г. Самара |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А55-33732/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Харламова А.Ю., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Администрации г.о. Жигулевск Самарской области и Главы г.о. Жигулевск на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2022 года по делу N А55-33732/2021 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению Администрации г.о. Жигулевск Самарской области, г.Жигулевск
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Черновой Валентины Алексеевны, г.Самара
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Самарская Лука" (ОГРН: 1026303245616, ИНН: 6345003910), г.Жигулевск
- Горшкова Виктора Герасимовича, г.Жигулевск
- Фоминой Татьяны Михайловны, г.Тольятти
- Степановой Анфисы Евгеньевны, г.Жигулевск
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара
- Главы г.о. Жигулевск
- Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г.Москва
- Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- дачного некоммерческого товарищества "Ягодка" (ОГРН 1026303244406, ИНН 6345011639), г.Жигулевск, с.Ширяево
о признании незаконным решения,
с участием в судебном заседании:
от Администрации г.о. Жигулевск Самарской области - представителя Леоновой Н.В. (доверенность от 18.07.2022),
от Главы г.о. Жигулевск - представителя Леоновой Н.В. (доверенность от 18.07.2022),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о. Жигулевск Самарской области (далее - Администрация г.о. Жигулевск, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), изложенного в письме от 17.08.2021 N 63/7615 об отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа Жигулевск Самарской области земельных участков:
- с кадастровым номером 63:02:0405004:603, площадью 615 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, с. Ширяево, с/о "Ягодка", участок N 92;
- с кадастровым номером 63:02:0401002:680, площадью 377 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, с. Бахилова Поляна, ул. Весенняя, дом 6;
- с кадастровым номером 63:02:0401002:684, площадью 370 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, с. Бахилова Поляна, ул. Весенняя, дом 4 "А" и возложить на ТУ Росимущества в Самарской области обязанность по передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность городского округа Жигулевск Самарской области на основании заявлений от 14.05.2021 N 3928, от 27.05.2021 N 4237.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" (ИНН 6345003910), Чернова Валентина Алексеевна, Горшков Виктор Герасимович, Фомина Татьяна Михайловна, Степанова Анфиса Евгеньевна, Управление Росреестра Самарской области, Глава г.о. Жигулевск, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, дачное некоммерческое товарищество "Ягодка".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2022 по делу N А55-33732/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Жигулевск и глава г.о.Жигулевск просят отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить заявленные требования. Указывают, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение, неверно применил нормы материального права.
Подробно позиция общества изложена в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст.121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ТУ Росимущества в Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Иные лица письменные отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Представитель Администрация г.о. Жигулевск, которая одновременно также представляла интересы главы г.о.Жигулевск в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителя Администрация г.о. Жигулевск и главы г.о.Жигулевск в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Администрация г.о. Жигулевск обратилась в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 14.05.2021 N 3928, подписанным главой г.о. Жигулевск, о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования городской округ Жигулевск находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 63:02:0405004:603, площадью 615 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, с. Ширяево, с/о "Ягодка", участок N 92.
Кроме того, Администрация г.о. Жигулевск обратилась в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 27.05.2021 N 4237, подписанным главой г.о.Жигулевск, о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков: с кадастровым номером 63:02:0401002:680, площадью 377 кв.м, расположенным по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, с. Бахилова Полянгц ул. Весенняя, дом 6; с кадастровым номером 63:02:0401002:684, площадью 370 кв.м, расположенным по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, с. Бахилова Поляна, ул. Весенняя, дом 4 "А".
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 17.08.2021 N 63/7615, поступившим в администрацию г.о. Жигулевск 31.08.2021 (вх. N 8071), в безвозмездной передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность городского округа Жигулевск отказано на основании п.7 ст.39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). При этом указало, что испрашиваемые земельные участки входят в границы национального парка "Самарская Лука" и в соответствии с п.2 ст.39.20 ЗК РФ не подлежат передаче в муниципальную собственность.
Считая указанный отказ незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя, Администрация г.о. Жигулевск обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, оборот которых был ограничен.
Вместе с тем, после принятия Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" ранее предусмотренная презумпция исключительно федеральной собственности на земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов в составе особо охраняемых природных территориях федерального значения исключена.
С учетом внесенного изменения в правовое регулирование Администрация г.о. Жигулевск полагает, что спорные земельные участки, расположенные в границах сел Ширяево, Бахилова Поляна городского округа Жигулевск, включенные в состав национального парка "Самарская Лука" могут быть переданы в муниципальную собственность г.о.Жигулевск.
Отклоняя доводы Администрации г.о. Жигулевск и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно выпискам из ЕГРН от 27.10.2021 правообладателем спорных земельных участков с назначением: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, является Российская Федерация.
Согласно пункту 4.1 Положения о теруправлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение) теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно теруправлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1.15 Положения теруправление осуществляет действия по принятию в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью равной либо менее 10 гектара, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков, указанной площадью, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно пункту 1 статьи 39.30 ЗК РФ безвозмездной передаче подлежат земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, села Ширяево, Бахилова Поляна г.о. Жигулевск входят в состав Национального парка "Самарская Лука" на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161 "О создании национального парка "Самарская Лука", решения исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов "О создании государственного природного Национального парка "Самарская Лука" N 333 от 10.08.1984, решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 21.06.1989 "Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка "Самарская Лука".
Согласно п. 1 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 N 145, общедоступные сведения ЕГРН, в т.ч. границы особо охраняемых природных территорий, воспроизводятся на публичных кадастровых картах.
Публичная кадастровая карта содержит сведения о том, что села Ширяево, Бахилова Поляна, и в частности, земельные участки, указанные в заявлении, расположены в границах Национального парка "Самарская Лука".
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в Положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
Положением о Национальном парке "Самарская Лука", утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2015 N 69, Схемой функционального зонирования Национального парка "Самарская Лука" документально зафиксированы границы национального парка с указанием функциональных зон, разработанные в соответствии с решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов N 333 от 10.08.1984 и уточненные корректировкой технико-экономического обоснования организации государственного природного национального парка "Самарская Лука", выполненной ВГПИИ "Союзгипролесхоз" в 1990 году.
Согласно указанному Положению, вышеуказанные земельные участки располагаются в зоне хозяйственного назначения.
Согласно п.1 ст.15 Закона об особо охраняемых природных территориях разделу 3 п.11 Положения о Национальном парке "Самарская Лука" на территории Национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны, с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в том числе:
- зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории Национального парка.
В соответствии со ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения статьи 3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях и статей 27 и 95 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, сведения о границах населенных пунктов - сел Ширяево, Бахилова Поляна г.о. Жигулевск Самарской области внесены в реестр.
ТУ Росимущества в Самарской области в обоснование позиции указывает на полученную от ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" информацию, содержащуюся в письме от 12.07.2021 N 1505 (вх. N 63-12102 т 19.07.2021 г.), о том, что земельные участки с кадастровыми номерами:
- 63:02:0405004:603, расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Жигулёвск, с. Ширяево, ДНТ "Ягодка", участок N 92;
- 63:02:0401002:680, расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Жигулёвск, с. Бахилова Поляна, ул. Весенняя, д.6;
- 63:02:0401002:684, расположенный по адресу: Самарская область, т.о. Жигулевск, с. Бахилова Поляна, ул. Весенняя, д.4 "А", входят в границы национального парка "Самарская Лука".
Согласно п. 13.1 Положения о Федеральном государственном учреждении Национальный парк "Самарская Лука" (в редакции Приказа МНР России от 17.03.2005 N 66 и Приказов Минприроды России от 27.02.2009 N 48 и от 26.03.2009 N 72) Национальный парк "Самарская Лука", как особо охраняемая природная территория федерального значения, относится исключительно к объектам федеральной собственности, при этом изъятие земель и других природных ресурсов Национального парка запрещается.
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 ЗК РФ.
Суд первой инстанции указал, что национальный парк образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 990 национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Самарская Лука".
Вместе с тем, отнесение спорных земельных участков к зоне Ж-1 - зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (1-3 этажа) не освобождает от обязанности соблюдения ограничений, установленных для особо охраняемых территорий национальных парков.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц: 1) в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов; 2) в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов; 3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения; 4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.30 ЗК РФ установлено, что земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п.6 ст.95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, в том числе, земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Исходя из указанных положений, судом первой инстанции сделан вывод о том, что спорные земельные участки расположены в границах Национального парка, что свидетельствует о возможности нахождения его только в федеральной собственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании норм материального права, однако указанное не привело к принятию неправильного решения по существу спора.
Судом установлено, что сёла Ширяево, Бахилова Поляна городского округа Жигулевск, и, в частности, спорные земельные участки расположены в границах Национального парка "Самарская Лука" в зоне хозяйственного назначения, предназначенной для осуществления деятельности, направленной на обеспечения функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, что сам заявитель указывал как в своем заявлении в суд, так и в ходе судебного разбирательства, и никем не оспаривается.
30.12.2020 принят Федеральный закон N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Внесенными изменениями в законодательство исключена ранее предусмотренная презумпция исключительно федеральной собственности на земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Закон об особо охраняемых природных территориях Федеральным законом от 30.12.2020 N 505-ФЗ был дополнен статьей 3.1, в соответствии с п.2 которой оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, вывод суда о том, что расположение спорных земельных участков в границах национального парка свидетельствует о возможности нахождения его только в федеральной собственности, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пп.1 п.4 ст.27 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности, государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с п.2 ст.95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
На основании ст.6 Федерального закон от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения статьи 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, законодательством установлены критерий, при которых возможна реализация п.2 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях:
- земельный участок должен быть расположен в составе функциональной зоны национального парка, режим которой допускает осуществление хозяйственной деятельности (п.1 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях);
- земельный участок должен находиться в границах населенного пункта, сведения о границах которого внесены в ЕГРН (ст.6 Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ);
- земельные участки не предоставлены федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения либо на них не расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности (п.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Также, введенная в Закон об особо охраняемых природных территориях ст.3.1 имеет п.4, устанавливающий, что ограничения оборотоспособности земельных участков сохраняются в случае, если земли особо охраняемых природных территорий расположены в границах населенного пункта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что законодатель предусмотрел два разных случаях:
- когда населенный пункт расположен в границах особо охраняемых природных территорий (п.2 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях)
- когда особо охраняемая природная территория расположена в границах населенного пункта (п.4 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях).
При этом, в первом случае оборот земельных участков не ограничен, а во втором случае ограничения оборотоспособности сохраняются.
В соответствии с п.п.2,3,4 Положения о Национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69 Национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука".
Национальный парк расположен на территориях следующих административных образований Самарской области: муниципального района Ставропольский; муниципального района Волжский; муниципального района Сызранский; в черте городского округа Жигулевск; в черте городского округа Самара.
В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Границы национального парка в приложении N 11 к решению Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 N 333 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука" описаны следующим образом: сохранения цельности природного комплекса "Самарской национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг.
Таким образом, именно населенный пункт включен в состав особо охраняемой природной территории, что в силу положений п.2 ст.3.1 Закона об особо охраняемых природных территориях не исключает возможность нахождения земельных участков в собственности муниципального образования, помимо нахождения этих участков в федеральной собственности.
Между тем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки находятся в пользовании физических лиц.
Администрацией г.о.Жигулевск не представлено каких-либо доказательств того, что отказ ТУ Росимущества в Самарской области в безвозмездной передаче спорных земельных участков, принадлежащих гражданам, в муниципальную собственность, каким-либо образом нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Материалы дела не содержат обоснования и доказательств нарушения как прав муниципалитета, так и граждан, владеющих спорными земельными участками, нахождением указанных земельный участков в федеральной собственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ ТУ Росимущества в Самарской области в безвозмездной передаче спорных земельных участков, изложенный в письме от 17.08.2021 N 63/7615, не нарушает прав и законных интересов Администрации г.о.Жигулевск в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции.
При этом, несогласие Администрации г.о.Жигулевск и главы г.о.Жигулевск с выводами суда, равно как и иное толкование норм законодательства, не привело к принятию неправильного судебного акта судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2022 года по делу N А55-33732/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
А.Ю. Харламов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33732/2021
Истец: Администрация г.о.Жигулевск, Администрация городского округа Жигулевск
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, ТУ Росимущества в Самарской области
Третье лицо: Глава г.о. Жигулевск, Горшков В.Г., Горшков Виктор Герасимович, Дачное некоммерческое товарищество "Ягодка", ДНТ "Ягодка", МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ, Степанова А.Е., Степанова Анфиса Евгеньевна, Управление Росреестра по Самарской области, Управление Росреестра Самарской области, ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Фомина Татьяна Михайловна, Чернова Валентина Алексеевна, ГУ Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД России по Самарской области