г. Томск |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А27-17469/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Иванова О.А.
Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном онлайн - заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (N 07АП-1306/2023) на решение от 23.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17469/2022 (судья Гатауллина Н.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стрела", город Ростов-на-Дону (ОГРН1226100005856, ИНН 6163225354) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) о признании незаконным решения от 12.08.2022 по делу N 042/06/49-973/2022 третьи лица: государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасская детская клиническая больница имени профессора Ю.Е. Малаховского", город Новокузнецк (ОГРН 1024201755380, ИНН 4220006125); Департамент контрактной системы Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1064205130373, ИНН 4205120352),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Зеленская В.Г., доверенность, диплом, паспорт;
- от заинтересованного лица - Кузнецова Е.Г., доверенность, диплом, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стрела" (далее - заявитель, ООО "Стрела") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России) о признании незаконным решения от 12.08.2022 по делу N 042/06/49-973/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасская детская клиническая больница имени профессора Ю.Е. Малаховского"; Департамент контрактной системы Кузбасса.
Решением суда от 23.01.2023 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что согласно пункту 6 Положения об общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторах, утвержденного приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.03.2017 "Об утверждении Положения об Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторах" коды ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКТМО, ОКФС и ОКОПФ устанавливаются юридическим лицам, их филиалам и представительствам, организациям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики. ООО "Стрела" имеет код ОКОГУ 4210014. Согласно ОК 006-2011 "Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления" (утв. Приказом Госстандарта от 26.04.2011 N 60-ст) (ред. от 27.04.2022) (Дата введения 01.01.2012) наименование кода 4210014: "Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами и гражданами совместно". Также в соответствии с указанным классификатором общероссийские общественные организации имеют код 4220001 "Общероссийские общественные объединения". В соответствии с указанными сведениями, учредителем ООО "Стрела" является не общероссийская общественная организация инвалидов непосредственно, а региональная организация, учрежденная юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами и гражданами совместно, в связи с чем положения статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не распространяются в отношении данного хозяйствующего субъекта
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет, явки представителей в судебное заседание не обеспечили, о невозможности рассмотрения апелляционной жалобы ввиду наличия уважительных причин суд не известили, что в силу статьи 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 12.07.2022 ГБУЗ "Кузбасская детская клиническая больница имени профессора Ю.Е. Малаховского" (Заказчик) опубликовано извещение N 0139200000122009160 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку расходных материалов для генератора электрохирургического ультразвукового. Начальная (максимальная) цена контракта 4353885,60 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.07.2022 N ИЭА1 ООО "Стрела" было признано победителем.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона установлено преимущество организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона N 44-ФЗ в размере 15%.
Отказ Заказчика от предоставления преимуществ послужил основанием для обращения ООО "Стрела" с жалобой в Кемеровское УФАС России.
Решением Кемеровского УФАС России от 12.08.2022 г. по делу N 042/06/49- 973/2022 жалоба заявителя признана необоснованной.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО "Стрела" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что Ростовская областная организация является структурным подразделением общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". ООО "Стрела" как и ее учредитель - РОО ООО "ВОИ", является структурным подразделением Всероссийского общества инвалидов, следовательно, на нее распространяется действие части 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона N 44-ФЗ, в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 2 статьи 29 Закон N 44-ФЗ участие организаций инвалидов в закупках положения настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Заинтересованным лицом в апелляционной жалобе указано, что в соответствии с пунктом 6 Положения об Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторах, Коды ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКТМО, ОКФС И ОКОПФ устанавливаются юридическим лицам, их филиалам и представительствам, организациям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики.
По мнению заинтересованного лица, заявитель имеет несоответствующий код ОКОГУ, на основании чего заинтересованным лицом сделан вывод о том, что учредителем ООО "Стрела" является не общероссийская организация инвалидов, а региональная организация, в связи с чем ООО "Стрела" не соответствует требованиям статьи 29 Закона N 44-ФЗ.
Однако, как верно установлено судом первой инстанции, учредителем ООО "Стрела" является Ростовская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Согласно статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
В соответствии с Уставом общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ВОИ), утвержденном в новой редакции 02.11.2021 г. территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (далее - организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов.
Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. Устав ВОИ обязателен для исполнения всеми членами ВОИ. Нормы Устава ВОИ имеют приоритет по отношению к нормам уставов организаций ВОИ. В структуре ВОИ региональные организации ВОИ являются вышестоящими организациями для местных организаций ВОИ и нижестоящими по отношению к ВОИ.
ВОИ, организации ВОИ являются юридическими лицами с момента государственной регистрации, приобретают и осуществляют гражданские права и исполняют гражданские обязанности, имеют самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием, свою символику, эмблему, флаг и другие средства индивидуализации, утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также штампы, бланки установленного образца со своим наименованием и другие реквизиты, счета в кредитных организациях.
Согласно статьи 17 устава ВОИ, структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления
Российской Федерации. Структурными подразделениями ВОИ являются региональные и местные организации ВОИ.
Согласно статье 19 устава ВОИ, организации ВОИ действуют на основании собственных уставов, разработанных на основе соответствующего типового устава.
Ростовская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" зарегистрирована 26.03.1998 г. Главным управлением юстиции Российской Федерации по Ростовской области.
Как следует из типового устава региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", утвержденного Постановлением Центрального правления ВОИ от 30.07.2022 г. N 2-11 в рассматриваемом случае Ростовская областная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" является структурным подразделением Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", действует на территории Ростовской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом ВОИ и настоящим Уставом.
Кроме того, судом обосновано констатировано, что согласно статьи 60 Устава ВОИ, для обеспечения уставной деятельности ВОИ местные организации ВОИ производят ежеквартальные отчисления на расчетный счет 40 вышестоящей региональной организации ВОИ, региональные организации ВОИ производят ежеквартальные отчисления на расчетный счет ВОИ. Отчисления производятся в размере 10% от дохода организации в соответствии с положением, утверждаемым Центральным правлением ВОИ.
Арбитражный суд совершенно обоснованно при оценке доказательств по делу в их совокупности пришел к обоснованному выводу о том, что Ростовская областная организация является структурным подразделением общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". ООО "Стрела" как и ее учредитель - РОО ООО "ВОИ", является структурным подразделением Всероссийского 7 общества инвалидов, на нее распространяется действие части 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ.
Указанная позиция сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 N 307-ЭС19-15772 по делу N А44-8183/2018.
При этом сторонами не оспаривалось, что ООО "Стрела" соответствует иным, перечисленным в части 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ признакам общественной организации, имеющей преимущества при определении цены на товары на торгах.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого решения, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого ненормативного акта, в связи с чем решение антимонопольного органа правомерно признано недействительным в оспариваемой части как несоответствующее нормам антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе и нарушающее права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правомерны его выводы о незаконности решения Управления и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17469/2022 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
О.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17469/2022
Истец: ООО "Стрела"
Ответчик: УФАС по Кемеровской области
Третье лицо: Департамент контрактной системы Кузбасса, ГБУЗ "Кузбасская детская клиническая больница имени профессора Ю.Е. Малаховского"