г. Москва |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А40-159098/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИП Севрюгиной Майи Юрьевны на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-159098/22
по заявлению ИП Севрюгиной Майи Юрьевны (ОГРНИП: 307770000616542, ИНН: 772329656160)
к 1) ИФНС N 14 по г.Москве (ИНН 7714014428; ОГРН 1047714089048), 2) Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области (ИНН 5047052532; ОГРН 1025006179703),
о взыскании излишне уплаченного налога,при участии:
от заявителя: |
Кузьмина В.В. по дов. от 02.09.2022; |
от ответчика: |
1) Гаврилюк И.В. по дов. от 21.09.2022; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Севрюгина Майя Юрьевна (далее - Предприниматель, Заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, ответчик) и Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по г.Москве и Московской области (далее - Фонд, пенсионный фонд, ответчик) о взыскании с ИФНС России N 14 по г.Москве суммы излишне уплаченного налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 2 506 231 руб. 24 коп.; о взыскании с ИФНС России N 14 по г. Москве и ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 28 руб. 28 коп.; о взыскании с ИФНС России N 14 по г. Москве и ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды до 01.01.2017) в размере 142 974 руб. 23 коп.; о взыскании с ИФНС России N 14 по г. Москве и ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области процентов в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ в размере 1379 руб. 05 коп. с перерасчетом на день исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу Общества, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель Фонда в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав заявителя и Инспекцию, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 04.03.2022 налогоплательщиком была получена справка N 6279141 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 02.03.2022, согласно которой Предпринимателю стало известно об излишне уплаченном налоге и сумме страховых взносов.
Предприниматель указала, что из справки ей стало известно, об:
1) излишней уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 2 506 231, 24 рубля;
2) излишней уплате суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 28,28 рублей;
3) излишней уплате суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды до 1 января 2017 года) в размере 142 974, 23 рубля.
Заявитель 01.05.2022, 01.07.2022 обратилась в налоговый орган и пенсионный фонд с заявлениями N N 074386, 055477 о возврате переплаты уплаченного налога, взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы размере 2 506 231,24 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 1 января 2017 года в размере 28,28 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 1 января 2017 года в размере 142 974,23 руб.
По результатам рассмотрения заявлений Инспекцией 17.06.2022, 05.08.2022 приняты решения N N 37734, 37736 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в сумме 2 506 231, 24 руб., в связи с тем, что срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, на возврат данной суммы истек, по решениям N N 37732, 37732 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в сумме 28,28 руб. и 142 974,23 руб. в соответствии со ст.21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Предприниматель, полагая, что отказы в возврате переплаты являются незаконными, обратилась с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что предпринимателем пропущен трехлетний срок для возврата налога и страховых взносов.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, Предприниматель зарегистрирована 12.12.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, с 15.02.2022 налогоплательщик состоит на учете в ИФНС России N14 по г. Москве (код НО 7714), до 15.02.2022 налогоплательщик состоял на налоговом учете в ИФНС России N23 по г. Москве (код НО 7723).
В соответствии с приказом ФНС России от 18.01.2021 N ЕД-7-12/18@ "О вводе промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог - 3", реализована автоматизация технологического процесса 103.06.15.01.0020 "Ведения списка карточки расчета с бюджетом (далее - КРСБ) Налогоплательщика в части обеспечения централизации ведения КРСБ по месту нахождения плательщика (месту жительства, месту учета как крупнейшего (основного) плательщика)" налоговое администрирование налогоплательщика с 24.02.2022 осуществляется Инспекцией. До 24.02.2022 налоговое администрирование налогоплательщика осуществлялось ИФНС России N 23 по г. Москве.
Предприниматель является налогоплательщиком налога, взимаемого в связи с применением Упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
Заявитель 01.05.2022, 01.07.2022 обратился в ИФНС России N 14 по г. Москве с заявлениями N N 074386, 055477 о возврате переплаты уплаченного налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 2 506 231,24 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 1 января 2017 в размере 28,28 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 1 января 2017 в размере 142 974,23 руб. (л.д. 1-6).
В подтверждение факта наличия излишне уплаченных налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) налогоплательщик ссылается на справку N 6279141 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 02.03.2022, согласно которой за Заявителем числится переплата по выше указанным налогам (л.д. 21-23).
По результатам рассмотрения заявлений Инспекцией 17.06.2022, 05.08.2022 приняты решения N N 37734, 37736 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в сумме 2 506 231, 24 руб., в связи с тем, что срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, на возврат данной суммы истек, по решениям N N 37732, 37732 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в сумме 28,28 руб. и 142 974,23 руб. в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (л.д. 9-12).
Спорная переплата суммы налогов и сборов, о возврате (зачете) которых заявлено требование, образовалась на момент постановки на налоговом учете Предпринимателя в ИФНС России N 23 по г. Москве, за период до 2016 года, что подтверждается данными Информационного ресурса налоговых органов, представленных в материалы дела.
Инспекцией в рамках исполнения письма ФНС России от 03.02.2021 N ММВ08-6/37дсп@ "Временные подходы к взаимодействию налоговых органов при введении в прикладном программном обсечении АИС "Налог-3" направлен запрос N22-09/044358 от 15.08.2022 в ИФНС России N23 по г. Москве с целью подтверждения переплаты в связи с централизацией КРСБ и поступления заявления Предпринимателя о зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (л.д. 18).
ИФНС России N 23 по г.Москве 30.08.2022 N 23-04/054113 в ответ на поступивший запрос сообщила, что переплата по УСН в размере 2 506 777,24 руб. образовалась в период до 01.01.2016 (л.д. 17).
Первичная налоговая декларация по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, за 2015 год представлена налогоплательщиком 19.05.2016 согласно данным КРСБ. Следовательно, как правильно указывает Инспекция, по результатам финансового года налогоплательщик имел возможность своевременно обнаружить факт излишнего перечисления денежных средств.
Осведомленность Предпринимателя о наличии переплаты подтверждается также и тем, что Предприниматель уплачивал налоги в 2015, 2016, 2017,2018, 2020 годах с учетом имевшейся переплаты, в связи с чем размер стартовой переплаты на 01.01.2016 в сумме 2 935 976,98 руб., согласно КРСБ уменьшился до 2 506 231,24 руб. (л.д. 32).
Уменьшение размера переплаты обусловлено вычетом сумм задолженности по уплате налогов за 2015, 2016, 2017,2018, 2020 год.
В отношении страховых взносов заявитель утверждает, что переплата по страховым взносам в размере 142 974,23 руб. на ОПС, и 28,28 руб. на ОМС образовалась у Предпринимателя за счет излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды до 01.01.2017.
Судом установлено, что Заявитель самостоятельно осуществила расчет подлежащих уплате сумм страховых взносов, а также уплатила рассчитанные платежи 21.10.2014 в сумме 365 598,63 руб., что подтверждается реестром платежей. Данная сумма была распределена на отчетные периоды с 2014 по 2016 года, это фиксированные платежи и страховые взносы 1 % от суммы дохода свыше 300 000 руб.
Отчет по форме РСВ-2 был в нарушение действовавшего законодательства представлен Заявителем 21.03.2016, в котором указано начисление страховых взносов, начиная с отчетного периода 2014 год, на обязательное пенсионное страхование 138 627,84 руб., на обязательное медицинское страхование 3 399,05 руб.
За 2015 год отчет по форме РСВ-2 был представлен Заявителем 05.12.2016, в котором указано начисление страховых взносов, начиная с отчетного периода 2015 г., на обязательное пенсионное страхование 86 177,68 руб., на обязательное медицинское страхование 3 650,58 руб.
За 2016 год отчет по форме РСВ-2 был представлен Заявителем 25.02.2019, в котором указано начисление страховых взносов, начиная с отчетного периода 2016 год, на обязательное пенсионное страхование 24 915,76 руб., на обязательное медицинское страхование 3 796,85 руб.
Сумма 142 974,23 руб. согласно справке о состоянии расчетов от 08.08.2022 является излишне уплаченной на обязательное пенсионное страхование, и 28,28 руб. - на обязательное медицинское страхование.
С заявлениями о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов Заявитель обратилась лишь в 2022 году, то есть, очевидно, после истечения трехлетнего срока.
Решением Пенсионного фонда N 087F07220006403 от 18.07.2022 Заявителю было отказано в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Суд правомерно указал, что о наличии переплаты Заявитель знал еще в 2014 году, поскольку переплата по страховым взносам у предпринимателя возникла в момент перечисления предпринимателем в бюджет Пенсионного фонда страховых взносов за спорный расчетный период, о наличии которой предприниматель должен был знать с момента ее образования, но в любом случае не позднее окончания расчетного периода, так как расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно.
В соответствии с пп.5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
На основании п.п. 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика поэтому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Из пункта 7 статьи 78 НК РФ следует, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 НК РФ не направлена на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 195 ГК РФ предусмотрено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу статьи 196 ГК РФ срок исковой давности установлен в три года.
В этом случае вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
При этом институт давности введен законодателем в целях достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений при юридически обеспеченной возможности сбора и закрепления доказательств (привлечения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, срока хранения документов, предельного срока налоговой проверки, срока возврата налога в случае его переплаты или необоснованного взыскания и т.д.).
Сумма налога, взимаемого в связи с применением УСН, по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 ст. 346.21 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики налога, взимаемого в связи с применением УСН, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из пункта 5 статьи 346.21 НК РФ следует, что ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Пунктом 7 статьи 346.21 НК РФ предусмотрено, что налог, взимаемый в связи с применением УСН, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации (ст. 346.23 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели по итогам налогового периода по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Исходя из совокупности обстоятельств дела суд установил, что заявитель должна была знать и знала о имеющейся переплате на момент подачи налоговой декларации по УСН за 2015 г.
Поскольку об излишней уплате налогов заявитель должна был узнать в день уплаты налога или при подаче налоговой декларации, то на момент обращения в арбитражный суд (25.07.2022) срок на возврат излишне уплаченного налога по УСН заявителем был пропущен.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 4 и 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ страхователь в течение расчетного периода уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 13 статьи 26 Закона 3 212-ФЗ).
Решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов за периоды, предшествующие 01.01.2017 принимают соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
В пункте 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021указано, что трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исчисляется с даты представления расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный период, но не позднее срока, установленного для уплаты страховых взносов.
Судом также установлено, что предприниматель должна была знать о факте излишней уплаты страховых взносов в момент их уплаты, а также представления отчетов по форме РСВ-2, т.е. в 2014-2016 гг.
Таким образом, в отношении переплаты по страховым взносам предпринимателем также пропущен трехлетний срок на возврат.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-159098/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159098/2022
Истец: Севрюгина Майя Юрьевна
Ответчик: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 5 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО Г. МОСКВЕ