город Ростов-на-Дону |
|
10 марта 2023 г. |
дело N А01-3639/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 18.01.2023 по делу N А01-3639/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по
Республике Адыгея
при участии третьего лица Маликовой Светланы Валерьевны
о признании незаконными и отмене постановления и предписания,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Ситимов А.Ю. по доверенности от 09.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - заявитель, общество, ПАО "Россети Кубань") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Республике Адыгея) о признании незаконным постановления от 06.10.2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 рублей, представления от 06.10.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 001/04/9.21-447/2022.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.01.2023 в удовлетворении заявления ПАО "Россети Кубань" отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что сетевой организацией мероприятия по договору исполнены в установленный срок, объекты электросетевого хозяйства для присоединения построены. Фактическое технологическое присоединение носит заявительный характер. В соответствии с Правилами заявитель обязан уведомить сетевую организацию об исполнении им технических условий, после чего сетевая организация обязана проверить выполнение им технических условий и осуществить присоединение с выдачей документов, предусмотренных Правилами. Сетевая организация не может быть инициатором фактического технологического присоединения. Правила не содержат императивного для сетевой организации обязательства по направлению заявителю письменного уведомления о выполнении ею мероприятий по технологическому присоединению. Напротив, подпунктом "а" пункта 16.6. Правил установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению считается нарушенным заявителем в случае, если он не направил в адрес сетевой организаций уведомление о выполнении им мероприятий, предусмотренных техническими условиями, в том числе уведомление об устранении замечаний, полученных по результатам проверки выполнения технических условий. Заявитель жалобы также полагает, что в рассматриваемом случае возможно применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, просит изменить меру административной ответственности до 50% минимального размера наказания, предусмотренного санкцией указанной статьи и назначить штраф в размере 300 000 руб. Как указывает общество, в настоящем случае отсутствуют доказательства реального причинения вреда потребителю, учитывая, что общество фактически выполнило мероприятия по технологическому присоединению. Кроме этого, заявитель жалобы обращает внимание на наличие смягчающего ответственность обстоятельства - устранение правонарушения до рассмотрения дела об административном правонарушении.
В материалы дела от УФАС по Республике Адыгея поступил отзыв на апелляционную жалобу. Суд отказал в приобщении отзыва к материалам дела, так как отсутствуют доказательства направления отзыва другим лицам, участвующим в деле.
В судебном заседании представитель УФАС по Республике Адыгея не согласился с доводами апелляционной жалобы, в удовлетворении жалобы просил отказать.
От ПАО "Россети Кубань" и УФАС по Республике Адыгея поступили ходатайства об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил ходатайства ПАО "Россети Кубань" и УФАС по Республике Адыгея об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В назначенное время представитель ПАО "Россети Кубань" не подключился к судебному заседанию в режиме веб-конференции.
В телефонном режиме представитель ПАО "Россети Кубань" пояснил, что не возражает о рассмотрении дела в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в УФАС по Республике Адыгея 12.09.2022 (вх. 3224) из Прокуратуры Республики Адыгея поступило заявление Маликовой С.В. по вопросу нарушения со стороны общества Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 в части нарушения сроков по осуществлению технологического присоединения.
По результатам рассмотрения заявления Маликовой С.В. антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении ПАО "Россети Кубань" требований пункта 16 Правил технологического присоединения N 861, выразившегося в нарушении сроков на технологическое присоединения энергопринимающих устройств.
29.09.2022 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол N 001/04/9.21-447/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 30-31).
06.10.2022 антимонопольным органом в отношении общества принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-447/2022, которым ПАО "Россети Кубань" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 33-34).
Одновременно с принятием постановления 06.10.2022 антимонопольным органом в адрес ПАО "Россети Кубань" направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 3308, согласно которому ПАО "Россети Кубань" надлежало принять меры для надлежащего исполнения требований Правил N 861 и осуществить фактическое технологическое присоединение (л.д. 35).
Несогласие с принятым постановлением и представлением антимонопольного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Субъектом правонарушения является организация-субъект естественной монополии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, в том числе, заключается в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861), согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
При этом сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств определены в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора технологического присоединения.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (подпункт "б" пункта 16 Правил N 861).
Судом первой инстанции по материалам дела верно установлено, что 22.06.2021 Маликовой С.В. через сайт ПАО "Россети Кубань" была направлена заявка на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика Адыгея, п.Каменномостский, ул. Горького, 90.
15.10.2021 Маликовой С.В. была произведена оплата договора об осуществлении присоединения к электрическим сетям.
Учитывая дату поступления заявки и наличие дополнительного соглашения от 09.06.2022 N 436972 к договору от 18.10.2021 N 10404-21-006775070, сетевая организация должна выполнить мероприятия по технологическому присоединению не позднее 08.08.2022.
До рассмотрения дела по существу ПАО "Россети Кубань" не были представлены документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение объекта Маликовой С.В. к электрическим сетям.
Материалами дела подтверждено наличие в действиях ПАО "Россети Кубань" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
ПАО "Россети Кубань" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Правонарушение обоснованно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом также установлено, что ранее ПАО "Россети Кубань" было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (дело N А01-1128/2022).
Таким образом, в действиях ПАО "Россети Кубань" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что возможность для соблюдения заявителем правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Доказательств, исключающих наличие у общества, как хозяйствующего субъекта, объективной возможности по своевременному и надлежащему принятию мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Оспариваемым постановлением о привлечении к административной ответственности обществу назначено административное наказание в размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ - 800 000 рублей.
Доводы жалобы о возможности снижения назначенного антимонопольным органом размера штрафа до 50% минимального размера наказания, предусмотренного санкцией указанной статьи и назначении штрафа в размере 300 000 руб., судом апелляционной инстанции не принимаются с учетом следующего.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с этим оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, коллегия полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
Суд первой инстанции не установил оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным в порядке, предусмотренном статьей 2.9 КоАП РФ, равно как и оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО "Россети Кубань" всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не в наступлении каких-либо последствий для потерпевшего, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства. Наступление общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом бездействия. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере газоснабжения населения.
Учитывая изложенное, основания для признания незаконным и отмены постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-447/2022 от 06.10.2022, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 06.10.2022 N 3308, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.01.2023 по делу N А01-3639/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-3639/2022
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республика Адыгея, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
Третье лицо: Маликова Светлана Валерьевна