г. Пермь |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А60-43126/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.,
судей Муталлиевой И.О., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 декабря 2202 года
по делу N А60-43126/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066)
о взыскании расходов по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ОГРН 1036602638588, ИНН 6658091960),
в отсутствие представителей сторон,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - предприятие "Спецавтобаза", предприятие, истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области далее - Управление, ответчик) 5 556,43 руб. задолженности по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО, 7 960 руб. в возмещение уплаченной государственной пошлины, возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 3 725 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2022 иск удовлетворен: с ответчика в пользу истца взыскано 5 556,43 руб. долга, 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил обжалуемое решение отменить в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы заявитель указал, что является ненадлежащим ответчиком, ссылаясь на то, что федеральным и областным законодательством предусмотрен иной порядок ликвидации несанкционированных свалок ТКО и финансирования таких работ, а земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в аренде у третьих лиц.
В связи с изложенным ответчик просит произвести его замену на надлежащих ответчиков (ООО "Каскад", ООО "Усадьба", ООО "РБ-Петровские", ООО "ТК УРАЛ", Папе Анна Валерьевна, Центрально-Уральское федеральное государственное унитарное геолого-промышленное предприятие, Молокоедов Алексей Михайлович, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства, Сидоров Валерий Николаевич).
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов апеллянта, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, и верно установлено судом первой инстанции, в адрес истца поступили сведения о наличии мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на территории г. Екатеринбург, между 2 и 3 км с правой стороны дороги на озеро Глухое, в кадастровом квартале 66:41:0309019:7 (координаты 56.820964, 60.360155; 56.821146, 60.360343).
В ходе проверки указанной информации 11.02.2020 специалистами предприятия "Спецавтобаза" установлено, что на территории указанных земельных участков незаконно размещены ТКО, объем которых превышает 1 м3.
Предприятие "Спецавтобаза" направило уведомление от 11.02.2020 об обнаружении мест несанкционированных размещения твердых коммунальных отходов и необходимости их ликвидации.
Региональным оператором ликвидировано собственными силами по указанным выше адресам несанкционированное размещение ТКО, поскольку по истечении 30 дней с момента направления уведомления договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения ТКО не заключен и место несанкционированного размещения ТКО не ликвидировано.
Расходы предприятия "Спецавтобаза" по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО составили 5 556,43 руб., в подтверждение чего представлены соответствующие калькуляции, акты с приложением фотоматериалов, заключение о ликвидации несанкционированного размещения ТКО.
В целях досудебного урегулирования спора, региональным оператором в адрес собственника земельных участков направлена претензия с требованием оплаты задолженности.
Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, задолженность не погашена, предприятие "Спецавтобаза" обратилось в суд с настоящим иском о взыскании расходов на устранение мест несанкционированного размещения ТКО.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил факт выявления региональным оператором несанкционированного размещения ТКО (свалки) и последующую ее ликвидацию собственными силами истца по указанным выше адресам; установил обоснованность расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 248 015,22 руб.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В апелляционной жалобе ответчик возражает против выводов суда первой инстанции, ссылается на то, что территориальное управление министерства не является надлежащим ответчиком по настоящему иску и мероприятия по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления относятся к мероприятиям по охране земель, которые должны быть реализованы органами местного самоуправления в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, в целях сохранения земли как природного ресурса и защиты окружающей среды, в рамках осуществления вопросов местного значения.
Данный довод не принимается апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В силу пункта 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил N 1156).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям норм статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу статьи 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 N 98-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 26.07.2012 N 824-ПП "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области", последний является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, между 2 и 3 км с правой стороны дороги на озеро Глухое (кадастровый номер: 66:41:0309019:7) входит в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:183, который находится в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно подпункту 1, пункта 4 приложения N 19 Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области, в том числе: предоставляет земельные участки в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование; передает земельные участки в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; осуществляет продажу земельных участков.
Таким образом, Управление как орган исполнительной власти по управлению земельными участками, находящихся в федеральной собственности является обязанным возместить истцу понесенные расходы.
На основании вышеизложенного доводы ответчика о том, что ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не относится к компетенции ответчика, судом апелляционной инстанции отклоняется, как необоснованный.
Тот факт, что участки переданы в аренду не освобождают собственника от несения обязанности по возмещению региональному оператору расходов на ликвидацию несанкционированных свалок.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения указанных управлением лиц в качестве соответчиков не имеется.
Факт выполнения истцом работ по ликвидации несанкционированных свалок в отсутствие заключенного с ответчиком договора подтвержден материалами дела и надлежащими доказательствами не опровергнут.
При этом Управлению в соответствии с пунктом 16 Правил N 1156 направлялось уведомление о выявлении мест несанкционированных свалок.
С учетом указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что управление располагало возможностью принять самостоятельные меры по ликвидации места несанкционированного размещения отходов.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции от 21.12.2022 следует оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Ответчик в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поэтому государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию с него не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2202 года по делу N А60-43126/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.В. Дружинина |
Судьи |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43126/2022
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА, ОСП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Ответчик: ГУ Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ЕМУП "Водоканал", Молокоедов Алексей Михайлович, ООО "КАСКАД", ООО "ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛ", ООО "УСАДЬБА", ООО РБ-Петровские, Папе Анна Валерьевна, Сидоров Валерий Николаевич, ФГУП Центрально-Уральское Федеральное Государственное Унитарное геолого-промышленное предприятие Центрально-Уральское