город Томск |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А27-14180/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" (N 07АП-1073/23), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2023 по делу N А27-14180/2022 (судья Власов В.В.) по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения", Кемеровская область - Кузбасс, город Междуреченск (ОГРН 1024201392951, ИНН 4214010162) к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9), город Междуреченск (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании недействительным решения N 42092280000076 от 06.06.2022 в части третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Какаулина Софья Михайловна, г. Новосибирск
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Решетникова И.А., представитель по доверенности от 28.11.2022, паспорт;
от заинтересованного лица: Неунывахина Н.С., представитель по доверенности от 10.01.2023, паспорт;
от третьего лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - заявитель, Учреждение, МБУ КЦСОН) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) (далее - заинтересованное лицо, КРОФСС, Фонд) о признании недействительным решения "О возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения" N 42092280000076 от 06.06.2022, в части назначения и выплаты Какаулиной Софье Михайловне: пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, принятого Филиалом N 9 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: Какаулина Софья Михайловна.
Решением суда от 09.01.2023 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Фонд в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Фонда поступило заявление о замене стороны правопреемником, а именно, произвести замену стороны заинтересованного лица с Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН: 1024200702360, ИНН: 4207010740).
Рассмотрев заявление о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. При этом правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Принимая во внимание сведения, изложенные в Едином государственном реестре юридических лиц, в отношении Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9), суд апелляционной инстанции на основании статьи 48 АПК РФ произвел замену Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) на его процессуального правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН: 1024200702360, ИНН: 4207010740).
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, филиалом проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты обеспечения по страхованию МБУ КЦСОН за период с 01.01.2020 по 31.12.2021. В ходе выездной проверки установлено, что страхователем МБУ КЦСОН представлены электронные реестры сведений для назначения и выплаты работнику Какаулиной Софье Михайловне (СНИЛС - 154-231-688-49): - пособие по беременности и родам за период оплаты ФСС с 18.03.2020 по 04.08.2020 и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (электронный реестр от 18.03.2020 N Е_4209000434_2020_03"20_01:1); - единовременное пособие при рождении ребенка (электронный реестр от 18.06.2020 г. N E__4209000434J2020J)6_18_01:1); - ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с 05.08.2020 до 21.11.2021 (электронный реестр от 09.04.2021 N Е4209000434 2021_04_09 0001:1); на общую сумму выплат 236 930,87 руб.
Исследовав представленные в ходе проверки материалы, филиал пришел к выводу, что работник Какаулина Софья Михайловна трудоустроена с целью получения пособий (в т. ч. пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком).
По результату проверки филиалом N 9 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации было принято решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, номер 42092280000076 от 06.06.2022, в сумме 237456,50 рублей (525,63 рублей оплачено, остаток 236930,87 рублей).
21.07.2022 МБУ КЦСОН была подана жалоба в Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения от 06.06.2022 N 42092280000076, через Федеральную государственную информационную систему досудебного обжалования.
Рассмотрев жалобу заявителя, региональное отделение оставило решение от 06.06.2022 N 42092280000076 в силе, а жалобу страхователя без удовлетворения.
Учреждение, не согласившись с указанным решением, обратилось в суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что Фонд правомерно отказал в зачёте и выделении средств на осуществление расходов на цели обязательного социального страхования. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Согласно части 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности доказывания обстоятельств нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. В силу подпунктов 7 и 10 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, являются видами страхового обеспечения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Законом N 255-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что право на указанные пособия имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ устанавливает, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, согласно части 1 которой страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 названного закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2). В соответствии с пунктом 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 названной статьи. В силу пункта 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
Положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования в Российской Федерации" установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются.
Формальное соответствие представленных страхователем документов требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения соответствующей выплаты в системе социального страхования является основанием для возмещения страхователю страховой выплаты, если в ходе проверки страховщиком не установлены обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий страхователя на незаконное получение денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Какаулина Софья Михайловна принята на работу 04.12.2019 в МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту зданий за 3 месяца до ухода в отпуск по беременности и родам.
Приказом N 656-А от 29.09.1993 в связи с созданием при комитете социальной защиты Центра социальной помощи населению во исполнение распоряжения Главы администрации г. Междуреченска N 748-р от 24.09.1993 "О создании Центра социальной помощи населению" директором Центра социальной помощи была назначена Какаулина Любовь Николаевна с 01.08.1993.
Согласно пункту 2.4.4 раздела 2.4 Трудового договора от 01.01.2014 N 1-Р-2011, заключенного с руководителем государственного (муниципального) учреждения "руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора".
Согласно статье 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность человека повлияла на процесс принятия решения и, таким образом, принесла ущерб интересам общества, в данном случае - интересам Фонда социального страхования Российской Федерации.
Страхователем 04.12.2019 был заключен трудовой договор (далее - договор) с Какаулиной Софьей Михайловной, которая является дочерью Какаулиной Любови Николаевны (директор МБУ КЦСОН).
Согласно пункту 1.1 договора работодатель предоставляет работнику работу по должности: рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий профессиональной квалификационной группы "Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня".
Штатными расписаниями учреждения за проверяемый период с 01.01.2019 по 31.12.2021 предусмотрена 1 штатная единица рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.
В данной должности работали: - с 03.07.2017 по 01.02.2018 - Горелкина Галина Прокопьевна; - с 02.02.2018 по 03.12.2019 - вакансия (1 год и 10 месяцев); - с 04.12.2019 по 20.01.2022 - Какаулина Софья Михайловна (договор на полную рабочую ставку), с 18.03.2020 г. отпуск по беременности и родам и в отпуск по уходу за ребенком. Должность была вакантна. С 01.02.2021 по настоящее время - Круглик Татьяна Ивановна (договор на время отпуска по уходу за ребенком Какаулиной СМ. на 0,5 рабочей ставки, с 21.01.2022 договор был продлен по 20.01.2023, размер ставки остался прежним - 0,5).
Таким образом, проверкой установлено, что до приема на работу Какаулиной Софьи Михайловны в МБУ КЦСОН штатная единица в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий - была вакантна порядка 2-х лет; - после ухода Какаулиной С.М. в отпуск по уходу за ребенком на данную должность был принят сотрудник с рабочей ставкой - 0,5.
Так как стажа работы согласно сведений трудовой книжки Какаулина С.М. (дочь) не имела - директор МБУ КЦСОН Какаулина Л.Н.(мать) в силу своих полномочий для получения вышеперечисленных пособий из Территориального органа Фонда устроила свою беременную дочь на вакантную должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на полную ставку. Тем самым были нарушены положения Федерального закона N 273-ФЗ.
Кроме того, филиалом было направлено письмо в Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Междуреченск" N 01-15/03-4142 от 12.08.2022.
В рамках запрашиваемой информации, касающейся поиска вакансии МБУ КЦСОН, Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Междуреченск" предоставило информацию о вакансиях МБУ КЦСОН в ЦЗН с 01.01.2018 по 31.12.2019, исходя из которой на должность "Рабочий по комплексному обслуживанию" поиск сотрудника не осуществляйся.
Информация об учете Какаулиной Софии Михайловны как осуществляющей поиск работы в Государственном казенном учреждение "Центр занятости населения города Междуреченск" отсутствует.
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что работник обязуется лично выполнять следующую работу в соответствии с условиями трудового договора: - поддерживать в надлежащем состоянии здания и территории учреждения; - поддерживать в рабочем состоянии системы центрального отопления, водоснабжения, канализации, водостоков, энергосбережения, теплоснабжения, вентиляции и другого оборудования, обеспечивающего нормальную работу учреждения; - проводить текущие ремонтные работы разного профиля; - проводить уборки и поддержание надлежащего санитарного состояния закрепленных за ним объектов; - очищать от снега и льда тротуары, крыльцо, навесы.
Согласно трудового договора, заключенного с Какаулиной С.М., должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий предусматривает исполнение трудовых обязанностей на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, что подтверждает пункт 4.1 договора, в порядке которого за выполнение трудовых обязанностей работнику (Какаулиной С.М.) производятся выплаты компенсационного характера: Наименование выплаты - "Выплата за работу с вредными или опасными условиями труда" Размер выплаты - "15%"; Фактор, обусловливающий получение выплаты - "Осуществление выплаты согласно перечня учреждения, работа в которых дает право на выплаты в связи опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда".
При этом судом первой инстанции верно указано, что на момент трудоустройства срок беременности Какаулиной С.М, составлял около 4 месяцев, что подтверждается копией справки о постановке на учет в ранние сроки беременности от 18.03.2020 N 566. согласно которой работник была поставлена на учет 07.10.2019 в сроке беременности 7 недель.
Таким образом, при наличии беременности страхователь трудоустраивает Какаулину С. М. на работу не только с вредными или опасными условиями труда, но и на зимний, т.е. самый холодный период (осуществление трудовых обязанностей работник производила в период с 04.12.2019 по 17.03.2020).
При выполнении работ по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на рабочего могут оказывать воздействие следующие опасные факторы: - движущиеся машины и механизмы; - незащищенные подвижные элементы оборудования; - опасность падения с высоты; - опасность поражения электрическим током; - острые кромки материалов и др. Кроме того, эта работа связана с химическими и синтетическими средствами для уборки, очистки и др.
Согласно Гигиенических рекомендаций к рациональному трудоустройству беременных женщин, утвержденных Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации 21, 23 декабря 1993 г. (далее - Гигиенические рекомендации), технологические процессы и оборудование, предназначенные для труда беременных женщин, не должны быть источником повышенных уровней физических, химических, биологических и психофизиологических факторов (ГОСТ 12.0.003-74). При оценке параметров производственной среды следует руководствоваться гигиеническими критериями оптимальных условий производственной среды: - беременные женщины не должны допускаться до работ в условиях применения на производстве потенциально-опасных химических веществ, в т. ч. аллергенно- и канцерогенных и в плане влияния на репродуктивную функцию; - противопоказаны виды деятельности, связанные с намоканием конечностей, одежды и обуви, на сквозняке; - и др.
С учетом изложенного коллегия суда также полагает правомерными выводы Фонда в части того, что прием беременной женщины со сроком беременности около 4 месяцев для осуществления работ по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с вредными и (или) опасными условиями труда противоречит действующему законодательству.
Кроме того, из материалов проверки следует, что Какулина Софья Михайловна осуществляла трудовую деятельность согласно должностной инструкции от 01.07.2016 N 25, утвержденной директором МБУ КЦСОН- Любовью Николаевной Какаулиной, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2 разряда административно-хозяйственной части.
Инструкция разработана в соответствии с характеристиками и требованиями, установленными параграфом 280а "Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (2-й разряд)" раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52888-2007 "Социальное обслуживание населения.
Требования к персоналу учреждений социального обслуживания", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 561-ст (далее - стандарт), в соответствии с положениями Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и иными нормативно-правовыми актами.
Должностные обязанности (пункт 2 договора) в соответствии с должностной инструкцией следующие: - производить уборку и содержать в надлежащем санитарном состоянии здание, в котором расположены служебные помещения МБУ КЦСОН, и прилегающую к нему территорию (тротуар, урны, крыльцо и т.д.); - производить сезонную подготовку обслуживаемых зданий, сооружений, оборудования и механизмов; - производить очистку от снега и льда тротуаров, крыльца, навесов и т.д.; - устранять повреждения и неисправности по распоряжению непосредственного руководителя; - соблюдать профессиональную этику в процессе выполнения должностных обязанностей; - соблюдать правила эксплуатации оборудования, инвентаря, приборов и аппаратуры, с которыми он работает; - соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, правила техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности; - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка МБУ КЦСОН, субординацию; - повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки и профессиональной поддержки (супервизии); - выполнять обязанности, возложенные на рабочего приказом директора МБУ КЦСОН.
Между тем, в ходе проверки выявлено несоответствие работ, указанных в Трудовом договоре и работ, указанных в должностной инструкции рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.
Так, в трудовом договоре отражено, что работник обязуется поддерживать в рабочем состоянии системы центрального отопления, водоснабжения, канализации, водостоков, энергосбережения, теплоснабжения, вентиляции и другого оборудования, обеспечивающего нормальную работу учреждения.
При этом в должностной инструкции данная обязанность отсутствует.
Согласно пункту 6.18.1 стандарта к работникам, обеспечивающим административно-хозяйственную деятельность учреждения по предоставлению социальных услуг, относятся в том числе работники хозяйственных служб (заведующий хозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик помещения, парикмахер, техник, дворник, лифтер и др.). Пунктом 6.18.2 стандарта установлено, что работники, обеспечивающие деятельность учреждения, должны руководствоваться в своей работе требованиями, изложенными в пункте 5.4 настоящего стандарта, согласно которого персонал учреждения должен: - иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии; - знать и соблюдать действующие законы, иные нормативные документы, касающиеся профессиональной деятельности персонала, а также должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, приказы и распоряжения администрации учреждения и т.д.
Кроме того, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий должен знать правила эксплуатации оборудования, знать нормы обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений, знать постановления органов власти о нормах содержания зданий, гигиены, санитарии, технологии и нормы ремонтно-строительных работ, правила гигиены и производственной санитарии, правила безопасности при работе с оборудованием, нормы и технологии проведения ремонтных работ и техобслуживания систем водоснабжения, энергоснабжения, центрального отопления, канализации, водостоков, теплоснабжения и т.д.
То есть рабочий, комплексно обслуживающий здания, должен быть мастером на все руки, иметь физическую силу, так как приходится много физически работать, выносливость и крепкое здоровье - многие работы производятся на улице при любых погодных условиях (например, очистка от снега крыш, козырьков от сосулей, снега и наледи; очистка территории от снега) и др.
Таким образом, исполнять должностные обязанности по профессии рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий должен работник с должной квалификацией или как минимум при наличии опыта работы.
Между тем, согласно предоставленной страхователем заверенной копии личной карточки по форме Т-2, у Какаулиной Софьи Михайловны какая-либо квалификация и опыт работы отсутствуют (в графе "Документ об образовании, о квалификации" указан только аттестат МОУ "СОШ N 25", вп. 8 "стаж работы" - указано одно место работы - в МБУ КЦСОН, т.е. до приема на работу стажа работы не имела).
Статьей 65 ТК РФ предусмотрен перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, в том числе документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Требования к квалификации работодатель устанавливает должностными инструкциями или трудовым договором на основании требований профессиональных стандартов.
Из смысла статьи 195.1 ТК РФ и пункта 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N . 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" следует, что квалификация - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Под деловыми качествами работника следует понимать способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации, личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности в данной области).
Учитывая изложенное, Территориальный орган Фонда пришел к обоснованному выводу, что у Какаулиной Софьи Михайловны отсутствовала соответствующая квалификация и опыт работы, в связи с чем исполнять должностные обязанности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий возможности не имела.
Кроме того, на основании пояснений страхователя: Какаулина Софья Михайловна была принята в МБУ КЦСОН на должность рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2 разряда Административно-хозяйственной части 04.12.2019 года (Приказ N 70лс). Уволена 20.01.2022 года по собственному желанию (Приказ N 5 лс).
За время работы выполняла обязанности согласно должностной инструкции: производила сезонную подготовку здания МБУ КЦСОН (утепление двери запасного выхода, устранение щелей, зазоров и т.д.); в зимний период производила очистку от снега и льда центрального и запасных выходов; в весенний период производила очистку придомовой территории от мусора.
Так же в обязанности Какаулиной СМ. входили прием, разбор и выдача бывших в употреблении вещей, которые жители города отдают в дар Центру для раздачи нуждающимся и малообеспеченным получателям социальных услуг. Помимо этого - занималась подшивкой и подготовкой документов для хранения в архиве.
Факт работы Какаулиной СМ. могут подтвердить: заведующий складом (Новикова Н.П.), специалист по кадрам (Клейменова О.В.) и заместитель директора по АХЧ (Шмыга СВ.)".
Сведения, указанные учреждением в справке-пояснении, противоречат документам, представленным в ходе проверки.
Так, в трудовом договоре Какаулиной С. М. отсутствуют обязанности, указанные в справке страхователя: - по приему, разбору и выдаче бывших в употреблении вещей, которые жители города отдают в дар Центру для раздачи нуждающимся и малообеспеченным получателям социальных услуг; - по подшивке и подготовке документов для хранения в архиве.
Должностные лица МБУ КЦСОН в справке подтвердили, что Какаулина СМ. производила очистку придомовой территории от мусора в весенний период.
Но Какаулина С.М. пошла в отпуск по беременности и родам с 18.03.2020, отработав первую половину марта.
Между тем, на территории Кемеровской области первая половина марта соответствует зимнему периоду в связи с наличием в данном месяце снеговой нагрузки.
Работник был принят в МБУ КЦСОН 04.12.2019, т.е. фактически в середине зимнего периода, в связи с чем имеются основания полагать, что на дату трудоустройства Какаулиной С. М. сезонная подготовка здания к зиме была завершена.
Учитывая изложенное, обоснованными являются выводы о том, что пояснения в справке-информации не соответствуют действительности.
Кроме того, Фонд верно учел, что после получения Какаулиной С.М. последнего платежа по пособию по уходу за ребенком 07.12.2021 - работник уволилась по собственному желанию 20.01.2022.
Таким образом, устроившись на работу 04.12.2019 и номинально проработав в МБУ КЦСОН около 3 месяцев, получив все пособия в связи с рождением ребенка на общую сумму 236 930,87 руб., Какаулина Софья Михайловна уволилась по собственному желанию.
С учетом вышеизложенного и придя к выводу о необоснованности заявленных требований судом верно учтены следующие обстоятельства: - не подтверждена экономическая и производственная необходимость трудоустройства беременной женщины на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (фактически - на 3 месяца), тогда как порядка двух лет по данной должности была вакансия; - отсутствуют доказательства реального исполнения Какаулиной СМ. трудовых функций; - после ухода в отпуск по беременности и родам и в отпуск по уходу за ребенком сохранялась вакансия; - у сотрудника отсутствует должная квалификация либо минимальный опыт работы для исполнения обязанностей по профессии рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; - согласно данных личной карточки Т-2, Какаулина СМ. с 08.09.2014 зарегистрирована по адресу места жительства: г. Новосибирск, ул. Выборная, д. 91/4, кв, 345; - женщина, имея срок около 4 месяцев беременности, в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, исполняет обязанности, связанные с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, что противоречит действующему законодательству; - после получения всех выплат (07.12.2021), связанных с рождением ребенка, Какаулина С.М. увольняется (20.01.2022); - за всю трудовую деятельность дочери директора Какаулиной С.М. согласно карточек-справок за 2019 и 2020 годы страхователем начислено заработной платы в размере 53 621,62 руб. (в том числе за период с декабря 2019 по март 2020: 13330,95+15771,62+15769,00+8750,05=53621,62 руб.), с которой исчислены страховые взносы в бюджет Фонда Социального страхования взносов всего 1 555,03 руб., что несоразмерно с выплаченными Какаулиной С.М. пособиями в общей сумме 236 930,87 руб.
Кроме того, судом также верно учтено, что при необходимости поиск соискателей осуществляется Государственным казенным учреждением "Центр занятости населения города Междуреченск", куда и был направлен запрос Филиала N 01-15/03-4142 от 12.08.2022.
Между тем, в рамках запрашиваемой информации, касающейся поиска вакансии МБУ КЦСОН, Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Междуреченск" предоставило информацию о вакансиях МБУ КЦСОН в ЦЗН с 01.01.2018 по 31.12.2019, исходя из которой на должность "Рабочий по комплексному обслуживанию" поиск сотрудника не осуществлялся.
Таким образом, пособия Какаулиной С.М. назначены и выплачены в результате искусственной, экономически необоснованной ситуации, связанной с преднамеренным трудоустройством с целью получения страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
С учетом изложенного, коллегия соглашается, что цель трудоустройства страхователем МБУ КЦСОН Какаулиной Софьи Михайловны, являющейся дочерью директора МБУ КЦСОН Какаулиной Любови Николаевны, получение пособия по беременности и родам в размере 71 800,02 руб., единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в размере 877,70 руб., единовременного пособия при рождении ребенка в размере 23 405,36 руб., ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 140 847,79 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Доводы апеллянта направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется. Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2023 по делу N А27-14180/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14180/2022
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения"
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9
Третье лицо: Какаулина Любовь Николаевна, Какаулина Софья Михайловна, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской обл.-Кузбассу