.2021 N 955 утвержден Порядок и Нормативы осуществления лесной охраны (далее - Порядок осуществления лесной охраны).
Согласно пункту 2 Порядка осуществления лесной охраны лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами органов лесной охраны.
Перечень должностных лиц лесной охраны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных им государственных и муниципальных учреждений утверждается указанными органами в пределах компетенции, установленной пунктом 1 настоящего Порядка.
На основании пункта 3 Порядка осуществления лесной охраны, систематическое патрулирование лесов осуществляется посредством осмотра территорий в границах лесничеств в целях, установленных частью 1 статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации, проводимого должностными лицами лесной охраны по маршрутам патрулирования лесов в соответствии с пунктами 8-10, 12 настоящего Порядка, с периодичностью, определенной в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Порядка.
Пунктом 4 Порядка осуществления лесной охраны установлено, что патрулирование лесов осуществляется в пешем порядке, с использованием немоторизированных средств передвижения, на ездовых животных, на транспортных средствах, самоходных машинах и других видах техники.
В соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления лесной охраны патрулирование лесов осуществляется патрульной группой, состоящей из двух и более должностных лиц лесной охраны (во главе со старшим патрульной группы), в соответствии с планом-графиком патрулирования лесов и картой-схемой маршрутов патрулирования лесов, указанными в пунктах 7-9 настоящего Порядка. При патрулировании лесов на землях обороны и безопасности допускается участие должностных лиц Минобороны России. Информация отражается в плане-графике патрулирования лесов при согласовании такого графика с Минобороны России.
Согласно пункту 7 Порядка осуществления лесной охраны руководитель (заместитель руководителя) федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление ООПТ федерального значения, органа местного самоуправления, лесничества, в пределах компетенции согласно пункту 1 настоящего Порядка ежегодно до 30 декабря года, предшествующего году осуществления лесной охраны, утверждает план-график патрулирования лесов, которым определяется ежемесячное количество патрулирования лесов для лесничеств (в разрезе участковых лесничеств) в соответствии с абзацем вторым пункта 6 настоящего Порядка, и карту-схему маршрутов патрулирования лесов для лесничества (в разрезе участковых лесничеств).
В силу пункта 11 Порядка осуществления лесной охраны, патрулирование лесов проводится на основании задания на осуществление патрулирования лесов (рекомендуемый образец приведен в приложении 2 к настоящему Порядку), утвержденного руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление ООПТ федерального значения, органа местного самоуправления, в пределах компетенции согласно пункту 1 настоящего Порядка.
На основании пункта 18 Порядка осуществления лесной охраны, по результатам проведения патрулирования лесов должностными лицами лесной охраны составляется акт патрулирования лесов (рекомендуемый образец приведен в приложении 3 к настоящему Порядку).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" проведено контрольное (надзорное) мероприятия - рейдовый осмотр. На это указывают представленные документы: плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 17 марта 2022 года N 26 (т.1 л.д.42); приказ (распоряжение) органа государственного лесного надзора о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 17 марта 2022 года (т.1 л.д.41); отчет о выполнении планового (рейдового) задания N 26 от 17 марта 2022 года (т.1 л.д.44-45), акт N 26 планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 17 марта 2022 года (т.1 л.д.46).
Приказ ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" N 5 от 11 января 2022 года, на основании которого проводилось рейдовое мероприятие, принят во исполнение Приказа Минприроды России от 31.08.2015 N 373 "Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований", который, в свою очередь, принят в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Довод ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" о проведении мероприятий лесной охраны противоречит представленным в материалы дела доказательствам, в частности документов установленной формы, свидетельствующих о проведении лесной охраны в форме патрулирования патрульной группой, не представлено. Из представленных документов следует, что рейдовый осмотр проведен участковым лесничим Городского участкового лесничества, который в силу Приказа Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 02.08.2021 N 39-н/п был наделен полномочиями на осуществление государственного лесного контроля (надзора).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил проведение именно контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которых в 2022 году ограничено, то есть рассматриваемое правонарушение выявлено по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не может являться законным основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении и не может быть признано дозволенным методом по выявлению противоправных деяний, в связи с чем полученные в результате неправомерных действий доказательства являются недопустимыми и не подтверждают каких-либо фактов и обстоятельств, свидетельствующих о событии административного правонарушения.
С учетом изложенного следует признать, что в материалах дела отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ПАО "Нефтемаркет" состава вменяемого ему административного правонарушения.
Допущенные административным органом нарушения при сборе доказательств являются неустранимыми и носят существенный характер, так как не позволяют на основании допустимых доказательств достоверно установить событие административного правонарушения, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признанию незаконным и отмене полностью постановления ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" от 11 мая 2022 года N 81 о назначении административного наказания.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 декабря 2022 года по делу А78-5736/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5736/2022
Истец: ПАО "Нефтемаркет"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНИЧЕСТВАМИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, ФГБУ РОСЛЕСИНФОРГ