г. Москва |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А41-48475/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "Альфа ЖКХ": представитель не явился, извещено;
от ГЖИ МО: Шарифуллин Д.Н. по доверенности от 19.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "УО "Энди": представитель не явился, извещено;
от ООО "УК Рэди": представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 15 ноября 2022 года по делу N А41-48475/22,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа ЖКХ"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "УО "Энди" и общества с ограниченной ответственностью "УК Рэди"
об оспаривании решений и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа ЖКХ" (далее - ООО "Альфа ЖКХ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 2 л. д. 50-55) к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ МО),в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконными решения ГЖИ МО от 31.05.2022 N Р001-8858866011-59607762; N Р001-8858866011-59607973; N Р001-8858866011- 59617304; N Р001-8858866011-59607275; N Р001-8858866011-59607568; N Р001- 8858866011-59617222; N Р001-8858866011-59616034; N Р001-8858866011-59608862; N Р001-8858866011-59610716; N Р001-8858866011-59608299; N Р001-8858866011-9608534; N Р001-8858866011-59608690; N Р001-8858866011-59608125 о включении многоквартирных домов, расположенных по адресам: 143081, Московская обл., г. Одинцово, д. Солослово, мкр. 1/1, д. 1,2,3,4,5,6,7, мкр. 1/2, д. 1, мкр. 1/3, д. 1, мкр. 1/4, д. 1, д. 2, мкр. 1/5, д. 1, д. 2;
- признать незаконным решение ГЖИ МО от 08.06.2022 N Р001-8858866011-59446093 о включении многоквартирного дома N 2 корп. 1 по ул. Фасадная, дп. Лесной городок, гп. Лесной городок, г.о. Одинцово Московской области в реестр лицензий под управление ООО "УК Рэди";
- признать незаконными решения ГЖИ МО о включении многоквартирных домов, расположенных по адресам: 143081, Московская обл., г. Одинцово, д. Солослово, мкр. 1/1, д. 5, мкр. 1/2, д.1, мкр. 1/3, д.1, мкр. 1/5, д. 1, в реестр лицензий под управление ООО "УО "Энди";
- обязать ГЖИ МО восстановить записи в реестре лицензий по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: 143081, Московская обл., г. Одинцово, д. Солослово, мкр. 1/1, д. 1,2,3,4,5,6,7, мкр. 1/2, д. 1, мкр. 1/3, д. 1, мкр.1/4, д. 1, д. 2, мкр. 1/5, д. 1, д. 2, а также многоквартирного дома N 2 корп. 1 по ул. Фасадная, дп. Лесной городок, гп. Лесной городок, г.о. Одинцово Московской области, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Альфа ЖКХ".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "УО "Энди" и общество с ограниченной ответственностью "УК Рэди".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2022 года по делу N А41-48475/22 в удовлетворении заявления отказано (т. 4 л. д. 114-119).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Альфа ЖКХ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "Альфа ЖКХ", ООО "УО "Энди" и ООО "УК Рэди", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГЖИ МО возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ГЖИ МО, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Альфа ЖКХ" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 04.10.2019 N 1812, выданной ГЖИ МО.
ООО "Альфа ЖКХ" осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская обл., г. Одинцово, д. Солослово, мкр. 1/1, д. 1,2,3,4,5,6,7, мкр. 1/2, д. 1, мкр. 1/3, д. 1, мкр.1/4, д. 1, д. 2, мкр. 1/5, д. 1, д. 2, Московская обл., г. Одинцово, дп. Лесной городок, ул. Фасадная, д. 2. корп. 1, на основании лицензии, протокола открытого конкурса, договоров управления многоквартирным домом (далее - МКД), о чем в реестре лицензий Московской области содержались соответствующие сведения.
ООО "УО "Энди" в ГЖИ МО подавались заявления о включении в реестр лицензий Московской области сведений об управлении вышеуказанными многоквартирными домами.
Решением ГЖИ МО внесены сведения в реестр лицензий Московской области об управлении ООО "УО "Энди" 4 домами.
Решениями общих собраний собственников помещений, оформленными протоколами от 06.02.2022, от 24.02.2022, от 25.02.2022, от 26.02.2022, от 27.02.2022 N 1/2022 в многоквартирных домах по адресам: Московская обл., г. Одинцово, д. Солослово, мкр. 1/1, д. 1,2,3,4,5,6,7, мкр. 1/2, д. 1, мкр. 1/3, д. 1, мкр.1 /4, д. 1, д. 2, мкр. 1/5, д. 1, д. 2, выбрана новая управляющая компания ООО "УК Рэди".
В ГЖИ МО поступило заявление ООО "УК Рэди" о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами (МКД) по указанным адресам.
31 мая 2022 года ГЖИ МО приняты решения N Р001-8858866011-59607762; N Р001-8858866011-59607973; N Р001-8858866011-59617304; N Р001-8858866011-59607275; N Р001-8858866011-59607568; N Р001- 8858866011-59617222; N Р001-8858866011-59616034; N Р001-8858866011-59608862; N Р001-8858866011-59610716; N Р001-8858866011-59608299; N Р001-8858866011-9608534; N Р001-8858866011-59608690; N Р001-8858866011-59608125 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области и внесены сведения об осуществлении ООО "УК Рэди" деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская обл., г. Одинцово, д. Солослово, мкр. 1/1, д. 1,2,3,4,5,6,7, мкр. 1/2, д. 1, мкр. 1/3, д. 1, мкр. 1/4, д. 1, д. 2, мкр. 1/5, д. 1, д. 2 (т. 1 л. д. 56-63).
Также ГЖИ МО принято решение от 08.06.2022 N Р001-8858866011-59446093 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области и внесены сведения об осуществлении ООО "УК Рэди" деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Одинцово, дп. Лесной городок, ул. Фасадная, д. 2. корп. 1 (т. 1 л. д. 64).
Полагая, что указанные решения являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО "Альфа ЖКХ" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Из указанных норм права следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 ЖК РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ установлено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации..
В пункте 3 Порядка содержится перечень доказательств, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8 Порядка).
Подпунктом "а" пункта 9 Порядка в качестве одного из оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления предусмотрено несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка.
В рассматриваемом случае административным органом при рассмотрении заявлений ООО "УО "Энди" и ООО "УК Рэди" не было установлено каких-либо нарушений вышеуказанного Порядка.
Как следует из материалов дела, вместе с заявлениями ООО "УО "Энди" и ООО "УК Рэди", в том числе, были приложены протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и договоры управления многоквартирными домами. Процедура проведения общих собраний признана ГЖИ МО соблюденной.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно указал, что административный орган действовал в рамках предусмотренной ЖК РФ и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедуры внесения изменений в Реестр лицензий Московской области.
Кроме того, в данном случае не усматривается нарушение каких-либо прав и законных интересов заявителя, поскольку оспариваемые решения по внесению изменений в Реестр лицензий Московской области были приняты по обращениям иных организаций (ООО "УО "Энди", ООО "УК Рэди") и ненадлежащее оформление таких решений и (или) их непринятие в установленный срок могло нарушить только права и законные интересы получателей данной государственной услуги, к которым заявитель не относится.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемые решения являются законными и отмене не подлежат.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2022 года по делу N А41-48475/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-48475/2022
Истец: ООО "АЛЬФА ЖКХ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"