город Воронеж |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А35-6150/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от акционерного общества "Агрокомплекс "Мансурово": Зайцевой С.А. - представителя по доверенности N 31 от 30.12.2020, сроком действия по 31.12.2023, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Зеленый мир": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Центр охраны труда": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 13.12.2022 по делу N А35-6150/2022, по заявлению акционерного общества "Агрокомплекс "Мансурово" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области о признании незаконным решения,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Зеленый мир", ООО "Центр охраны труда".
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Агрокомплекс "Мансурово" (далее - АО "Агрокомплекс "Мансурово", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области (далее - Управление, Управление Роспотребнадзора по Курской области) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области об отказе в установлении санитарно-защитной зоны для АО "Агрокомплекс "Мансурово", промплощадка "Производственная база" по адресу: Курская область, Советский район, д. Крестище, выраженного в письме N 12-17/5650 от 17.05.2022 в части предоставления экспертной оценки результатов исследований атмосферного воздуха и изменений физического фактора воздействия на атмосферный воздух, поведенных в рамках подтверждения расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны указанного объекта; об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу и предоставления Заявителем сведений о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в электронном виде) принять решение об установлении санитарно-защитной зоны для АО "Агрокомплекс "Мансурово", промплощадка "Производственная база" по адресу: Курская область, Советский район, д.Крестище.
Решением от 13.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что уведомление Управления об отказе в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны для Промплощадки "Производственная база" по адресу: Курская область. Советский район, с. Крестище АО "Агрокомплекс "Мансурово" от 17.05.2022 N 12-17/5650 не содержит требования по представлению экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений).
Управление Роспотребнадзора по Курской области просит исключить из описательной - мотивировочной части решения Арбитражного суда Курской области от 13.12.2022 по делу N А35-6150/2022 следующие выводы:
1. "Непредставлением экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений)" (абз. 8 стр. 18 Решения);
2. "АО "Агрокомплекс "Мансурово" осуществляет процедуру установления СЗЗ, поэтому в отношении этого действия необходимо придерживаться п. 14, п. 16 Постановления.
В п. 27 Постановления перечислены все основания, которые могут быть причиной отказа в принятии решения об установлении СЗЗ.
Как следует их этих пунктов, Управление Роспотребнадзора по Курской области не имело основания для отказа в принятии решения об установлении СЗЗ, так как отсутствие экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений) не является таким основанием. Для установления СЗЗ не требуется экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений).
Таким образом, требования АО "Агрокомплекс "Мансурово" в этой части основаны на законе, и являются обоснованными в части несоответствия требования управления по представлению экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений)".(абз. 5-7 стр. 20 Решения).
3. "Как верно указано ООО "Зеленый мир", с введением в действие Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" изменились правила установления СЗЗ. Согласно Постановления, есть 3 действия в отношении СЗЗ: Установление; Изменение; Прекращение. В отношении каждого из этих действий в Постановлении установлены свои требования" (последний абз. 4 стр. 20 Решения);
4. "В данном случае оспариваемый отказ в выдаче решения по установлению санитарно-защитной зоны нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и является незаконным в оспариваемой части, поскольку требование Управления противоречит п. 27,14,16, 5 Правил N 222" (абз. 4 стр. 21 Решения).
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве АО "Агрокомплекс "Мансурово" возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области, ООО "Зеленый мир" и ООО "Центр охраны труда", не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 22.04.2022 АО "Агрокомплекс "Мансурово" обратилось в Управление Роспотребнадзора по Курской области с заявление об установлении Санитарно-защитной зоны для промплощадки "Производственная база", расположенной на участке с кадастровым номером: 46:21:080501:148, по адресу: Курская область, Советский район, с. Крестище, площадью 24 963 кв.м.
Объект Заявителем используется для хранения собственного транспорта и спецтехники, их технического обслуживания, ремонту и заправки. Таким образом, осуществляется производственная деятельность, требующая установления санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
АО "Агрокомплекс "Мансурово" представило в управление заявление от АО "Агрокомплекс "Мансурово" об установлении санитарно-защитной зоны для АО "Агрокомплекс "Мансурово", промплощадки "Производственная база", расположенной по адресу: Курская область, Советский район, Крестище (далее - промплощадка "Производственная база") с приложенными, согласно описи документами, а именно: проект СЗЗ для промплощадка "Производственная база", выполненный ООО "Зеленый мир", г.Белгород, 2021 г.; экспертное заключение ООО "Док-Сервис" N 01.ОИ.Т.868.12.21 от 09.12.2021 о проведении санитарно- эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ для промплощадки "Производственная база"; копия санитарно-эпидемиологического заключения N 46.01.12.000.Т.000934.12.21 от 21.12.2021 о соответствии проекта СЗЗ для промплощадки "Административно-гостиничный комплекс" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; текстовое и графического описания местоположения границ СЗЗ для промплощадки "Производственная база", перечень координат характерных точек этих границ в системе координат; протоколы проведения измерений химического фактора в атмосферном воздухе и измерений шума на 300 л.
17.05.2022 письмом N 17.05.2022 N 12-17/5650 (далее - решение об отказе в установлении СЗЗ) заявителю было отказано в установлении СЗЗ по причине несоответствия содержащихся в проекте СЗЗ размеров и границ санитарно-защитной зоны, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являющееся согласно пункту 27 Правил основанием для отказа в принятии решения об установлении размеров санитарно-защитной зоны для АО "Агрокомплекс "Мансурово", промплощадки "Производственная база", расположенной по адресу: Курская область, Советский район, с. Крестище.
Полагая, что решение об отказе в установлении СЗЗ, содержащиеся в письме исх. N 12-17/5650 от 17.05.2022 незаконными в части затребования экспертной оценки результатов исследований атмосферного воздуха и изменений физического фактора воздействия на атмосферный воздух, проведенных в рамках подтверждения расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны указанного объекта, заявитель обратился в Арбитражный суд Курской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок установления санитарно-защитных зон регламентирован "Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 03.03.2018 N 222 (далее - Правила N 222), которые содержат перечень документов, прилагаемых к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил); содержание проекта санитарно-защитной зоны (п. 16 Правил).
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (пункт 14 Правил N 222).
В силу пункта 16 Правил N 222 проект санитарно-защитной зоны содержит: а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Основания для отказа в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны перечислены в пункте 27 Правил N 222. В частности: а) отсутствие документов, указанных в пункте 14 настоящих Правил, или отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил; б) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны размеров и границ санитарно-защитной зоны, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, ограничениям использования земельных участков, установленным пунктом 5 настоящих Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; г) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как установил Арбитражный суд Курской области, заявитель представил в управление заявление от АО "Агрокомплекс "Мансурово" об установлении санитарно-защитной зоны для АО "Агрокомплекс "Мансурово", промплощадки "Производственная база", расположенной по адресу: Курская область, Советский район, Крестище (далее - промплощадка "Производственная база") с приложенными, согласно описи документами, а именно: проект СЗЗ для промплощадка "Производственная база", выполненный ООО "Зеленый мир", г.Белгород, 2021 г.; экспертное заключение ООО "Док-Сервис" N 01.ОИ.Т.868.12.21 от 09.12.2021 о проведении санитарно- эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ для промплощадки "Производственная база"; копия санитарно-эпидемиологического заключения N 46.01.12.000.Т.000934.12.21 от 21.12.2021 о соответствии проекта СЗЗ для промплощадки "Административно-гостиничный комплекс" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; текстовое и графического описания местоположения границ СЗЗ для промплощадки "Производственная база", перечень координат характерных точек этих границ в системе координат; протоколы проведения измерений химического фактора в атмосферном воздухе и измерений шума на 300 л.
В ходе рассмотрения представленных документов должностным лицом Управления выявлено несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны размеров и границ санитарно-защитной зоны, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являющееся согласно пункту 27 Правил основанием для отказа в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны.
Оспариваемый отказ в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны мотивирован двумя обстоятельствами:
1. Непредставлением экспертной оценки результатов исследований атмосферного воздуха и изменений физического фактора воздействия на атмосферный воздух, поведенных в рамках подтверждения расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны указанного объекта.
2. Непредставлением в электронном виде сведений о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости).
Не соглашаясь с позицией Управления о необходимости представления экспертной оценки результатов исследований атмосферного воздуха и изменений физического фактора воздействия на атмосферный воздух, поведенных в рамках подтверждения расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны указанного объекта, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как указал заявитель, документы, указанные в пункте 14 Правил N 222, были представлены АО "Агрокомплекс" Мансурово" в Управление в полном объеме, что подтверждается заявлением.
Сведения, предусмотренные пунктом 16 Правил N 222, содержатся в представленном АО "Агрокомплекс" Мансурово" проекте СЗЗ. Управление подтвердило соответствие содержания представленного Заявителем проекта СЗЗ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Управлением это заключение не оспорено, о его фальсификации не заявлено, доказательств того, что оно выдано в отношении иного проекта СЗЗ не представлено.
В соответствии с процедурой установления СЗЗ, урегулированной Правилами N 222, отсутствует требование проводить обязательную экспертную оценку результатов исследований атмосферного воздуха и изменений физического фактора воздействия на атмосферный воздух, проведенных в рамках подтверждения расчетных размеров и границ СЗЗ указанного объекта, поскольку пунктом 14 Правил N 222 такое требование не установлено.
Ссылка Управления на пункты 7, 8 Правил N 222 отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 8 Правил N 222, исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, пункт 8 Правил N 222 устанавливает лишь лиц, которые имеют право на проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) и в отличие от пункта 14 или 27 Правил N 222, указанный пункт не устанавливает обязанности заявителя для установления СЗЗ представлять указанное заключение.
В пункте 7 Правил N 222 указано, что в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.
В данном случае в соответствии с пунктом 27 Правил N 222, где определен закрытый перечень оснований для отказа в установлении СЗЗ. В указанном пункте перечислены все основания, которые могут быть причиной отказа в принятии решения об установлении СЗЗ, однако, требования о наличии экспертизы в данном случае отсутствует.
Также Управление Роспотребнадзора по Курской области в решении об отказе в установлении СЗЗ ссылается на пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2:1.1.1200-03, согласно которому размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Вместе с тем, данный пункт не предусматривает обязанность заявителя по проведению экспертной оценки таких результатов и представлении экспертной оценки вместе с заявлением об установлении СЗЗ.
Кроме того, нормативный правовой акт, обладающий большей юридической силой (Правила N 222), содержит иные положения, нежели СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в связи с чем ссылка Управления на него не принимается судом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Управления в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны по заявлению АО "Агрокомплекс "Мансурово" в отношении объекта: промплощадка "Производственная база" по адресу: Курская область, Советский район, с. Крестище, выраженный в письме N 12-17/5650 от 17.05.2022 в части требования предоставления экспертной оценки результатов исследований атмосферного воздуха и изменений физического фактора воздействия на атмосферный воздух, поведенных в рамках подтверждения расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны указанного объекта, является незаконным.
Вместе с тем, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что в нарушение подпункта "б" пункта 16 Правил, АО "Агрокомплекс "Мансурово" не представлено в электронном виде в формате XML графическое описание местоположения границ санитарно-защитной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650.
Согласно пунктам 16 и 27 Правил, не представление в электронном виде графического описания местоположения границ СЗЗ, является основанием для отказа в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд не усматривает оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Довод о том, что судом первой инстанции указано на неправомерность истребования Управлением экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений) отклоняется судом апелляционной инстанции, так как судебная коллегия расценивает это как описку суда. Фактически вывод суда по существу спора сделан о неправомерности истребования Управлением экспертной оценки результатов исследований атмосферного воздуха и изменений физического фактора воздействия на атмосферный воздух, проведенных в рамках подтверждения расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны указанного объекта.
Так же не подлежит исключению из мотивировочной части вывод суда о том, что АО "Агрокомплекс "Мансурово" осуществляет процедуру установления СЗЗ, которая регламентируется п. 14, п. 16 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222, поскольку судом применен надлежащий закон для разрешения настоящего спора.
По этим же основаниям не подлежит исключению вывод суда о том, что оспариваемый отказ в выдаче решения по установлению санитарно-защитной зоны, в соответствующей части, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Далее, указание судом в мотивировочной части: "Как верно указано ООО "Зеленый мир", с введением в действие Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" изменились правила установления СЗЗ. Согласно Постановления, есть 3 действия в отношении СЗЗ: Установление; Изменение; Прекращение. В отношении каждого из этих действий в Постановлении установлены свои требования", по мнению суда апелляционной инстанции, ни коим образом не свидетельствует о выводе суда первой инстанции об отсутствии, в силу положений Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, полномочий Роспотребнадзора давать разъяснения в области федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля, и наличие таких полномочий у ООО "Зеленый мир".
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Управление Роспотребнадзора по Курской области освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 13.12.2022 по делу N А35-6150/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6150/2022
Истец: АО "Агрокомплекс "Мансурово"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Курской области
Третье лицо: ООО "Зеленый мир", ООО "Центр охраны труда", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд