город Томск |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А03-6596/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Подцепиловой М.Ю. |
судей |
|
Вагановой Р.А., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сомовым Д.Ю. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Сибирь" (N 07АП-1044/2023) на решение от 20 декабря 2022 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6596/2022 (судья В.Н. Прохоров)
по исковому заявлению Администрации города Рубцовска Алтайского края (ОГРН 1022200813656, ИНН 2209011079), г. Рубцовск, к обществу с ограниченной ответственностью "УК Сибирь" (ОГРН 1192225043977, ИНН 2209050303), г. Рубцовск, о признании незаконным бездействие по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, провести общее собрание собственников для домов, определить место (площадку) накопления ТКО для домов, обратиться с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО, обратиться с заявлением о согласовании размещения объекта, организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ОГРН 1122225019070, ИНН 2225135610), г. Барнаул, общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (ОГРН 1112235000206, ИНН 2238005111), с. Волчиха.
стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Рубцовска Алтайского края обратилась в Арбитражный суд Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью "УК Сибирь" с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия по исполнению обязанности организовать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов по ул. Дзержинского, 15, ул. Красная, 91, 101, пр. Ленина, 174, 176, 177, 192, 194, ул. Пролетарская, 395, 413, 416, пр. Рубцовский, 30, ул. Сельмашская, 19 в городе Рубцовске в соответствии с действующим законодательством и об обязании в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда в законную силу организовать и в дальнейшем содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для домов по ул. Дзержинского, 15, ул. Красная, 91, 101, пр. Ленина, 174176, 177, 192,194, ул. Пролетарская, 395, 413, 416, пр. Рубцовский, 30, ул. Сельмашская, 19 в городе Рубцовске в соответствии с действующим законодательством.
Исковые требования обоснованы статьями 8, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края, общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс".
Решением от 20 декабря 2022 года Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК Сибирь" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на отсутствие компетенции содержать места (площадки) накопления ТКО, не входящие в состав общедомового имущества.
Кроме того, апеллянт считает, что поскольку контейнерные площадки расположены не на придомовой территории ул. Дзержинского, д. 15, ул. Красная д.д. 91, 101, пр-т. Ленина, д.д. 174, 176, 177, 192, 194, ул. Пролетарская, д.д. 395, 413, 416 пр. Рубцовский, д. 30, ул. Сельмашская, д. 19 данные площадки не могут быть признаны общим имуществом собственников помещений МКД, что исключает возможность возложения на собственников помещений МКД, равно как и на управляющую компанию бремени ее содержания.
Более того, заявитель указывает на то, что ООО "УК Сибирь" в рамках своих полномочий были приняты все возможные меры по организации площадок для накопления ТКО.
Апеллянт полагает, что именно со стороны данных управляющих компаний не выполняются требования действующего законодательства и не заключаются соответствующие соглашения о совместном содержании и ремонте контейнерной площадки, исходя из волеизъявления собственников помещений данных МКД.
Администрация в представленном в порядке статьи 262 АПК РФ отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в муниципальном образовании город Рубцовск Алтайского края созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Указанные контейнерные площадки предполагалось использовать по согласованию с юридическими и физическими лицами с Администрацией города Рубцовска.
На территории города Рубцовска оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывает общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс".
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности.
Оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может только он.
Ответчик на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации в городе Рубцовске по отношению к многоквартирным домам, расположенным по адресам : пер. Алейский, 22, ул. Дзержинского, 15, ул. Красная, 62, 91, 93, 97, 97А, 101, ул. Куйбышева, 127А, пр. Ленина, 174, 176, 177, 179, 188, 192, 193, 194, ул. Пролетарская, 395, 413, 416, 419, 419А, 425, 427, пр. Рубцовский, 30, 36, ул. Сельмашская, 19.
Истцом направлялось в адрес ответчика письмо N 266/п/10113 от 23.12.2020 с предложением оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, предназначенном для обслуживания жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении, либо обратиться с заявлением об использовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов к собственнику земельного участка в срок до 11.01.2021.
Ответчиком было согласовано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для некоторых обслуживаемых домов, что подтверждается выпиской из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, однако по заявленным адресам места (площадки) ответчиком не организованы.
Поскольку места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов ответчиком не оборудованы, начали возникать на территории муниципального образования город Рубцовск несанкционированные свалки, на уборку которых расходуются бюджетные средства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствие с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и должно обеспечивать, в частности: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на компанию, как управляющую организацию спорного жилого дома, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266 (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 2.1. Правил благоустройства физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами благоустройства и муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 2.8 указанных Правил благоустройства организация сбора твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах, содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), товариществами собственников недвижимости (далее - ТСН), жилищно-строительными кооперативами (далее - ЖСК), а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ 8 управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Пункт 2.11 Правил благоустройства устанавливает ряд обязанностей управляющих организаций по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ТСН, ЖСК и собственников помещений многоквартирных жилых домов, выбравших непосредственный способ управления, в том числе размещение на своем земельном участке контейнерной площадки либо использование контейнерной площадки по договору с ее владельцем
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, что исключает наличие такой обязанности у администрации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее - постановление Правительства РФ N 1039) лица, на которых лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
ООО "УК Сибирь" осуществляя функции управления в отношении спорных многоквартирных домов, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества МКД и именно на них возложена обязанность в силу вышеприведенных норм по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также принять меры исполнения указанной обязанности.
ООО "УК Сибирь" не представлено доказательств обращения в Администрацию г. Рубцовска, на территории которой планируется размещение контейнерной площадки, о согласовании места накопления ТКО, а также доказательств того, что в удовлетворении таких заявлений было отказано.
Довод апелляционной жалобы о наличии обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО у Администрации подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно положениям статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 170, Правилами N 491, Перечнем N 290, Правилами N 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, закреплена за управляющей компанией, в управлении которой они находятся.
Ссылка заявителя на отсутствие компетенции у ООО "УК Сибирь" содержать места (площадки) накопления ТКО, не входящие в состав общедомового имущества, отклоняется апелляционной инстанцией за необоснованностью.
ООО "УК "Сибирь" является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении, в связи с чем довод ответчика противоречит следующим нормам действующего законодательства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила 416), управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290.
В пункте 26 (1) Минимального перечня (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232) установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов предполагают организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организацию сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Кроме того, ООО "УК "Сибирь" взимает плату с жителей за содержание жилого помещения, тем самым взимая плату и за создание и содержание места (площадки) накопления ТКО в соответствии с санитарными нормами.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), а также плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ в плату за коммунальные услуги входит плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, размер которой рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Доводы апеллянта, относительно исполнения указанной обязанности и принятии всех возможных мер по организации площадок, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку на дату вынесения решения ответчиком фактически места (площадки) накопления ТКО для обслуживаемых домов организованы не были.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены в силу статьи 65 АПК РФ.
Ссылки подателя жалобы относительно неисполнения требований действующего законодательства иными управляющими организациями, ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Виктория", подлежат отклонению, поскольку не относится к рассматриваемому делу.
Более того, апелляционная коллегия отмечает, что отсутствие заключенных соглашений между ООО "УК "Сибирь" и иными управляющими организациями не лишает возможности ответчика согласовать непредоставленные никому места (площадки) накопления ТКО самим ответчиком.
Так, ООО "УК "Сибирь" в письме Администрации города Рубцовска от 08.11.2022 N 266/п/8970, которое было получено ответчиком, было сообщено, что решения о согласовании размещения мест (площадок) накопления ТКО, расположенных в районе многоквартирных домов по пр. Ленина,9, ул. Красной, 85, пер. Коммунистическому, 18, ул. Пролетарской, 403, ул. Пролетарской, 414 не принимались, то есть, данные площадки с управляющими организациями не согласовывались.
Таким образом, поскольку обязанность по созданию и содержанию площадки накопления ТКО лежит на ответчике, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Администрации в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20 декабря 2022 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6596/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Сибирь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6596/2022
Истец: Администрация г.Рубцовска.
Ответчик: ООО "УК "Сибирь"
Третье лицо: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края, ООО "ВторГеоРесурс"
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1410/2024
08.02.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1044/2023
10.03.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1044/2023
20.12.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-6596/2022