город Ростов-на-Дону |
|
23 апреля 2024 г. |
дело N А32-2812/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ООО "Консервное предприятие Русское поле-Албаши" посредством веб-конференции: Каримова Д.А. по доверенности от 02.11.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Консервное предприятие Русское поле-Албаши"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.02.2024 по делу N А32-2812/2024
по заявлению Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "Консервное предприятие Русское поле-Албаши" (ИНН 2334018297, ОГРН 1032319139940)
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Консервативное предприятие Русское Поле - Албаши" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Консервативное предприятие Русское Поле - Албаши") к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Каневского районного суда от 10.01.2024 дело передано в Арбитражный суд Краснодарского края по подсудности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт указывает, что спорная деятельность общества является частью работы очистных сооружений в процессе оказания услуг водоотведения, не регулируется законодательством об отходах производства и потребления и не подлежит лицензированию. Общество не осуществляло прием отходов от ассенизаторских автомобилей индивидуальных предпринимателей, а принимало сточные воды для их водоотведения на очистных сооружениях. Также апеллянт полагает, что протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями требований к его составлению, в том числе, не рассмотрено заявленное ходатайство об отложении его составления.
В судебном заседании представитель ООО "Консервное предприятие Русское поле - Албаши" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 04.09.2023 по 14.09.2023 в соответствии с решением врио руководителя управления Машкара Е.С. от 29.08.2023 N 03-ВП-П-226 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - ООО "Консервное предприятие Русское Поле - Албаши", объект HBOC N 03-0123-002140-П (Площадка N 2, Очистные сооружения), категория риска - высокая, категория объекта - II.
В ходе проверки установлено, что ООО "Консервное предприятие Русское поле - Албаши" осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод на объекте HBOC N 03-0123-002140-П, расположенном по адресу. Краснодарский край, Каневской район, с/п Новоминское, южнее станицы Новоминской, вдоль автодороги Ейск-Краснодар. Очистные сооружения общества принимают сточные воды по одному напорному трубопроводу диаметром 200 мм от консервного предприятия, туберкулезной больницы и многоквартирных домов.
Согласно нормативам образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных генеральным директором общества от 29.12.2021, в результате работы очистных сооружений образуется отход: "ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код по ФККО 7 22 200 02 39 5). В аэротенках происходит интенсивное биохимическое окисление загрязняющих органических веществ. Продуктивная биомасса представляет собой активный ил. Ил под действием кислорода и органических веществ увеличивается. Его объем строго контролируют, избыточный ил сбрасывают на иловые площадки для обезвоживания.
Согласно Разделу VI "Масса или объем образования и размещения отходов", таблице 6.2 "Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов" декларации общества о воздействии на окружающую среду для отхода "ил стабилизированных биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код по ФККО 7 22 200 02 39 5) установлено образование в количестве 0,001 т/год.
В рамках проведения проверки обществу направлено требование о предоставлении документов от 07.09.2023 N 1, в ответ на которое общество указало, что иловые площадки заполняются жидким осадком. В процессе обезвоживания часть влаги испаряется, а часть отводится по специальным отводным каналам. Во время обезвоживания объем осадка уменьшается в 5-8 раз и при достижении влажности 75% транспортируется к месту утилизации.
В рамках плановой выездной проверки на объекте HBOC N 03-0123-0021 специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому в присутствии уполномоченного представителя общества произведен отбор проб отходов с целью определения морфологического состава, токсичности и компонентного состава (протокол отбора проб от 07.09.2023 N 24/1 О), отбор проб отхода производился из иловых карт.
В соответствии с протоколом компонентного состава отхода от 25.09.2023 N 816о, отход имеет следующий компонентный состав: влага - 76%, ил избыточный - 24%. Согласно экспертному заключению по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 25.09.2023 N 816о, на основании полученных результатов компонентного состава, отход (проба N 857) может быть отнесен к классу для окружающей природной среды и соответствовать наименованию "ил избыточных биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код ФККО 7 22 200 01 39 4).
Таким образом, управлением установлено, что ООО "Консервное предприятие Русское поле - Албаши" осуществляет деятельность по обезвреживанию отхода "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код по ФККО 7 22 200 01 39 4) 4 класса опасности путем обезвреживания до 5 класса опасности, в результате которого образуется "ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код по ФККО 7 22 200 02 39 5). Следовательно, в процессе эксплуатации очистных сооружений при обработке осадков осуществляется уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств, что является обезвреживанием отходов.
Кроме того, управлением в рамках проведения проверки установлено, что на территории объекта HBOC N 03-0123-002140-П расположен заглубленный резервуар для приема отходов от ассенизаторских автомобилей, оборудованный съемной защитной решеткой для задерживания крупных фракций отходов "мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации" и газоотводящей трубой с дальнейшей подачей на очистные сооружения (протокол осмотра N 03-ВП-П-226 от 04.09.2023)
С учетом представленных в материалы дела договоров на оказание коммунальных услуг по приему и очистке сточных вод, управление пришло к выводу о том, что в процессе эксплуатации очистных сооружений обществом осуществляется прием отходов от ассенизаторских автомобилей ИП Череватого В.В. и ИП Черного С.В. с целью дальнейшего обезвреживания на очистных сооружениях.
Таким образом, общество осуществляет лицензируемый вид деятельности по сбору отходов в отсутствие лицензии.
08.11.2023 управлением в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 03-23-446-П-1 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, которое заключается в том, что обществом осуществляется предпринимательская деятельность по сбору и обезвреживанию отходов, образующихся в процессе эксплуатации очистных сооружений на объекте HBOC N 03-0123-002140-П в отсутствие лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, полученной установленном порядке.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Каневской районный суд.
Поскольку Каневской районный суд пришел к выводу о том, что деятельность общества, вмененная ему в качестве административного правонарушения, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении переданы в Арбитражный суд Краснодарского края.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде штрафа для юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензируемой предпринимательской деятельности. При этом указанные отношения непосредственно касаются установленного законом порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, однако указал на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности, поскольку срок для привлечения к административной ответственности в рассматриваемом судом случае составляет три месяца с момента обнаружения правонарушения (12.10.2023) и истек 12.01.2024.
Вместе с тем, апелляционная коллегия полагает, что при осуществлении квалификации действий общества в качестве административного правонарушения судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Из письма министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 N 01-25-27/17203 следует, что с целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
Так, название блока 7 ФККО ("отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов") дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)".
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Закона N 416-ФЗ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с нормами Закона N 89-ФЗ.
Кроме того, хозяйственно-бытовые стоки, выкачиваемые из выгребных ям, подпадают под определение отхода и деятельность по их обезвреживанию и размещению подлежит лицензированию в соответствии с Законом N 99-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что в Регламенте работы очистных сооружений общества приводится описание механической и биологической очистки сточных вод, поступающих на спорные очистные сооружения. Так, сточная вода попадает на барабан механической очистки, где происходит отделение крупной фракции, и по сбросному желобку попадает на площадку временного хранения отходов. Пройдя механическую очистку, сточные воды поступают в песколовки, где происходит отделение от песка, которые удаляются путем открытия задвижек на пусковую карту. Из песколовок сточная жидкость поступает на первичные отстойники и попадает на аэротенки, где при помощи постоянно подаваемого воздуха идет активное ее смешивание с активным илом, минералами органических веществ, растворенных в воде, и насыщение ее кислородом. Пройдя аэротенки, иловая смесь поступает во вторичные отстойники для отделения сточной воды избыточного активного ила, который выпадает на днище и перекачиваются погружным насосом обратно в аэротенки и частично на иловые площадки. Обезвоживание осадка осуществляется на иловых картах. Эффективная работа иловых площадок достигается при поддерживании расчетных годовых нагрузок по осадку.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия. Соответственно, иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства, поэтому получение лицензии на данный вид деятельности не требуется.
Кроме этого, иловые площадки относятся к инженерным сооружениям, необходимым для осуществления предприятием его специфической деятельности, в том числе для обработки и обезвоживания осадка сточных вод, и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2015 N АС-03-02-36/21630, письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.11.2013 N 05-12-44/21713 и от 18.08.2014 N 05-12-44/18132).
Таким образом, к иловым площадкам не применимы требования к объектам размещения отходов в смысле, придаваемом этому понятию законодательством об отходах производства и потребления, в связи с чем ООО "Консервное предприятие Русское поле - Албаши" не осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов.
Относительно деятельности общества по сбору отходов судебная коллегия исходит из того, что из материалов дела следует, что жидкие бытовые отходы, прием которых осуществило общество, были очищены на очистных сооружениях с последующим сбросом в водные объекты, что с учетом приведенной позиции Минприроды позволяет отнести их к сточным водам.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия пришла к выводу о недоказанности заявителем наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2024 по делу N А32-2812/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2812/2024
Истец: Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Консервное предприятие "Русское поле - Албаши", ООО "Консервное предприятие Русское поле-Албаши"