г. Москва |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А40-146834/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой А.Б.
судей Бодровой Е.В., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента капитального ремонта города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2022 по делу N А40-146834/22
по иску (заявлению) Департамента капитального ремонта города Москвы
к ООО "Марос",
третье лицо - Департамент городского имущества г. Москвы,
о взыскании 168 289 руб. 12 коп. денежных средств затраченных на разработку проектной документации и выполнение работ по ремонту,
при участии в судебном заседании от истца: Соловьева В.В. по доверенности от 05.07.2022, от ответчика: Ковалева М.А. по доверенности от 01.12.2022, от третьего лица: Овчинникова А.Д. по доверенности от 10.11.2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент капитального ремонта города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Марос" (далее - ответчик) о взыскании денежных средств, затраченных на разработку проектной документации и выполнение работ по ремонту внешних поверхностей нежилого здания, расположенного по адресу:
г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр.1 в размере 168 289,12 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы в порядке ст. 51 АПК РФ.
Решением от 19.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить Решение от 19.12.2022 по делу N А40-146834/22, принять новый судебный акт, согласно которому требования Департамента капитального ремонта города Москвы о взыскании денежных средств с ООО "Марос" в размере 168 289,12 руб. - удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 16.12.2021 Арбитражным судом города Москвы вынесено мотивированное решение по делу N А40-196001121-16-1348 по исковому заявлению Департамента капитального ремонта города Москвы (ИНН 7710723399) к акционерному обществу "Промжелдортранс" (ИНН 7701035237) о взыскании задолженности в размере 168 289 руб. 12 коп.
Заявляя исковые требования к АО "Промжелдортранс", Департамент капитального ремонта города Москвы исходил из следующего.
25.10.2017 объединением административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ) была выявлена необходимость ремонта здания по адресу: 101000, г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр.1 (рапорт от 25.10.2017 N 17-44-П 19-00318), в связи с чем АО "Промжелдортранс" как арендатору нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001035:1780 в указанном здании, выдано Предписание 17-44-П19-00316 от 25.10.2017 о необходимости проведения работ по ремонту внешних поверхностей здания с установленным сроком исполнения: 20.05.2018.
Предписание, направленное по адресу АО "Промжелдортранс", исполнено не было.
Городской комиссией по организации ремонта зданий, строений, сооружений (протокол от 10.08.2018 N 07-07-59/8) принято решение о проведении мероприятий по ремонту внешних поверхностей здания, по вышеуказанному адресу за счет средств бюджета города Москвы.
06.09.2018 Департаментом капитального ремонта города Москвы издано распоряжение N 07-14-74/8 "О проведении ремонта внешних поверхностей нежилых зданий по адресам: Лаврушинский пер., д. 15, стр.1, ул. Верхняя Радищевская, д. 9, стр.4, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1. ул. Удальцова, д. 31 А, 3-й Кадашевский пер., д. 3, стр. 1, 3-й Кадашевский пер., д. 3, стр. 7.".
04.12.2018 по результатам открытого конкурса в электронной форме между Государственным казенным учреждением города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "УКРиС" (ГКУ "УКРиС") и ООО "ПСП "ЭРА" был заключен государственный контракт N 0373200004218000431 на выполнение работ по обследованию технического состояния конструктивных элементов здания, разработке проектной документации на ремонт фасадов зданий по адресам: г. Москва, Маросейка ул., д. 7/8, с. 1; Удальцова ул., д. 31 А. Цена контракта составила 1 388 000 руб.
Затраты Департамента на работы по обследованию технического состояния конструктивных элементов и разработке проектной документации на ремонт фасада нежилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8. стр.1 согласно акту сдачи-приемки выполненных работ N 1 от 29.04.2019 по государственному контракту N 0373200004218000431 от 04.12.2018 составили денежную сумму в размере 1 192 090 руб. 06 коп.
03.09.2019 по результатам запроса предложения в электронной форме между Государственным казенным учреждением города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "УКРиС" (ГКУ "УКРиС") и ООО "РК "Ингрия" был заключен государственный контракт N 0373200004219000347 на выполнение работ по ремонту фасадов и кровель зданий по адресам: г. Москва, Маросейка ул., д.7/8, стр.1; Удальцова ул., д. 31 А. Цена контракта составила 23 033 822 руб.
Затраты истца на выполнение работ по ремонту фасада нежилого дома по адресу:
г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1 согласно акту приемочной комиссии от 23.10.2020 по государственному контракту N 0373200004219000347 от 03.09.2019 составили денежную сумму в размере 8 802 476 руб. 38 коп.
30.09.2019 было составлено уведомление N 07-24-7/8 от 30.07.2019 о завершении работ по обследованию технического состояния конструктивных элементов здания, разработке проектно-сметной документации на ремонт фасада по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8 стр. 1.
21.02.2020 было направлено уведомление АО "Промжелдортранс" N 07-24-7/8 от 19.02.2020 о начале проведения работ по ремонту фасада и кровли нежилого здания по адресу: г. Москвы, ул. Маросейка, д. 7/8 стр. 1.
11.05.2021 по адресу АО "Промжелдортранс" было направлено уведомление N 07-24-7/8 от 11.05.2021 о завершении работ по ремонту внешних поверхностей здания по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр.1, с приложением копий документов о приемке выполненных работ с требованием оплаты суммы, подлежащей возмещению пропорционально площади, принадлежащей АО "Промжелдортранс".
Департамент произвел расчет задолженности АО "Промжелдортранс" с учетом площади занимаемого помещения, согласно которому задолженность АО "Промжелдортранс", как арендатора нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001035:1780 в указанном здании, по оплате расходов на проведение ремонта фасада нежилого дома составила 168 289 руб. 12 коп.
На основании изложенного, Департамент капитального ремонта города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованием к АО "Промжелдортранс" о взыскании задолженности в размере 168 289 руб. 12 коп.
АО "Промжелдортранс" в соответствии с договором аренды N 1-772/2004 от 10.08.2004, заключенным с Департаментом городского имущества города Москвы, являлось арендатором нежилого помещения общей площадью 163,90 кв.м. (этаж 5, пом.1, комн. 1,1а, 2, 2а, 3, 3а, 4-9,9а, 96, 9в, 10-11, 11а, 12), находящееся по адресу: г. Москва, ул. Маросейка 7/8, стр. 1.
АО "Промжелдортранс" реорганизовано в форме выделения нового общества -Общества с ограниченной ответственностью "Марос" (запись ЕГРЮЛ от 17.09.2019 за государственным регистрационным номером 1197746563354) по всем правам и обязанностям, указанным в передаточном акте от 20.05.2019, а именно по вышеуказанному договору аренды. Согласно передаточному акту от 20.05.2019 права и обязанности АО "Промжелдортранс" по договору аренды N 1-772/2004 от 10.08.2004 перешли ООО "Марос".
Департамент капитального ремонта города Москвы 02.06.2022 направил претензию N 07-10-1743/22 от 30.05.2022 к ООО "Марос" с соответствующим требованием.
Поскольку в добровольном порядке денежные средства ответчиком перечислены не были, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 30.04.2014 N 18 "О благоустройстве в городе Москве" объектами благоустройства являются, в том числе внешние поверхности зданий, строений, сооружений (в том числе крыши, фасады, архитектурно-декоративные детали, элементы фасадов, входные группы, цоколи, террасы).
Согласно положениям ст. 6 Закона города Москвы от 30.04.2014 N 18 содержание и ремонт внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числе крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, входных групп, цоколей, террас), а также размещаемых на них конструкций и оборудования осуществляются в соответствии с правилами и требованиями к содержанию внешних поверхностей зданий, строений, сооружений в городе Москве и размещаемых на них конструкций и оборудования, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Содержание и ремонт внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, а также размещаемых на них конструкций и оборудования (за исключением рекламных и информационных конструкций) осуществляются собственниками (правообладателями) указанных зданий, строений, сооружений (помещений в них).
Аналогичная норма содержится в Законе города Москвы от 01.07.1996 г. N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы".
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 22 собственники и юридические лица, имеющие здания и сооружения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, несут обязательства по проведению реставрации и ремонту фасадов принадлежащих им зданий и сооружений за счет собственных или привлеченных средств.
В случае, если в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических или физических лиц находятся отдельные нежилые помещения в нежилых или жилых зданиях, то такие лица несут обязательства по долевому участию в ремонте фасадов названных зданий пропорционально занимаемым площадям.
Постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 утверждены Правила содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве. Согласно пункту 10.11 Правил руководители предприятий и организаций, на балансе которых находятся здания и сооружения, обязаны обеспечить своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов указанных объектов и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и др.). За неисполнение обязательств по содержанию фасадов зданий и сооружений наступает ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы (ч. 1 ст. 8.2 КоАП г. Москвы).
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона N 18 при нарушении собственниками (правообладателями) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них), являющимися коммерческими организациями, установленных правил, требований проведения ремонта внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, в том числе сроков, ремонт внешних поверхностей зданий, строений, сооружений осуществляется указанными собственниками (правообладателями) в соответствии с предписанием уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы. В случае неисполнения предписания уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в установленный данным предписанием срок уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы после получения информации о неисполнении указанного предписания вправе принять решение о проведении ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений за счет средств бюджета города Москвы.
Собственники (правообладатели) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них), ремонт внешних поверхностей которых произведен за счет средств бюджета города Москвы, обязаны перечислить средства за проведение указанного ремонта в порядке, установленном Правительством Москвы, на счет уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в течение трех месяцев со дня получения уведомления о завершении работ по ремонту внешних поверхностей здания, строения, сооружения (далее - уведомление о завершении работ).
В случае если в течение указанных трех месяцев соответствующие средства не были перечислены данными собственниками (правообладателями) на лицевой счет уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня истечения указанных трех месяцев обращается в суд с заявлением о взыскании с этих собственников (правообладателей) средств за проведение ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений с последующим перечислением их на счет уполномоченного органа.
В целях реализации указанной нормы Правительством Москвы принято постановление от 01.12.2015 N 794-ПП "О мерах по реализации отдельных положений Закона города Москвы от 30.04.2014 N 18 "О благоустройстве в городе Москве", которым утвержден Порядок организации проведения ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы и перечисления средств собственниками (правообладателями) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) за проведение ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений за счет средств бюджета города Москвы.
Согласно пункту 2 Порядка необходимость проведения ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве определяется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими выдачу предписаний, в случае выявления нарушений установленных правил, требований проведения ремонта внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, в том числе сроков: Департаментом культурного наследия города Москвы - по нежилым зданиям, строениям и сооружениям, являющимся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; Государственной жилищной инспекцией города Москвы - по нежилым зданиям, строениям и сооружениям, являющимся особыми объектами нежилого фонда города Москвы; Объединением административно-технических инспекций города Москвы - по нежилым зданиям, строениям и сооружениям, кроме указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка.
При выявлении необходимости проведения ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий выдачу предписаний, выдает собственникам (правообладателям) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) предписания об устранении выявленных нарушений.
Уполномоченные органы осуществляют государственный контроль в области благоустройства в городе Москве в соответствии с Административными регламентами (постановления Правительства Москвы от 28.12.2015 N 958-ПП (ДКР г. Москвы), от 13.05.2015 N 261-ПП (Мосжилинспекция), от 06.07.2016 N 387-ПП (АТИ)).
Постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 N 794-ПП утверждено Положение о Городской комиссии по организации ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве (Приложение 2 к постановлению).
В соответствии с пунктом 6.6 Положения по результатам рассмотрения обращений уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений установленных правил, требований проведения ремонта внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, в том числе сроков, а также прилагаемых к ним документов Комиссия принимает решение о необходимости или об отсутствии необходимости проведения ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений за счет средств бюджета города Москвы.
Утверждает принятые Комиссией решения уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент капитального ремонта города Москвы (п. 2.2.5).
В случае, если собственником (правообладателем) нежилого здания, строения, сооружения (помещений в нем) в срок, указанный в пункте 7 указанного Порядка, не перечислены средства в размере, указанном в уведомлении, то Департамент капитального ремонта города Москвы осуществляет взыскание указанных средств в судебном порядке.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Обязательства по проведению реставрации и ремонту фасадов принадлежащих им зданий и сооружений за счет собственных или привлеченных средств несут собственники и юридические лица, имеющие здания (помещения в них) и сооружения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Действующим законодательством на арендатора помещения не возложена обязанность по поддержанию в надлежащем состоянии фасадов здания. Такую обязанность несёт собственник помещения или его владелец на ином вещном праве.
ООО "Марос" в соответствии с договором аренды 1-772/2004 от 10.08.2004, заключенным с Департаментом городского имущества города Москвы, являлось арендатором нежилого помещения общей площадью 163.90 кв.м. (этаж 5. пом.1. комн. 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4-9, 9а, 96, 9в, 10-11, 11а, 12), находящееся по адресу: г. Москва, ул. Маросейка 7/8. стр. 1.
АО "Промжеллоргранс" реорганизовано в форме выделения нового общества -правопреемника общества с ограниченной ответственностью "Марос" (запись ЕГРЮЛ от 17.09.2019 за государственным регистрационным номером 1197746563354) по всем правам и обязанностям указанным в передаточном акте от 20.05.2019.
Соответственно, ООО "Марос" В силу п. 4 с г. 58 ГК РФ и согласно передаточному акту от 20.05.2019 перешли права и обязанности АО "Промжеллоргранс" по договору аренды 1-772/2004 от 10.08.2004.
27.03.2020 ООО "Марос" обратилось в Департамент городского имущества юрода Москвы с заявлением о внесении в договор аренды изменений в части перехода прав и обязанностей арендатора от АО "Промжеллоргранс" к ООО "Марос". Департамент оставил заявление без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда юрода Москвы от 18.03.2021 по делу N А40-73482/20-60-499, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021, удовлетворены исковые требования ООО "Марос" к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения обшей площадью 163.9 кв.м. этаж 5, пом. 1. комн. 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4-9, 9а, 9б, 9в, 10-11, 11a, 12) с кадастровым номером 77:01:0001035:1780 расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8. стр. 1.
Между ООО "Марос" (ОГРН 1197746563354) и Департаментом городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) заключен договор купли-продажи недвижимости N 59-7157 от 04.08.2021 (учетный) нежилого помещения с кадастровым 77:01:0001035:1780 общей площадью 163.90 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д.7/8, стр.1 и зарегистрировано право собственности запись регистрации N 77:01:0001035:1780-77/051/2021-5 от 14.09.2021, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Вещное право на помещение в здании по адресу: т. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8. стр. 1 за ООО "Марос" зарегистрировано после проведения ремонтных работ, а именно 14.09.2021.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что ООО "Марос" является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе должны быть указаны требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства.
Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец изложил обстоятельства дела, вместе с тем, каких-либо возражений относительно выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом решении, апелляционная жалоба не содержит.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2022 по делу N А40-146834/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146834/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "МАРОС"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ